Жанна Банман
Роль проектной деятельности в работе педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство важный этап в формировании будущей личности. Каждый ребенок обладает огромными потенциальными возможностями, которые у ребенка либо реализуются и развиваются либо нет.
Огромное влияние при этом имеет среда, в которой вырастает ребенок. И для того, чтобы ребенок нормально рос и развивался необходимо создать оптимальные условия. Причем, среда может как активировать развитие ребенка, так и тормозить его. Значительную часть жизни ребенок проводит в коллективе детского сада, поэтому очень важно обеспечить подрастающей личности все материальные и нематериальные условия для развития.
Публикация «Роль проектной деятельности в работе педагога» размещена в разделах
В своей работе по воспитанию и образованию детей я использую различные методы и формы работы : от традиционных до инновационных и современных. Хочу остановиться именно на последних, потому что по результатам работы видна эффективность применения таких нетрадиционных форм работы с детьми. В своей работе я часто применяю метод проектирования, а также активно внедряю в образовательный процесс информационные и коммуникативные технологии.
Проектная деятельность уникальна, ведь мало того, что она интегрирует несколько методов обучения и воспитания, также она позволяет активно вовлекать в образовательный процесс родителей. Посредством проектной деятельности развивается как личность ребенка, так и его познавательные и творческие способности. Сегодня метод проектов актуален и очень эффективен.
В своей работе я часто применяю проектную деятельность именно в силу того, что этот метод наиболее эффективен и результативен. Мы вместе с детьми работаем как над краткосрочными проектами, так и над долгосрочными. Например, подводя итоги тематической недели «Космос», мы с детьми сделали выводы о том, что эта тема такая же необъятная, как и сама вселенная, поэтому у детей осталось еще довольно большое количество вопросов, ответы на которые можно получить, начав работу над новым проектом. Так был получен запрос от детей и запущен краткосрочный проект «Увлекательная астрономия», целью которого было формирование у старших дошкольников представлений о космосе, солнечной системе, вселенной, роли человека в освоении вселенной, значении космонавтики в жизни человека. После чего продолжается дальнейшая подготовительная работа над проектом : формулируются задачи, итоги, продукты, подбирается необходимые материалы и оборудование. На втором основном этапе проектной деятельности осуществляется непосредственно вся практическая работа (беседы, НОД, продуктивная деятельность, различные игры, совместные мероприятия с родителями и детьми и т. д.). И вот на заключительном этапе, проделав такую нелегкую работу, получив продукты (альбом «Космос», выставка творческих работ, космический коллаж, собственная космическая игра, мы подвели итог – КВН «Космические дали». Соревновались команды родителей и детей, причем, как в интеллектуальных, так и в спортивно-творческих конкурсах победу одержали наши юные космонавты. Благодаря работе над данным проектом повысилась наша предметно - развивающая среда. Хочу еще раз отметить то, что проектная деятельность решает сразу несколько непростых задач: заинтересованность ребенка в работе, объединение различных видов деятельности, а как итог - возможность саморазвития ребенка, привлечение к работе над проектом родителей. Это несомненно показало результативность такого интегрированного метода работы, повлияло на родительское отношение к совместной работе по воспитанию и образованию детей, а именно повысило их заинтересованность.
Что касается работы с родителями, то хочется отметить то, что вовлечение родителей в совместные проекты, также благотворно влияет на установление детско-родительских отношений, на активность родителей в совместной воспитательно-образовательной работе. К примеру, начав работу над нашим проектом «Увлекательная астрономия», мы провели анкетирование родителей с целью выявления уровня их знаний в области астрономии. Результаты этого анкетирования, показавшие на пробелы даже в элементарных знаниях в области астрономии, повысили заинтересованность родителей к совместной работе. Они с радостью создавали альбомы о космосе, творили и мастерили с детьми подделки, участвовали в наших интеллектуальных состязаниях. Я, считаю, что именно такие непринужденные формы привлечения родителей к нашей работе, открывают «новые двери» взаимоотношений и взаимодействия родителей и педагогов.
