Оксана Пособчук
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средствами исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из принципов дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
В связи с этим особую актуальность приобретает развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста, что позволит эффективно развивать детскую любознательность, пытливость ума и формировать устойчивые познавательные интересы.
Публикация «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средствами исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает, для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость, каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Однако, на современном этапе ученые и педагоги отмечают, что за последние три года произошло значительное снижение познавательной активности. Дети очень редко проявляют инициативность и самостоятельность, утрачивают интерес при затруднениях, проявляют отрицательные эмоции.
Стало очевидно, что наиболее важным в познавательном развитии ребенка является не просто обогащение его представлений об окружающем, а развитие инициативы и познавательной активности.
В процессе развития дошкольников познавательная активность выступает : как средство увлекающего обучения; как сильный мотив, к протеканию познавательной деятельности; как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию.
Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить, а значит, сделать шаг в неизведанное. В нашем детском саду создан центр детских исследований «Хочу всё знать», в котором образовательная деятельность организована таким образом, чтобы дать детям возможность самостоятельно найти ответы на интересующие вопросы. Приоритетными в определении темы исследования являются детские вопросы.
Наиболее ярко исследовательская деятельность проявляется в экспериментировании, которое направлено на самостоятельное исследование объектов и явлений в ходе практических действий.
Модель построения занятия может меняться в зависимости от задачи. Такая система работы позволяет с помощью активных методов включить в исследовательскую деятельность каждого ребёнка, поставить его в личностно – развивающую ситуацию, которая обеспечивает развитие познавательной активности, становления опыта, выработку своего собственного мнения.
Использование технологий исследовательской деятельности позволяет развивать познавательные способности дошкольников, учит самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировки в информационном пространстве.
Развивать познавательную активность детей следует именно на исследовательской основе, где ребенок выступает в роли экспериментатора, исследователя, открывает для себя "взрослые" законы через понятную ему деятельность. И задача педагогов - помочь детям в проведении исследований, сделать их полезными.
Список используемых источников:
З. А. Михайлова, Т. И. Бабаева. Развитие познавательно – исследовательских умений у старших дошкольников // ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 160 с.