Любовь Самойлова
Статья «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами музыки»
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами музыки
Меняются времена, эпохи, люди, но вечным остается стремление
человека к добру, красоте, истине. Общество требует воспитания человека действия и поступки которого соответствуют высшему критерию нравственности. И щедрость сердца, и душевная черствость одинаково берут свое начало с детства.
Публикация «Статья „Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами музыки“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Поэтому начинать воспитание патриотизма следует с дошкольного возраста, когда начинает формироваться личность, когда человек открыт миру и готов принимать его таким, каким преподносят ему этот мир взрослые. Воспитать гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальна сегодня. Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Процесс познания должен осуществляться с первых колыбельных песен, ласковых рук матери, через культуру своего народа: пение, танцы, пословицы, поговорки, народные праздники, игры, произведения народного искусства. Ведущей характеристикой отечественного искусства всегда был и остается гуманизм. Гуманистические возможности искусства обеспечиваются его содержанием, обращенным к человеку.
По воздействию на человека музыка занимает одно из первых мест. Меня как педагога, осуществляющего музыкальное воспитание детей, заинтересовала проблема нравственно – патриотического воспитания детей средствами музыки. Эта тема стала приоритетным направлением в моей работе и определила мою педагогическую концепцию.
Моя педагогическая концепция – строить педагогическую деятельность по нравственно – патриотическому воспитанию на исторических традициях народной культуры и народного искусства.
Целью работы я считаю воспитание духовно-нравственных качеств у детей, способствовать становлению гражданской позиции.
Задачи работы:
- способствовать расширению знаний детей о России, ее истории, героях, развитие гордости за ее достижения,
- развивать эмоциональную и личностную сферу детей,
- формировать чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям,
- воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, родной природе.
Данные задачи решаются во всех видах музыкальной деятельности : слушании музыки, пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах, музыкальных играх. Для работы по нравственно –патриотическому воспитанию я использовала и различные формы организации детской музыкальной деятельности : тематические занятия (Ознакомление с государственной символикой, Музыкальные жанры, Инструменты народного оркестра, досуги («День космонавтики», «Масленица», «Мне посчастливилось родиться на Руси», «Наш любимы детский сад», «День матери», «День отца», тематические праздники («Россия – Родина моя», «Моя Москва», «Этот День Победы», «День защитника Отечества», «Моя семья», концерты («Творчество П. И. Чайковского», «М. И. Глинка – великий русский композитор», «Сказки А. С. Пушкина и музыка Н. А. Римского-Корсакова») музыкальные гостиные («Любимые песни нашей семьи», «Осенние мелодии») игры-драматизации, театрализованные представления по сказкам народов России.
Направления работы:
- Наша родина – Россия,
- Мой родной город - Москва,
- Мой детский сад,
- Моя семья.
Работа по ознакомлению с государственной символикой непростая, но она может стать творческой и необыкновенно увлекательной. Формирование чувства гордости за свой город, свою страну предполагает эмоционально-когнитивную включенность детей. В этом поможет приобщение детей к творчеству всемирно известных российских композиторов (Александров Н. А., Д. Покрасс, М. Матусовский, М. И. Глинка, В. А. Агапкин).
На основе народных песен, прибауток будут воспитываться качества в детях, во все времена отличающие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство. Для патриотического воспитания полезно использовать народные игры с пением и движением, в которых ребята приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества («Гори-гори ясно», «Золотые ворота», «Плетень», «Ванна простота», «У медведя во бору» и др.)
Фольклорные праздники являются итогом в работе над различными фольклорными произведениями. При подготовке к праздникам дети разучивают народные песни, потешки, танцы и игры, осваивают игру на народных музыкальных инструментах. Дети знакомятся с народным костюмом, примеряют его на себя. Здесь важна каждая мелочь: и народное полотенце, и каравай, и расписная посуда в оформлении праздника. Даже для аккомпанемента я использую не фортепиано, а более близкий к народному пению аккордеон – родственник гармони. В моей домашней коллекции есть целых две гармони, которые я также демонстрирую детям. При подготовке фольклорных праздников происходит преображение робких, застенчивых детей в раскрепощенных и инициативных.
Эмоциональное воздействие произведений русских композиторов, которым всегда была свойственна любовь к Родине, к народу велико и значимо. Знакомство с музыкой М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева и др. важно для воспитания патриотических чувств дошкольников. П. И. Чайковский – это композитор, бесконечно любивший русскую песню, русскую природу, русского человека. Его музыка, полная песенной красоты, с нежной мелодией, наиболее доступна детскому пониманию.