Также стоит упомянуть о краткосрочных проектах, которые также помогают при пополнении предметно- развивающей среды, позволяют глубже окунутся в ту или иную тему, развивают творчество и интерес детей к чему-то новому, еще неизведанному. Например, необходимость создания в группе Мини – музея «Мир театра» побудила нас к работе над новым краткосрочным проектом «Мир театра». Сейчас театр – место для большинства детей незнакомое, неизведанное, отдаленное, поэтому заинтересованность детей была высока. Работа также проходила в 3 этапа, но итогом и продуктом работы были не только знания детей, а именно создание музея тетра. Работа с детьми базировалась на использовании не только образовательных приемов (беседы, рассказы, НОД, мастер-классы, продуктивная деятельность, но и на активном использовании развлечений и игр. Так, изготовив маски героев нескольких русских народных сказок, мы используем их не только в рамках театрализованной деятельности, но и с удовольствием облачаемся в этих персонажей, играя в подвижные игры, что подогревает интерес детей и побуждает к активному участию в этих играх.
Мастер-класс по изготовлению кукол для настольного театра настолько заинтересовал детей, что они дома вместе с родителями продолжали их изготавливать. К тому же наши родители были привлечены и к созданию творческой выставки на тему «Музейный уголок». Кто- то остановился на иллюстрациях из сказок, кто-то осмелился и собственными руками творил чудо (создавали куклы из различных видов театра, изготавливали костюмы, ширмы). Конечно же благодарностью и грамотами были отмечены все участники, но победителей мы наградили сладкими призами. Скорее всего родителей привлекла именно сказочность и волшебность данной работы, ведь они хоть не на долго, но смогли отвлечься от скучной реальности бытия. К тому же их удивило и очень порадовало наше представление с использованием новых экспонатов нашего театра.
Так наш мини-музей «Мир театра» в день своего торжественного открытия поражал красотой, творчеством и разнообразием.
Аналогично, были пополнены живой уголок, книжный, уголок экспериментальной деятельности.
Также я веду работу и над долгосрочными проектами. Например, проект по экологии «Мы экология друзья», который предполагал работу по 4 блокам, рассчитанную на весь учебный год. Целью данного проекта было ознакомление детей младшего дошкольного возраста с окружающей средой, ее элементами и явлениями. Проблема экологического воспитания дошкольников очень актуальна сегодня, и причиной этому экологическая обстановка на Земле, нерациональная и пагубная деятельность человека. Поэтому именно в дошкольном возрасте необходимо начинать работу по экологическому воспитанию и образованию детей, чтобы заложить в маленьком сознании основы экологически грамотного и ответственного человека. Конечно же программа по воспитанию и образованию детей дошкольного возраста содержит работу по экологическому воспитанию детей, но в связи с уникальностью метода проектной деятельности такой подход показался мне наиболее актуальным и подходящим. Ведь очень важно найти индивидуальный подход к каждому ребенку, подобрать необходимые методы и приемы, а также привлечь к активному сотрудничеству и родителей, которые также играют немаловажную роль в формировании экологической культуры у ребенка.
Работа по данному проекту велась по 4 направлениям: животные, птицы, растения, охрана природы. Дети, не только в рамках НОД знакомились с объектами живой и неживой природы, но и получали возможность самим, на практике ощутить то что, ни одна картинка не в силах передать. Так, организованные совместно с родителями посещения зоопарка, сквера и выставки рептилий настолько эмоционально были приняты детьми, что их интерес возрастал, как и возрастало желание узнавать что-то новое. Большая роль в работе с детьми уделялась именно творческой, продуктивной и двигательной деятельности. Рисование, лепка, аппликации, работа с природным материалом, дидактические игры, подвижные игры, физ. минутки, заучивание стихотворений, потешек и песенок, отгадывание загадок, опыты, работа на участке, уход за цветами на клумбах – это все в сочетании с НОД дает большие результаты.
В работе с родителями было сложно заинтересовать, убедить в необходимости сотрудничества. Но после необычного родительского собрания с применением ИКТ, родители стали активно втягиваться в совместную работу. Они помогали нам в полевых работах на участке и огороде, изготавливали экологические знаки, сопровождали нас на экологические акции, прогулки, участвовали в создании выставок совместных творческих работ, в мастер-классах и семинарах. В общем, наша работа по экологическому проекту дала свои плоды, результаты это подтверждают.
Исходя из практики моей работы, хочу отметить то, что именно проектная деятельность, являясь интегрированным методом работы с детьми, позволяет разнообразить образовательный процесс, применять в своей работе индивидуальный подход, развивать творчество и активность детей, активизировать ранее не задействованные в работе методы и приемы.