Алла Пушкарёва
Формирование информационно-образовательной среды ДОУ как условие реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информатизация – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача и использование информации.
Публикация «Формирование информационно-образовательной среды ДОУ как условие реализации ФГОС» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки, и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом.
Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования.
Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, требованиями современного общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду в десятки раз и более производительному и творческому.
Информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения, они способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников. Информатизация дошкольного образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация ДОУ. Это и создание единого информационного образовательного пространства ДОУ; и использование информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе; и разработка интегрированных занятий; и проектная деятельность; и активное использование сети Интернет в образовании.
Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса. Следовательно, творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем, необходимо изучать возможности использования и внедрения новых ИКТ в свою педагогическую деятельность, быть для ребенка проводником в мир новых технологий, формировать основы информационной культуры его личности.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения — это пространство сетевого взаимодействия всех участников учебного процесса, в котором происходит развитие ребенка-дошкольника.
Главной целью внедрения информационных технологий в образование, является создание единого информационно-образовательного пространства образовательного учреждения. Единое информационно-образовательное пространство детского садика – это совокупность следующих компонентов:
– информационных ресурсов, содержащих данные и сведения, зафиксированные на носителях информации.
– организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие единого информационного пространства, т. е. обеспечивающих все информационные процессы.
– программно-технических средств и организационно-нормативных документов.
Единое информационно-образовательное пространство детского садика – это система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники образовательного процесса. В информационно-образовательной среде электронного детского сада выделяют следующие основные функции – управленческую, воспитательную, информационную, методическую, коммуникационную, техническую.
Управленческая функция. Деятельность руководителя образовательным учреждением требует от него решения поставленных временем задач, постоянного анализа текущего состояния дел. Следовательно, вся управленческая деятельность связана с информацией, информационными процессами. Использование технических средств и компьютеров существенно сокращает сроки сбора и обработки информации, повышает оперативность и качество принимаемых управленческих решений.
Воспитательная функция. Так как человек живет и работает в обществе, то необходимо предоставить воспитанникам возможности поиска своего пути во взрослом мире. Не менее важно –подготовить его к пониманию необходимости управления изменениями в окружающем мире. Для поддержки воспитательной функции дошкольное образовательное учреждение должно быть обеспечено разнообразными возможностями общения, в том числе локальной сетью и выходом в Интернет. Сетевые технологии помогают сформировать инициативную, творческую личность, успешную не только в электронно-информационной среде, но и в обычной жизни.
Информационная функция. Информационная функция единого информационно-образовательного пространства детского садика предполагает: создание банка педагогической информации; формирование программно-методического фонда; формирование фонда компьютерных программ; формирование фонда медиатеки; создание банка информации о здоровье воспитанников.
Методическая функция. Методическая функция предполагает: разработку методических материалов для поддержки учебно-воспитательного процесса; создание информационно-педагогических модулей на различных носителях; разработку педагогических проектов с использованием ИКТ.
Коммуникационная функция. Большое значение в настоящее время имеет формирование у воспитанников коммуникативной культуры, которая поможет им общаться и выполнять совместную работу, устанавливать психологический контакт с другими людьми. В основе коммуникации лежат общепринятые нравственные требования к общению: вежливость, корректность, тактичность, скромность, точность, предупредительность, которые особенно важны для успеха совместной работы. Работая вместе, участвуя в критическом обсуждении идей других людей, дети переходят на более глубокие уровни понимания проблемы, осваивают приемы рефлексии.
В настоящее время большую роль не только в передаче информации, но и в общении играют сетевые технологии. Организация локальной сети и использование возможностей Интернета являются обязательными компонентами модели информационно-образовательной среды электронного детского садика. Локальная сеть образовательного учреждения позволяет совместно использовать общие аппаратные средства и информационную систему учреждения, осуществлять оперативный обмен данными. Благодаря сетевым связям формируются новые социальные объединения. Воспитатели создают сетевые сообщества, работающие над коллективными проектами. Новая среда, в основе которой лежит коллективная познавательная, творческая и учебная деятельность, учит думать по-новому, воспитывает толерантность и критическое и мышление.
Техническая функция. Для создания единого информационного пространства электронного детского садика необходимо: создание рабочих мест, оснащенных современным мультимедийным оборудованием; организация локальной сети; доступ к Интернету с любого компьютера; создание системы технического обслуживания, ремонта и модернизации средств вычислительной и мультимедийной техники.
Каждое дошкольное образовательное учреждение должно иметь собственную модель информатизации, специфическую (авторскую) информационно-образовательную среду в образовательно-информационном пространстве региона, иметь коллектив, обладающий информационной культурой и владеющий информационными технологиями обучения.
Проблема поиска решений эффективной информатизации системы образования и её компонентов является актуальной как на социальном, так и на научно-практическом уровнях.
Список литературы:
1. Волошина, О. В. Развитие пространственных представлений на занятиях информатики в детском саду / О. В. Волошина //Информатика – 2006. – №19.
2. Горвиц, Ю. М. Новые информационные технологии в дошкольном
образовании. / Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. – М. ,1998.
3. Комарова, Т. С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т. С. Комарова – М., 2011.
4. Цветкова, М. С. Информационная активность педагогов: методическое пособие / М. С. Цветкова – М., 2010.