Приложение МААМ

Особенности работы в ДОУ по реализации развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС

Маргарита Верхотурова
Особенности работы в ДОУ по реализации развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

МДОУ детский сад п. Усть-Карск Сретенского района

Особенности работы в ДОУ по реализации развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС

Воспитатель: Верхотурова Маргарита

Юрьевна

2017 г.

Федеральный Государственный стандарт дошкольного образования определяет требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования вообще и к развивающей предметно – пространственной среде в частности. Эти требования нашли своё отражение в п. 3.3. Требования к развивающей предметно-пространственной среде.

Публикация «Особенности работы в ДОУ по реализации развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС» размещена в разделах

В подавляющем большинстве случаев среда, которая окружает детей и взрослых в современном дошкольном учреждении, создаёт атмосферу именно учреждения с характерной для него командно-административной системой управления.

В каждой «ячейке» такой среды, начиная от групповой комнаты и заканчивая кабинетом заведующей, пространство организовано так, что даёт возможность «управляющему» со своего рабочего места замечаниями, запретами, требованиями и наказаниями направлять поведение подопечных.

В помещении, предназначенном для пребывания детей, всё сделано для того, чтобы взрослый каждую минуту мог надзирать за их деятельностью. Все дети большую часть, времени находятся в общей групповой комнате, которая целиком «просматривается» с «воспитательского» места: у детей нет возможности укрыться от глаз сверстников и взрослых ни для игры, ни для отдыха, ни для размышлений.

Всё помещение жёстко «зонировано», т. е. поделено на «зоны», в каждой из которых детям позволено заниматься какой-то определённой деятельностью; на все остальные виды деятельности в этой «зоне» накладывается запрет. Так, например, нельзя играть в спальне, в раздевалке; нельзя брать книги и карандаши в «кукольный уголок»; нельзя возводить постройки из конструктора в «учебной зоне» - в ней вообще нельзя оставлять никакие игрушки, кроме специально разрешённых, и т. д.

К нежеланным стереотипам следует отнести традиционные игровые уголки для сюжетных игр с неизменными темами и сюжетами («Больница», «Почта», «Магазин», «Пароход») и др., которые вносят в сюжетно-ролевую игру детей штампы, препятствуют, проявлению самостоятельного игрового творчества ребёнка.

Жизнь однообразных групп организуется по принципу закрытой системы, что ограничивает социальные контакты ребёнка с другими детьми и взрослыми.

Обследования детских дошкольных учреждений, опросы персонала, беседы с родителями изобилуют фактами, близкими к нереальным : детям не разрешается не только свободное изобразительное творчество, но, в целях сохранения пресловутого порядка, даже с игрушками можно играть в строго отведённые часы. Поэтому проблему организации ППРС мы считаем актуальной в данный период организации ФГОС ДО.

Одним из важнейших факторов формирования и развития личности ребёнка является окружающая среда в образовательном учреждении.

Среда развития ребёнка, должна обеспечивать разные виды его активности (умственной, игровой, физической и т. д., становиться основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования маленького ребёнка. При этом развиваются любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки. Только тогда будет естественно развиваться личность ребёнка.

Опираясь на личный опыт работы по данной проблеме, я сформировала развивающую предметно-пространственную среду в нашей группе таким образом, чтобы предоставить возможность каждому ребенку самостоятельно делать выбор, действовать, исходя из своих интересов и возможностей, стремиться к самоутверждению, заниматься не по воле взрослого, а по собственному желанию. В таком подходе к организации детской деятельности ребёнок саморазвивается и самореализуется. В группе обозначила несколько основных центров. В каждом из которых содержится достаточное количество материалов для игры, познания, исследования, с учетом возрастных особенностей детей.

Приведу несколько примеров:

Центр двигательной активности (расположен в приёмной) - пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в самостоятельной двигательной активности, совместных движениях со сверстниками, свободного использования спортивного инвентаря и физкультурного оборудования. Занимаясь, дети закрепляют разные виды движений. Все это оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

Центр сюжетно-ролевых игр - атрибуты к играм подобраны так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и современность материалов вызывают у детей желание играть, позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.

Театрально-музыкальный центр - театрализованная деятельность помогает нам сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. Они с удовольствием участвуют в постановках, драматизируют знакомые сказки, объединяют в единый сюжет с играми. Центр периодически пополняем новыми атрибутами, сделанными своими руками, руками родителей. Здесь же сосредоточены музыкальные инструменты, магнитофон, колонка. Аудиозаписи: детские песенки, звуки природы.

Центр конструирования - способствует развитию детского творчества, конструкторских способностей. Любой конструктор дети легко перемещают в удобное для них место: на ковер, стол. Это позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, Дети, особенно мальчики, с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности. С удовольствием играют в мастерской.

