Валентина Роговая
Консультация «Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Изобильненского муниципального района Ставропольского края
«Детский сад№34»
Консультация
Тема: «Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Воспитатель: Роговая В. П.
пос. Передовой
Консультация
Тема: «Основные ошибки при организации проектной деятельности с
с детьми дошкольного возраста»
Публикация «Консультация „Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
Проектная деятельность прочно вошла в практику работы педагогов дошкольных образовательных организаций. Несомненно, проектная деятельность интересна всем ее участникам и позволяет достичь высоких результатов. Однако приходится признать, что многие воспитатели находятся в заблуждении относительно самого понятия и содержания проектной деятельности.
Самая большая проблема кроется в том, какой смысл вкладывается в понятие «педагогический проект». По большому счету педагогическим можно назвать любой проект, имеющий педагогические цели. Однако здесь необходимо четко определиться, что есть проект педагогов и что такое детский проект. Проект педагогов – это деятельность, где субъектом является педагог, а дети организуются им на различные им же придуманные мероприятия. Детский проект тоже организуется педагогом, но субъектами деятельности в данном случае выступают воспитанники.
Так какие же ошибки в организации проектной деятельности с дошкольниками встречаются наиболее часто? Прежде всего это представление в виде проектной деятельности системы работы по какому-либо вопросу. Например, рассказывая о формировании у детей представлений о здоровом образе жизни, педагоги перечисляют разные формы работы, организуемые в течение учебного года, - занятия с воспитанниками, праздники и досуги, выставки детского творчества, совместная с родителями деятельность и т. д. данные мероприятия они называют детским проектом по формированию у детей здорового образа жизни. Несомненно, все перечисленные формы работы интересны и дают положительный результат. Многие из них при соответствующей организации могут быть детскими проектами, но только в том случае, если дети выступят в качестве их активных участников, авторов идей и их исполнителей.
Авторы публикаций, методических пособий по организации проектной деятельности с детьми рекомендуют начинать работу над проектом с создания «копилки». Многие воспитатели понимают это буквально и перед тем, как приступить к реализации проекта, делают подборку игр, пособий, плакатов по теме, а потом демонстрируют на слайдах, как много материала им удалось собрать. Но под словом «копилка» в данном случае кроется несколько иное содержание. Чаще всего имеется в виду копилка идей, вариантов решения проблемы. Это то, что будет в дальнейшем обсуждаться, анализироваться в ходе поиска наиболее приемлемого и результативного варианта. Это может быть копилка и в прямом смысле, например, календарей, значков, шишек, крышек и т. д. Но они должны быть собраны детьми и использоваться в процессе проектной деятельности. Подбор методических пособий осуществляется на этапе подготовки педагога к проекту. Исходя из собственной практики и наблюдений за деятельностью воспитателей, можно выделить еще ряд проблем, с которыми сталкиваются педагоги при организации проектной деятельности с детьми.
Как известно, в каждой группе есть активные, инициативные воспитанники, которые всегда находятся в поле деятельности воспитателя, и пассивные дети, не проявляющие инициативы и предпочитающие делать то, что делают другие. В результате участниками проектов чаще всего становятся одни и те же, активные воспитанники группы.
Между тем одна из задач проектной деятельности заключается в том, чтобы раскрепостить дошкольников, научить их быть самостоятельными, более инициативными.
Что для этого нужно? прежде всего, поддержка воспитателя, принятие ребенка таким, какой он есть. Что касается проектной деятельности, то самая большая возможность у детей проявить самостоятельность, свободу мысли в начале проекта, на этапе выдвижения идей. И здесь педагоги часто допускают очередную ошибку. Важно удержать себя от немедленного реагирования на предложения на предложения воспитанников. Ведь от того, как воспитатель выразит свое отношение к высказыванию ребенка, зависит степень его дальнейшего участия в этой деятельности. Можно дать понять воспитаннику, что его идея «не очень удачная», взглядом, вздохом, рукой, неосторожными высказываниями или молчанием. И если активные дети в ответ на это будут изобиловать все новыми и новыми идеями, то робкие и нерешительные дошкольники замолчат на полуслове, заняв позицию пассивных участников, или, что еще хуже, потеряют интерес к предстоящей проектной деятельности.
