Наталья Воробьёва
Формирование у детей дошкольного возраста познавательной активности посредством познавательно-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. А это во многом зависит от нас. В программе экологического образования…
В связи с этой проблемой нами была поставлена цель и определены задачи.
Цель: способствовать формированию и развитию познавательной активности детей через познавательно-исследовательскую деятельность.
Задачи:
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы;
Публикация «Формирование у детей дошкольного возраста познавательной активности посредством познавательно-исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция август 2016
- активизировать речь и обогащать словарь детей;
- развивать экспериментальный мир через экспериментальную деятельность дошкольников.
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности воспитания в детском саду. Объектом данного исследования является процесс развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Познавательная активность дошкольника проявляется, прежде всего, в умении ребенка принимать от взрослого и самостоятельно ставить познавательную задачу, составлять план действий, отбирать средства и способы ее решения с использованием возможно более надежных приемов, производить определенные действия и операции, получать результаты и понимать необходимость их проверки.
Для выявления уровня сформированности познавательной активности дошкольников мы выделили следующие критерии (по Айдашеву Г. А.) :
(используется метод наблюдения)
- когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребёнка в деятельность);
- мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, её завершённость);
- эмоционально – волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач);
- действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребёнка).
Сформированность познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста мы диагностируем по 3 уровням развития:
- низкий уровень – не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляют отрицательные эмоции (огорчение, раздражение, не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, в показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.
- средний уровень – большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способа её выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю. Задают вопросы для уточнения условий её выполнения и получив подсказку, выполняют задание до конца, что свидетельствует об интересе ребёнка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно с взрослым.
- высокий уровень – проявление инициативности, самостоятельности. Интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляют упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижение.
Мы выделили несколько критериев для выявления уровня познавательной активности :
• проявляют инициативу и самостоятельность в процессе выполнения задания
• познавательная деятельность вызывает интерес, удовольствие
• предлагает цель, способы достижения, предполагает ожидаемый результат
• организует и осуществляет познавательно-исследовательскую деятельность в соответствии с собственными замыслами
• планирует, комментирует, объясняет свои действия
• проявляет творчество в процессе практического познания : высказывает догадки, выдвигает гипотезы, проверяет их.
На конец обучения результаты диагностика показывают на каком уровне сформирована у детей познавательная активность.
Сравнительная диагностика показювает всю важность и необходимость работы по формированию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Познавательно-исследовательская деятельность оказывает положительное влияние на познавательное развитие дошкольника.
Наши дети проявляют большой интерес к предметам окружающего мира, явлениям природы в процессе экспериментирования. Познавательная деятельность вызывает у воспитанников интерес, они с удовольствием ставят опыты, высказывают, выдвигают гипотезы и проверяют их.