Лилия Полугодина
Теоретические и практические аспекты организации проектной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Основные принципы дошкольного образования:
• полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
• построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
• содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
Публикация «Теоретические и практические аспекты организации проектной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
• сотрудничество Организации с семьёй;
• приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
• возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
• учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Приказ Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»
Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на воспитанника, как «саморазвивающуюся систему», в соответствии с которым усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для его саморазвития, на самодеятельность детей.
(В. П. Бедерханова)
Проектирование, по мнению О. С. Газмана, - комплексная деятельность, обладающая, во-первых, признаками автодидактизма: участники проектирования как бы автоматически осваивают новые понятия, новые представления о различных сферах жизни, о производственных, личных, социально-политических отношениях между людьми, новое понимание смысла изменений, которых требует жизнь.
К воспитателю, вступающему во взаимодействие с ребенком и его семьей, сегодня предъявляются особые требования.
Важным является не только умение решать возникающие психологические и педагогические проблемы, но и понимать направление развития, способствовать поиску путей психологической и педагогической поддержки.
Тезис современного понимания метода проектов
«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить».
Метод проектов - это форма организации образовательного пространства и метод развития творческого познавательного мышления.
Проект - слово иноязычное, происходит оно от латинского — projectus («брошенный вперед»)
В образовательной деятельности ребенок приобретает-способы действия -культурные, выработанные всей историей развития человечества, способы работы с предметным содержанием.
Метод проектов возник во второй половине XIX века. Основой метода проектов были педагогические концепции американского педагога, ведущего представителя философии прагматизма Джона Дьюти.
Он разработал теорию воспитания, направленную на формирование личности, наилучшим образом приспособленной к жизни и практической деятельности в условиях системы «свободного предпринимательства».
В начале XX в. Метод творческих проектов привлек внимание отечественных педагогов, таких как В. В. Игнатьев, М. В. Крупенина, С. Т. Шацкий, В. Н. Шульгин и др. Однако этот метод не получил массового применения в отечественной школе того времени.
Проект - это комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение чётко обозначенной цели, в течение заданного периода времени с ориентацией на четкие требования к качеству конкретного результата, с использованием ограниченных финансов и других ресурсов, в условиях активного взаимодействия с внешней средой.
Проектирование это обязательно практическая деятельность. Она в меньшей степени регламентируется педагогом, в ней новые способы деятельности не приобретаются, а превращаются в средства решения практических задач.
Мерилом успешности проекта является его продукт.
Проектная деятельность.
• Проектная деятельность ставит ребенка в позицию «хозяина жизни», когда человек не как исполнитель, а как творец разрабатывает для себя и других новые условия жизни.
• Согласно известной философской формуле, «изменяя обстоятельства, человек изменяет самого себя», т. е. без внешнего принуждения преобразовывает себя.
• Иными словами, проектирование выступает как принципиально иная субъектная, а не объектная (исполнительская) форма участия человека в социальном самоуправлении
В проектной деятельности ребенок приобретает.
За счет обретения навыков работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются проектировочные способности, предполагающие, прежде всего способность к рефлексии, целеобразованию, выбору адекватных решений и, конечно, умению выстраивать из частей целое.
Почему метод проектов?
В основе
• развитие познавательных навыков детей,
• умений самостоятельно конструировать свои знания,
• ориентироваться в информационном пространстве,
• развитие критического и творческого мышления,
• умения увидеть, сформулировать и решить проблему,
• необходимость применения интегрированных из разных областей знаний.
В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Результаты выполненных проектов, над которыми работает группа, должны быть «осязаемы»:
• если теоретическая проблема - то конкретное её решение, оформленное в информационном продукте,
• практическая проблема - конкретный продукт, готовый к потреблению. Основные требования к использованию метода проектов:
Основные требования к использованию метода проектов:
• Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания.
• Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например: доклад, презентация, газета и др.).
• Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность воспитанников.
• Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
• Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий.
• определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;
• выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования;
• оформление конечных результатов;
• анализ полученных данных;
• подведение итогов, корректировка;
• выводы.
Советы педагогам по работе над проектом.
1. Глубоко изучить тематику проекта.
2. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.
6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
7. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
9. Развивать творческое воображение и фантазию детей.
10. Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
11. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
12. Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде презентации, шоу, театрализованного действа и т. п.
Внимательное отношение к Миру Детства известного ученого А. Эйнштейна позволило ему заметить, что воспитание радостью, живые образы в противовес навязанной бездарными педагогами скуке нужны детям. В начале 30-х годов в беседе с Н. И. Сац он сказал: «Сами дети любят искать, сами находить. В этом их сила. Они всегда чувствуют себя Колумбами, не устают удивляться многочисленным чудесам живой жизни. Может быть, самое трудное - научить их понимать других людей, не всегда похожих на тебя, познавать глубину каждого. Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину знаний, в глубину своих собственных мыслей и творчества. Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя».
Наш современник, психолог Д. И. Фельдштейн, исследуя особенности взаимоотношений Мира взрослых и Мира детей, пришел к выводу, что выбор новых форм их совместной деятельности, сотворчества позволит найти не только источник эмоционально насыщенных переживаний, но и развития, при сохранении индивидуальности каждого субъекта культуры (1997).
Таким источником, на наш взгляд, может стать проект, суть которого - свобода участников в выражении субъективного мнения, в выборе содержания деятельности, средств и способов решения проблемы.
Литература:
• Близнецова В. С. Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2009. №9. С. 33-40.
• Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Мозаика-Синтез, 2010.- 112 с.
• Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. - М. Айрис-пресс, 2008. - 208 с. - (Дошкольное воспитание и развитие).
• Киселева Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Аркти. М., 2010.
• Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ. – М. : Сфера, 2010
• Проектная деятельность старших дошкольников / авт. -сост. В. Н. Журавлёва. - Волгоград: Учитель, 2011.
• Материалы вебинара: «Проектная деятельность в дошкольной организации – методика и технология по решению задач ФГОС» Е. А. Кудрявцева сентябрь 2014 г.
• Ермолова Н. В. Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. №1,2015г. С10 – 13
• Рындина А. Особенности применения метода проектов в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО // Детский сад от А до Я № 5, 2014 г. с. 131 - 141