На этапе воплощения идей проекта воспитателям сложно удержать себя от прямых указаний, прямого руководства деятельностью детей. Даже при хорошем развитии проекта часто приходится слышать: «А теперь мы будем делать то-то…», «А теперь сделайте вот так….». В ходе проектной деятельности воспитанникам нужно давать больше свободы, чтобы они пытались самостоятельно находить решения поставленной перед ними задачи, учились анализировать и делать выводы.
Часто бывает так, что продукт проекта оказывается невостребованным. Например, результатом нормативных проектов становится какое-то правило или знак. В ходе проектной деятельности этих знаков накапливается достаточно много, они собираются в специальной коробочке, но в реальной жизни не используются. Со временем в группе происходят конфликты, нарушаются правила, а про знаки никто не помнит. Проект по придумыванию и изготовлению знаков закончился, и они просто пополнили коробочку. Зачем тогда их было вообще придумывать? Получается, что этот проект был ради проекта.
Проекты, нацеленные на создание какого-либо материального продукта, например, макета, требуют значительных сил всех участников, а также определенных средств, времени.
Как правило, результат совместной деятельности всех радует, вызывает чувство удовлетворения. Воспитатель с гордостью демонстрирует продукт проекта гостям группы, который долго потом украшает собой групповую комнату. К чему это приводит? Дети спрашивают у педагога: «Можно поиграем с крепостью? (кораблём, ракетой и т. д.)». «Нет», - отвечает воспитатель, - пусть крепость пока постоит. Мы так долго трудились над ней, а вы её быстро сломаете». Комментарии здесь излишни.
То, что ребёнок просит разрешение поиграть с тем, что он сам с товарищами сделал, говорит о многом. Любой продукт проектной деятельности должен использоваться в дальнейшем, а не служить неприкасаемым украшательством групповой комнаты.
Проектная деятельность представляет большие возможности для творчества всех её участников. Случается так, что проект, задуманный на одну-две недели, затягивается на месяц, а то и два – в ходе деятельности придумывается что-то новое, интересное. В какой-то момент педагог осознает, что тема проекта заполнила все время, дети зациклены на одном и том же. Родители удивляются: «Долго мы ещё будем заниматься космосом (насекомыми, птицами, и т. д. ?»
Воспитатель уже и сам бы рад завершить проект, но итоговое мероприятие все откладывается, т. к. еще что-то не доделано. Когда все – таки проект завершается, все вздыхают с облегчением. И, скорее всего, желания взяться за следующий проект ни у педагога, ни у детей не появится.
Учитывая это, проект должен иметь определённый срок реализации, который позволит решить поставленные задачи и получить необходимые результаты. При этом важно соблюдение сроков выполнения каждого этапа проекта.
В методической литературе по организации проектной деятельности с детьми имеется перечень мероприятий, которые могут стать итогом проекта. Как показывает практика, воспитатели часто выбирают презентацию результата проделанной работы перед другими воспитанниками, что выглядит следующим образом.
Участники проекта приходят в другую группу, каждый держит в руках картинку (фотографию) какого-то момента проектной деятельности. «Гости» выстраиваются перед сидящими полукругом воспитанниками и рассказывают о том, что и как они делали. Детям дошкольного возраста трудно последовательно и логично выстроить свой рассказ, чтобы другим было понятно и интересно. Вскоре «хозяева» начинают скучать. Воспитатель фотографирует мероприятие, «гости» возвращаются в свою группу. Презентация и весь проект завершен.
Приходится признать, что подобная презентация продукта проектной деятельности не подходит дошкольникам. Лучшими зрителями в этом случае могут стать родители, в т. ч. те, которые в силу каких-либо обстоятельств не принимали участие в проекте.
Наиболее эффективным вариантом презентации результатов совместной деятельности является оформление фотогазеты, книги, альбома, которые потом отдают детям другой группы. Те рассматривают их вместе с воспитателем, формулируют интересующие их вопросы. В ходе следующей встречи авторы продукта отвечают на них.
Кроме перечисленных ошибок хочется отметить ещё один недочет. Организуя проектную деятельность, воспитатели забывают отражать её в календарных планах. Между тем проект реализуется во все отрезки времени, в ходе режимных моментов, через разные формы совместной деятельности.