Большое место в воспитании гражданской позиции детей я отвожу музыке, отражающей события Великой Отечественной войны. Это песни, марши, которые пробуждают чувство гордости за свой народ, воспитывают в ребенке мужество и стойкость. Вместе с детьми мы слушаем песни «Журавли», «На безымянной высоте», «У деревни Крюково», «В землянке», «Катюша». Дети разучивают и исполняют песни современных отечественных композиторов на тему войны и мира: «Мой прадедушка» Ю. Забутова, «Три танкиста», «Мир-это детство» Е. Архиповой, «Песня дружных ребят» С. Соснина. В год 65-летия Победы в Великой Отечественной войны мы вместе с детьми подготовили большой тематический праздник «День Победы». На нем вместе с ветеранами ВОВ дети нашего сада исполняли полюбившиеся им песни, военные танцы, разыграли целое театрализованное представление «Буду в армии служить».
При подготовке ко Дню космонавтики я знакомлю детей с творчеством композитора А. Пахмутовой, которая посвятила цикл песен «Созвездие Гагарина» нашим героям-космонавтам. Дети слушают также песни других российских композиторов: Д. Тухманов «Звездная песня неба», В. Мурадели «Марш космонавтов», В. Мигуля «Трава у дома».
Патриотическое воспитание требует к себе особо гибкого и чрезвычайно тонкого подхода. Без участия семьи невозможно добиться позитивных результатов в этом направлении, так как семья – это не только среда обитания, но и источник богатейших нравственных чувств. Любовь к Родине начинается с семьи - это известное высказывание служит для нас ориентиром в работе. Цикл праздников, посвященных маме, папе, дедушке и бабушке стал у нас в саду традиционным. Прикосновение ребенка к истории семьи вызывает у него сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к членам своей семьи. Родители являются полноправными участниками педагогического процесса и сами принимают участие в «Музыкальных гостиных», «Посиделках», делятся своими творческими способностями. На родительских собраниях я повторяю родителям изречение А. С. Макаренко: «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям».
Прививая любовь и уважение детям к своему детскому саду, мы проводим тематические и интегрированные занятия с педагогами других направлений: логопедом, воспитателем по физической культуре, воспитателями, инструктором по плаванию. Неподдельное восхищение всегда вызывают театрализованные спектакли, поставлены сотрудниками детского сада. Творческое взаимодействие взрослых и детей оказывает свое правильное влияние на формирование любви и уважения к детскому саду и в целом на нравственно-патриотическое воспитание ребенка.
В заключении я должна отметить значение работы по музыкальному воспитанию в целом в развитие здоровье сберегающих технологий и благотворную роль музыки на здоровье детей.
Воздействие музыки на укрепление здоровья человека известно с древних времен. Музыка сама по себе использует различные терапевтические механизмы:
-позволяет преодолеть психологическую защиту у ребенка – успокоить или наоборот активизировать, настроить, заинтересовать;
- помогает развить коммуникативные и творческие возможности детей;
- повышает самооценку;
- развивает эмпатические способности;
- помогает укрепить отношения с другими детьми, способствует установлению и развитию межличностных отношений;
- формирует ценные практические навыки – игру на музыкальных инструментах, умение петь;
- помогает занять ребенка увлекательным делом – музыкальными играми, пением, танцами, движениями под музыку.
Специалисты выделяют положительные эффекты музыки в работе с проблемными детьми:
- музыка увлекает и оказывает сильное успокаивающее воздействие на большинство гиперактивных детей,
- замкнутые и скованные дети становятся более спонтанными и развивают навыки взаимодействия с другими людьми простым способом музицирования,
- хорошие результаты дают коррекционные музыкальные занятия с детьми с ограниченными возможностями (ДЦП, ЗПР, слабовидящие,
- улучшается сенсомоторная функция детей : дети с плохой координацией движений прикладывают больше усилий для того, чтобы научиться работать пальцами, постепенно координация таких детей совершенствуется.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Божович Л. И., Конникова Т. Е. О нравственном развитии и воспитании детей. Вопросы психологии. ,1995г.
2. Бреслав Г. М. Эмоциональное состояние особенностей формирования личности в детстве. Педагогика, 1990.
3. Выготский Л. С. Психология, М, 2002.
4. Патриотическое воспитание : современный взгляд. Материалы научно-практической конференции, М. 2003.
5. Радынова О. П. Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста. ,М, 1998.
6. Старикова К. Л. У истоков народной мудрости, Екатеринбург, 1994.