Центр безопасности дорожного движения – очень привлекает наших мальчиков. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки.

Центр книги и отдыха (находится в спальной комнате) – в игровой комнате создан островок тишины и спокойствия. Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в уголок уединения. Это уютное тихое место. Мягкие подушечки и игрушки, которым ребёнок может поведать свои тайны, переживания. Комфортный диван, камин, создают домашний уют, позволяют детям комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир книг. В этом центре дети с удовольствием приобщаются к словесному искусству, у детей развивается художественное восприятие и эстетический вкус.

Центр природы – это украшение нашей группы и одновременно место для саморазвития дошкольников, где формируются предпосылки экологического сознания, развивается экологическая культура, познавательный интерес. Здесь выставляем детские поделки, макеты, оформления сделанные руками детей родителей.

Центр экспериментирования – в нашей группе представлен мини-лабораторией, кинетической песочницей, коллекциями различных материалов. Все это помогает развитию познавательно – исследовательской деятельности детей, обогащению представлений об окружающем мире, что, в конечном счёте обеспечит успешное интеллектуальное и личностное развитие ребёнка.

Центр художественного творчества – выполняет задачу формирования интереса детей к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребностей детей в самовыражении. Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) мы выставляем в приемной на всеобщее обозрение в ценре «Очумелые ручки», к которому имеется свободный доступ.

Центр познания – является местом, которое стимулирует развитие не только социальных интересов, но и познавательной активности наших детей. Материал подобран так, что дети, пользуясь играми, картинками, энциклопедиями постепенно овладевают математическими навыками, чтением. В центре находятся: символика страны, края, родного посёлка; альбомы с фотографиями родного посёлка, столицы края, страны; литература по патриотическому воспитанию.

Центр развития речи - организован и представлен с учётом индивидуальных особенностей детей их чувственного опыта, информационного багажа, т. е. теоретической и понятийной осведомлённости ребёнка. Подобранный наглядно дидактический материал дает детям представление о целостной картине мира, о тесных взаимосвязях, и взаимодействии всех объектов.

В центрах организуем, как индивидуальную деятельность детей, так и объединяем детей в малые и большие группы. Кроме того, центры предназначены как для самостоятельной, совместной деятельности детей и взрослых, так и для проведения некоторых видов занятий:

Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе, создает условия для взаимодействия, сотрудничества, обеспечивает максимально комфортное состояние ребенка и его развитие.

Предметно – пространственная среда в нашей группе – это естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами; это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, она обеспечивает воспитанникам чувство психологической защищённости, помогает формированию личности, развитию способностей, овладению разными способами деятельности. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.

Спасибо за внимание! Желаю творческих успехов!

Публикации по теме:

Отчет об организации развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС и образовательной программойОтчет об организации развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС и образовательной программой «Фотоотчет об организации развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с учетом ФГОС ДО и образовательной программой.

Инновационные подходы к созданию и совершенствованию предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС до " Инновационные подходы к созданию и совершенствованию предметно- развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. " С введением Федерального.

Особенности организации предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально- моделирующая.

Создание предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС посредством разных материаловСоздание предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС посредством разных материалов Одним из требований к условиям реализации ФГОС ДО является создание развивающей предметно-пространственной среды. Проблема недостаточности.

Создание развивающей среды на летнем участке детского сада в соответствии с ФГОС (из опыта работы)Создание развивающей среды на летнем участке детского сада в соответствии с ФГОС (из опыта работы) У наших родителей золотые руки! Нашим родителям не до скуки: В цветнике красоту наводили, Красивые цветы посадили. Прохожих работой своей.

Формирование информационно-образовательной среды ДОУ как условие реализации ФГОС Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информатизация – это глобальный социальный процесс, особенность.

Использование музейной педагогики как инновационной технологии в создании развивающей среды ДОУ в соответствии ФГОС Создание мини - музеев помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию.

Консультация «Формирование предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС» .

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с принципами ФГОС ДО. Согласно толковому словарю Д. Н. Ушакова: среда – это социально – бытовая обстановка, в которой живет человек; окружающие условия; совокупность.

Взаимодействие с родителями по созданию развивающей среды на участке детского сада в соответствии с ФГОС (из опыта работы)Взаимодействие с родителями по созданию развивающей среды на участке детского сада в соответствии с ФГОС (из опыта работы) «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье» – В. А. Сухомлинский Сумасшедший.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности работы в ДОУ по реализации развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС
Опубликовано: 20 декабря 2017 в 07:03
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности работы в ДОУ по реализации развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Маргарита Верхотурова (УИ 433165) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД