Назиля Насибуллина
Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами проектно-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами проектно - исследовательской деятельности.
Развитие познавательно - речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.
Работа с детьми по познавательно-речевому развитию включает :
Публикация «Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами проектно-исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
-Занятия по ознакомлению с окружающим миром, математике, развитию речи на основе деятельного метода;
-Совместная проектно-исследовательская деятельность детей и педагогов;
-Упражнения и игры на развитие интеллектуальной сферы всех сторон речи во всех возрастных группах;
-Опытническая деятельность;
-Коррекционная работа по развитию речи и речевого общения;
-Совместные игры- фантазирования;
-Совместная деятельность в уголке книги (беседы, мини викторины, заучивание стихов, чтение, моделирование сказок, составление рассказов).
Приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития :
-Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.
-Практические - упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательно- поисковая деятельность.
-Словесные - рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.
Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т. к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной.
Известно, что дошкольный возраст – это благоприятный период для развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому задача детского сада заключается не в том, чтобы поскорее научить ребенка писать и считать, а чтобы обогатить его речь и представления об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности.
Учёными-педагогами выявлены педагогические условия, которые обеспечивают достаточно устойчивые познавательные интересы дошкольников. Это:
• Создание обогащённой предметно-пространственной среды;
• Включение занимательности в содержание занятий;
• Создание проблемно-поисковых ситуаций;
• Вовлечение в выполнение творческих заданий;
• Интеграция разнообразной деятельности;
• Организация экспериментирования;
Повышение качества образования невозможно без разработки и внедрения современных педагогических технологий, одной из которых является исследовательско-проектная деятельность.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в числе основных форм организации образовательного процесса названа и проектная деятельность, которая также является специфическим видом деятельности дошкольников. Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения.
Так что же такое проектирование — это комплексная деятельность, участники которой автоматически (без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов) осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных, социально-политических (Е. С. Евдокимова). Другими словами, это разнообразная (интегрированная) деятельность по достижению определенной цели.
Автор – Евдокимова Елена Сергеевна предлагает свой вариант типов проектов, актуальных для дошкольного образования :
1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.
2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и культуру.
3. По характеру участия ребенка в проекте : заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.
4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект)
5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.
6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Чем меньше ребенок, тем проще проект.
В младшем дошкольном возрасте в ходе разработки проекта решаются следующие задачи:
• развивать навыки вхождения детей в проблемную игровую ситуацию, здесь ведущая роль отводится педагогу;
• активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации вместе с педагогом;
• формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности, т. е посильное участие в практических опытах.
В старшем дошкольном возрасте ставятся более сложные задачи:
• формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
• развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
• развивать желание пользоваться специальной терминологией, вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.
Такой подход в итоге позволяет каждому ребенку:
• научиться объединять сведения из различных областей знаний на основе единого проекта;
• развить природную любознательность и интерес к самостоятельному приобретению знаний;
• повысить уровень коммуникабельности.
Работа над проектом распределяется поэтапно следующим образом:
I этап: включает в себя деятельность педагога – формулировка проблемы, определение цели и задач, подбор материала; деятельность детей – вхождение в проблему.
На II этапе: происходит практическая деятельность по достижению поставленной цели (чтение книг, драматизация, оформление результатов в виде газет и альбомов, совместная деятельность детей и взрослых).
На III этапе: представляется результат выполнения проекта – в виде оформления презентации, шоу, театрализованного представления.
Важно, чтобы тема проекта шла от детей, поэтому выбор темы мы начинаем с изучения интересов детей.
Метод «трех вопросов» позволяет учесть знания детей по той или иной теме и выбрать способы для познания нового : Что я знаю о.? Что я еще хочу узнать о.? Как я могу это узнать?
На основании ответов детей планируется деятельность в центрах активности. В любом случае, темы, основанные на интересах детей, обеспечивают наилучшую мотивацию и наиболее успешное обучение.
Проектная деятельность, реализуемая через разные формы работы в центрах активности, дает возможность каждому ребенку выбрать тот путь познания, который ему органичен. Вместе с тем, действуя каждый в своем направлении (кто-то лепит, рисует, кто-то делает опыты, кто-то «издает» книжку, кто-то выпекает кулинарный шедевр, кто-то конструирует, кто-то решает задачу на состав числа, все вместе получают максимум сведений, наглядно представленных результатов, раскрывающих эту тему с разных сторон.
- Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.
- Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, строить речевое высказывание в ситуации общения, договариваться со сверстниками во время деятельности, рассказывать о проделанной работе.
- Детская исследовательская деятельность важна и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
- В процессе исследовательской проектной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
- При использовании проектной технологии в образовательной деятельности у детей появляется интерес, притягательность к процессу познания, повышается мотивация образовательной деятельности. И что самое главное – помогает развивать свободную творческую личность, способную активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду,
покажи – я запомню,
дай попробовать - и я пойму!»
Т. е., можно сказать, что усваивается всё крепко и надолго, когда ребенок не только услышит и увидит, но сделает сам.