Марина Федченко
Проблема здоровьесбережения в образовании и профессиональной деятельности педагога детского сада
▼ Скачать
Вопросы сохранения здоровья детей и молодежи были актуальны во все периоды становления и развития образования на разных исторических этапах. Здоровье и отношение к здоровью воспитанников и педагогов играет важнейшую роль в связи с тем, что образовательные учреждения являются звеном социализации детей, где среди других ценностей усваивается ценность здоровья, формируется мотивация сохранения своего здоровья и здоровья окружающих.
Публикация «Проблема здоровьесбережения в образовании и профессиональной деятельности педагога детского сада» размещена в разделах
Состояние здоровья детского населения вызывает очень серьезное опасение специалистов. По статистическим данным, лишь 20% детей здоровы, 80% – имеют функциональные нарушения и отклонения в состоянии здоровья, высок процент хронической патологии. Большинство детей 6-7 лет не готовы к обучению в школе. В связи с этим необходимо определить новую стратегию сохранения здоровья, основанную на социальной ценности здоровья личности и идеи ответственного отношения каждого человека за свое здоровье перед обществом и общества перед человеком.
Проблема здоровья и здоровьесбережения должна быть прерогативой не только здравоохранительных учреждений, медицинских работников, но и педагогов, родителей и общества в целом. Цель здоровьесбережения – создание условий, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья детей в образовательном процессе, и проведение мероприятий по здоровьесбережению, разнообразие которых зависит от следующих факторов: состояния здоровья воспитанников, структуры их заболеваний, уровня педагогической, медицинской и валеологической компетентности педагогов.
Задачи образовательных учреждений в сфере охраны здоровья учащихся закреплены в ряде законодательных и нормативных документов. Значимость данной работы обозначается двумя основными положениями, содержащимися в Законе «Об образовании» : это гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности (ст. 2) и обязанность образовательных учреждений создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся (ст. 51). В законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ст. 28 подчеркивается, что в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от их организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников.
В настоящее время проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения определяется противоречием между социальным признанием приоритета ценностей здоровья человека и традиционной системой образования, не обеспечивающей их. Таким образом, возникает необходимость создавать новые условия образовательного процесса, которые будут направлены на укрепление и сохранение здоровья детей. Эти условия в полной мере можно реализовать через активную здоровьеориентированную деятельность педагога, направленную на решение задач сохранения и укрепления здоровья ребенка, воспитание культуры здоровья и приобщение к здоровому образу жизни. Но существует проблема в том, что значительная часть педагогов слабо подготовлена по вопросам возрастных особенностей ребенка, психологии и физиологии детского организма, закономерностям развития ребенка, что не позволит проявлять активность по решению задач в области здоровья подрастающего поколения.
Также объектом внимания и критики должен быть тот факт, что проявляется недостаточная грамотность педагогов в вопросах здоровья и здорового образа жизни. Как отмечает Н. К. Смирнов (2000, даже при наличии знаний в этой области, педагог не всегда является носителем культуры здоровья. В этом одна из причин неблагополучия состояния здоровья педагогов как профессиональной группы, которая представляет одну из наиболее выраженных групп риска. Педагоги сами нездоровы и невольно подают плохой пример своим воспитанникам. Если о здоровье учащихся говорят много и пытаются заниматься его сохранением и укреплением, то проблеме здоровья педагогов не уделяется должного внимания. В этом вина, как самого педагога, так и всей государственной системы, многие годы финансирующей образование и здравоохранение по остаточному принципу, превратившей педагога в одну из самых низкооплачиваемых профессиональных групп населения. Однако трудно ожидать заметных успехов в заботе о здоровье воспитанников без изменения отношения к здоровью педагога.
Задача здоровьесберегающей педагогики и активности педагога дошкольного образования – обеспечить подрастающему поколению высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья. Следует отметить, что условием здоровьесберегающей деятельности является использование в воспитательно-образовательном процессе здоровьесберегающих технологий, которые направлены на воспитание культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
В настоящее время качественным этапом в развитии дошкольной системы образования можно рассматривать ее ориентацию на здоровьесберегающую парадигму, которая определяется следующими направлениями деятельности ДОУ : организация здоровьесберегающего пространства, внедрение здоровьесберегающих технологий, осуществление здоровьесберегающей деятельности, так как вся система дошкольного образования имеет прямое отношение к проблеме здоровья детей.
Таким образом, следует подчеркнуть, что проблема здоровья и здоровьесбережения в настоящее время имеет большое значение, потому что состояние здоровья детей неуклонно ухудшается. Система дошкольного образования обратила свое внимание на это и встала на путь здоровьесбережения, поэтому теперь системе профессионального образования необходимо предоставить специалистов, компетентных в этом вопросе, готовых к реализации здоровьесберегающей деятельности.
В процессе профессиональной подготовки специалистов дошкольного образования одним из главных моментов следует выделять готовность и компетентность педагога в вопросах сохранения и укрепления здоровья.