Павликова Зоя
Статья «Повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников с помощью проектной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
«Повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников с помощью проектной деятельности»
Трудно переоценить роль, которую играет в нашей жизни устная речь. Выступая в качестве наиболее употребительного способа общения, устное слово одновременно служит для нас носителем языка, важнейшим инструментом мышления. Устная речь широко используется в жизни каждого человека.
Публикация «Статья „Повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников с помощью проектной деятельности“» размещена в разделах
К числу важнейших задач работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится развитие устной речи. Именно поэтому в многогранном воспитательном процессе, осуществляемом в дошкольных учреждениях особое внимание, помимо общего развития ребенка, уделяется формированию у дошкольников устной речи, так как она является предпосылкой успешного развития детей в дальнейшем. Процент детей с ОНР с каждым годом становится больше как в массовых учреждениях, так и в специальных учреждениях.
Развитием речи детей занимается не только логопед, но и воспитатель. Если логопед развивает речевое общение детей, то воспитатель закрепляет речевые навыки детей, полученные на логопедических занятиях.
Пополнение, уточнение и активизация словаря детей проводиться не только на занятиях по развитию речи, но и в процессе всех режимных моментов.
Воспитатель находиться с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, умывальной комнате, спальне, уголке природы, игровом уголке, на прогулке и других местах, где имеется широкая наглядная база для формирования словарного запаса у детей с ОНР. Работая с детьми в продолжение всего дня, воспитатель имеет возможность многократно активизировать и закреплять новые слова, без чего не может происходить введение их в самостоятельную речь.
Поэтому, мы решили направить все силы для реализации проекта «Речевые дорожки» в летний период времени.
Целью проекта было : повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.
Задачи проекта :
1. Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи.
2. Вызвать у детей интерес к совместной деятельности.
3. Объединить усилия педагогов и родителей по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал.
4. Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.
5. Формирование у детей понятие о здоровом образе жизни и правильном дыхании.
Очень полезна для нас была помощь родителей - они принимали и принимают активное участие в жизни группы и всего детского сада.
Во время работы над проектом проводились разнообразные мероприятия:
1. Совместно с родителями подготовили материал на тему «Синонимы», «Антонимы».
2. Совместно с родителями дети подготовили сообщение о явлении природы.
3. Наблюдали за растительным миром.
4. Проводили эксперименты с песком.
5. Играли в различные подвижные игры.
6. Закрепили знания о правилах дорожного движения.
7. Познакомились с правилами поведения при пожаре.
8. Познакомились с произведениями А. С Пушкина (инсценировали сказку «Золотая рыбка»).
9. Посетили библиотеку.
10. Выполняли артикуляционную гимнастику.
11. Развивали речь скороговорками (разработали картотеку с помощью родителей).
12. Выполняли дыхательную гимнастику (пособия изготовлены родителями).
13. Ходили на экскурсии.
14. Участвовали в эстафете.
15. Проводили утренею гимнастику совместно с родителями.
Результаты реализации проекта :
1. Использование проекта в коррекционной работе способствовало успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.
2. Повысилась психолого-педагогическая компетентность родителей в вопросах речевого развития детей.
3. 80 % родителей заинтересовались не только результатами, но и самим процессом коррекционно-воспитательной работы (перед реализацией проекта было 40 %).
Эффективность результатов
для детей:
- положительная динамика речевого развития;
- успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;
- выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации.
для родителей:
- положительная оценка деятельности ДОУ;
- готовность и желание помогать;
- активизация педагогического потенциала родителей,
- приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей;
- овладение родителями регулярной рефлексией достижений ребенка;
- чувство удовлетворенности от совместного творчества.