Маргарита Верхотурова
Особенности работы в ДОУ по реализации развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ детский сад п. Усть-Карск Сретенского района
Особенности работы в ДОУ по реализации развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС
Воспитатель: Верхотурова Маргарита
Юрьевна
2017 г.
Федеральный Государственный стандарт дошкольного образования определяет требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования вообще и к развивающей предметно – пространственной среде в частности. Эти требования нашли своё отражение в п. 3.3. Требования к развивающей предметно-пространственной среде.
Публикация «Особенности работы в ДОУ по реализации развивающей образовательной среды в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
В подавляющем большинстве случаев среда, которая окружает детей и взрослых в современном дошкольном учреждении, создаёт атмосферу именно учреждения с характерной для него командно-административной системой управления.
В каждой «ячейке» такой среды, начиная от групповой комнаты и заканчивая кабинетом заведующей, пространство организовано так, что даёт возможность «управляющему» со своего рабочего места замечаниями, запретами, требованиями и наказаниями направлять поведение подопечных.
В помещении, предназначенном для пребывания детей, всё сделано для того, чтобы взрослый каждую минуту мог надзирать за их деятельностью. Все дети большую часть, времени находятся в общей групповой комнате, которая целиком «просматривается» с «воспитательского» места: у детей нет возможности укрыться от глаз сверстников и взрослых ни для игры, ни для отдыха, ни для размышлений.
Всё помещение жёстко «зонировано», т. е. поделено на «зоны», в каждой из которых детям позволено заниматься какой-то определённой деятельностью; на все остальные виды деятельности в этой «зоне» накладывается запрет. Так, например, нельзя играть в спальне, в раздевалке; нельзя брать книги и карандаши в «кукольный уголок»; нельзя возводить постройки из конструктора в «учебной зоне» - в ней вообще нельзя оставлять никакие игрушки, кроме специально разрешённых, и т. д.
К нежеланным стереотипам следует отнести традиционные игровые уголки для сюжетных игр с неизменными темами и сюжетами («Больница», «Почта», «Магазин», «Пароход») и др., которые вносят в сюжетно-ролевую игру детей штампы, препятствуют, проявлению самостоятельного игрового творчества ребёнка.
Жизнь однообразных групп организуется по принципу закрытой системы, что ограничивает социальные контакты ребёнка с другими детьми и взрослыми.
Обследования детских дошкольных учреждений, опросы персонала, беседы с родителями изобилуют фактами, близкими к нереальным : детям не разрешается не только свободное изобразительное творчество, но, в целях сохранения пресловутого порядка, даже с игрушками можно играть в строго отведённые часы. Поэтому проблему организации ППРС мы считаем актуальной в данный период организации ФГОС ДО.
Одним из важнейших факторов формирования и развития личности ребёнка является окружающая среда в образовательном учреждении.
Среда развития ребёнка, должна обеспечивать разные виды его активности (умственной, игровой, физической и т. д., становиться основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования маленького ребёнка. При этом развиваются любознательность и творческое воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки. Только тогда будет естественно развиваться личность ребёнка.
Опираясь на личный опыт работы по данной проблеме, я сформировала развивающую предметно-пространственную среду в нашей группе таким образом, чтобы предоставить возможность каждому ребенку самостоятельно делать выбор, действовать, исходя из своих интересов и возможностей, стремиться к самоутверждению, заниматься не по воле взрослого, а по собственному желанию. В таком подходе к организации детской деятельности ребёнок саморазвивается и самореализуется. В группе обозначила несколько основных центров. В каждом из которых содержится достаточное количество материалов для игры, познания, исследования, с учетом возрастных особенностей детей.
Приведу несколько примеров:
Центр двигательной активности (расположен в приёмной) - пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в самостоятельной двигательной активности, совместных движениях со сверстниками, свободного использования спортивного инвентаря и физкультурного оборудования. Занимаясь, дети закрепляют разные виды движений. Все это оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.
Центр сюжетно-ролевых игр - атрибуты к играм подобраны так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и современность материалов вызывают у детей желание играть, позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.
Театрально-музыкальный центр - театрализованная деятельность помогает нам сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. Они с удовольствием участвуют в постановках, драматизируют знакомые сказки, объединяют в единый сюжет с играми. Центр периодически пополняем новыми атрибутами, сделанными своими руками, руками родителей. Здесь же сосредоточены музыкальные инструменты, магнитофон, колонка. Аудиозаписи: детские песенки, звуки природы.
Центр конструирования - способствует развитию детского творчества, конструкторских способностей. Любой конструктор дети легко перемещают в удобное для них место: на ковер, стол. Это позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, Дети, особенно мальчики, с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности. С удовольствием играют в мастерской.
Центр безопасности дорожного движения – очень привлекает наших мальчиков. Он оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, жезл регулировщика, макет улицы, дорожные знаки.
Центр книги и отдыха (находится в спальной комнате) – в игровой комнате создан островок тишины и спокойствия. Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в уголок уединения. Это уютное тихое место. Мягкие подушечки и игрушки, которым ребёнок может поведать свои тайны, переживания. Комфортный диван, камин, создают домашний уют, позволяют детям комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир книг. В этом центре дети с удовольствием приобщаются к словесному искусству, у детей развивается художественное восприятие и эстетический вкус.
Центр природы – это украшение нашей группы и одновременно место для саморазвития дошкольников, где формируются предпосылки экологического сознания, развивается экологическая культура, познавательный интерес. Здесь выставляем детские поделки, макеты, оформления сделанные руками детей родителей.
Центр экспериментирования – в нашей группе представлен мини-лабораторией, кинетической песочницей, коллекциями различных материалов. Все это помогает развитию познавательно – исследовательской деятельности детей, обогащению представлений об окружающем мире, что, в конечном счёте обеспечит успешное интеллектуальное и личностное развитие ребёнка.
Центр художественного творчества – выполняет задачу формирования интереса детей к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребностей детей в самовыражении. Детские работы (рисунки, поделки и коллажи) мы выставляем в приемной на всеобщее обозрение в ценре «Очумелые ручки», к которому имеется свободный доступ.
Центр познания – является местом, которое стимулирует развитие не только социальных интересов, но и познавательной активности наших детей. Материал подобран так, что дети, пользуясь играми, картинками, энциклопедиями постепенно овладевают математическими навыками, чтением. В центре находятся: символика страны, края, родного посёлка; альбомы с фотографиями родного посёлка, столицы края, страны; литература по патриотическому воспитанию.
Центр развития речи - организован и представлен с учётом индивидуальных особенностей детей их чувственного опыта, информационного багажа, т. е. теоретической и понятийной осведомлённости ребёнка. Подобранный наглядно дидактический материал дает детям представление о целостной картине мира, о тесных взаимосвязях, и взаимодействии всех объектов.
В центрах организуем, как индивидуальную деятельность детей, так и объединяем детей в малые и большие группы. Кроме того, центры предназначены как для самостоятельной, совместной деятельности детей и взрослых, так и для проведения некоторых видов занятий:
Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе, создает условия для взаимодействия, сотрудничества, обеспечивает максимально комфортное состояние ребенка и его развитие.
Предметно – пространственная среда в нашей группе – это естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами; это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, она обеспечивает воспитанникам чувство психологической защищённости, помогает формированию личности, развитию способностей, овладению разными способами деятельности. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.
Спасибо за внимание! Желаю творческих успехов!