Татьяна Усикова
Современные подходы к организации проектной деятельности с дошкольниками в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая работа, (завершенная работа) имеющая социально значимый результат.
Перед нами, педагогами, стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, сбора информации, экспериментировании и применения полученных знаний, умений и навыков в играх и практической деятельности.
Публикация «Современные подходы к организации проектной деятельности с дошкольниками в детском саду» размещена в разделах
Как показывает педагогическая практика, такую возможность даёт метод проектов. Он позволяет расширить образовательное пространство, придать ему новые формы и даёт возможность развития творческого, познавательного мышления ребёнка, развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.
В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Использование проекта в дошкольной образовательной практике имеет право рассматриваться как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определённой практической проблемой (темой).
Метод проектной деятельности необходимо использовать в работе со старшими дошкольниками, т. к. в этом возрасте дети отличаются более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке и стремлению к совместной деятельности.
Для современных дошкольников есть много преимуществ от использования проектного метода обучения по всем направлениям деятельности :
• увеличивается интерес к обучению;
• возникает понимание того, как содержание одной учебной темы связано с другими темами и другими направлениями деятельности; достигается более глубокое и осознанное освоение учебного материала.
Так же метод проектов может быть адаптирован и к остальным возрастным группам, необходимо только учитывать психолого-физиологические особенности детей, понимать интересы дошкольников на данном этапе
Проектная деятельность в детском саду делится на 5 этапов
1 Проектирование
Педагог занимается формулированием проблемы, указывает цель проекта, вводит ребят в игровую ситуацию, затем формулирует задачи.
2. Планирование
На этом этапе педагог помогает детям спланировать свою деятельность для решения поставленной задачи.
3. Поиск информации
Педагог помогает детям найти необходимую информацию для решения задачи. Проводит занятия, наблюдения. Педагог может провести работу с родителями по вопросу поощрения самостоятельно творческой деятельности детей.
4. Презентация
Педагог вместе с детьми готовит презентацию по осуществлению проекта, после чего они представляют его другим педагогам и родителям.
5. Портфолио
Педагог может собрать в папку всё то, что необходимо было для проекта : рисунки, схемы, фотографии, отчеты результаты
Суть проектной деятельности заключается в том, что педагог создаёт собственный проект, который решает какую – либо исследовательскую задачу. Внедряет этот проект в работу с детьми. Таким образом, дети занимаются поисковой деятельностью. Если просто объяснить детям какой-то материал то есть вероятность того, что этот материал в скором времени забудется. Но если дети сами ищут пути решения какой-либо задачи, задействовав мыслительные процессы, то эти мысли будут их собственными, таким образом материал будет усвоен лучше. Проектная деятельность в детском саду – это современная игровая и ли творческая деятельность. Она развивает самостоятельность, ответственность, инициативность, целеустремлённость.
Виды проектов
В дошкольных образовательных учреждениях ведутся несколько видов проектов
1. Творческие проекты. Дети исследуют задачу, а затем показывают это в виде театральной сценки.
2. Ролево – игровые проекты. Дети решают задачи в роле персонажей сказки.
3. Исследовательско -творческие проекты. Дети решают поставленную задачу, представляя решения в виде детского дизайна драматизации или газеты.
4. Информационно-практико-ориентированные проекты. Дети собирают информацию, ориентируясь на оформление группы и ее дизайн.
Следует помнить, что главным видом деятельности дошкольника является игра. Любой проект должен опираться именно на игровую деятельность детей. Можно выделить и другие виды проектов, которые могут быть краткосрочными это 1-3 занятия, так и долгосрочными на протяжении всего учебного года.
Проектная деятельность имеет огромное значение для групп с нарушением речи. Дети с речевыми проблемами нуждаются в постоянной коррекции и развитии речевых функций. Если проект организован правильно, то он обязательно поможет ребёнку развить свою речь.
Пример проекта
(огород на окне)
Тема: Лук не только полезно, но и интересно
Цель: Развивать умение находить информацию, составлять доклады, газеты
Задачи: Расширить представление детей о луке: сорта лука, место произрастания лука. Формировать у ребёнка умение составить сообщение (рассказ) по данной теме. Повысить интерес родителей к деятельности ребёнка.
Предполагаемые результаты: Изготовление газеты, памяток, буклетов о луке и его пользе совместно с родителями. Удовлетворение детей, родителей, и самого педагога от проделанной работы.
Участники проекта : дети, родители, воспитатели, (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, логопед, медицинский работник)
Условия для осуществления проекта : Подготовить рассаду, необходимый инвентарь для работы на огороде, просмотреть фильм «Чипполино», добавить в книжный уголок литературы по данной теме, дать рекомендации родителям о приобретении в свои домашние библиотеки книги с загадками, пословицами об овощах.
План мероприятий
1. Беседа «Работа в огороде» с показом иллюстраций, чтение книг. Использование дидактических игр.
2. Рассада. Сеем лук совместно с детьми, родителями.
3. Дети старшей группы показывают сценку «Чипполино» детям средней группы.
4. Выступление медицинского работника на тему «Неоценимая польза лука»
5. Выбор детьми темы сообщения. Составление плана сообщения.
6. Подведение итогов. Совместное оформление газеты по теме проекта.
7. Презентация газеты, памятки, буклета
8. Выставка работ (газет, буклетов, памяток)
9. Награждение детей и родителей за активное участие в проекте
Проектная деятельность в детском саду является одной из самых эффективных форм в воспитании и образовании детей. Эта работа основана на сотрудничестве детей, педагогов и родителей, которая помогает стать детям более самостоятельными. У детей развиваются познавательные способности, творческое воображение мышление. Дети становятся более коммуникабельными.