Светлана Романова
Использование музейной педагогики как инновационной технологии в создании развивающей среды ДОУ в соответствии ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Создание мини - музеев помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности. Знакомство с музеем позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.
Публикация «Использование музейной педагогики как инновационной технологии в создании развивающей среды ДОУ в соответствии ФГОС» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Важная особенность мини-музеев в ДОУ - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.
Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Таким образом мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину.
Одной из задач дошкольного образования — это воспитание этических основ формирования личности (мировоззрения, направленности и устойчивости личности, нравственно-психологических качеств, чувств и привычек).
Формирование личности немыслимо без осмысления культурно-исторического развития общества, взаимодействия и взаимопроникновения различных культур, наций, конфессий и социальных групп, ядром, которого является этнотолерантность.
Современный культурный человек — это не только образованный, но и человек обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно сформировать у дошкольников умение строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающим на основе взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Одной из приоритетных задач современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы воспитанники получили не только определенный багаж знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие этнотолерантностью в качестве основы жизненной позиции.
Культура личности раскрывается в динамическом процессе знакомства с окружающим, его переработки и создания собственных ценностей. Поэтому взрослые несут особую ответственность за организацию культурной среды, а также материальную и духовную поддержку ребенка.
Музеи — неотъемлемая часть культурного наследия. Они охватывают практически все сферы жизни человечества: искусство, науку в целом, историю, географию и т. п. В современном обществе музеи продолжают свою культурную и просветительскую деятельность. В мире насчитывается не один десяток тысяч музеев, больших и маленьких, всемирно известных и имеющих ограниченный круг посетителей. Свой музей существует почти в каждом городе планеты. Музеи стали очень разными и необычными.
Особенностью музея в дошкольном учреждении является то, что к основным экспонатам добавляются предметы, сделанные руками детей.
Музей дает возможность детям не только рассмотреть предметы со всех сторон, но и практически освоить их. Формы работы в музее этнической культуры отличаются многообразием. К ним относятся: мини-беседы с детьми; экскурсии для детей и родителей; самостоятельное рассматривание экспонатов; мастер-класс по изготовлению экспонатов; работа творческой группы по пополнению музея экспонатами; творческие игры, образовательные путешествия; чтение художественной литературы; исследовательская деятельность, экспериментирование; музицирование, прослушивание аудио-материалов, просмотр мини-презентаций.
Для того чтобы приобщить наших воспитанников детского сада к культуре нашего края, мы создаем мини- музеи.
Чтобы частичка этой благословенной земли придавала в нашем саду особую атмосферу для развития искусств и сохранения истории и культуры города Кинешма.
Чтобы передать историю детям наши педагоги посещают музеи и переносят из разных городов те знания, которые получают на экскурсиях от мастеров старинных промыслов :
В нашем детском саду созданы такие мини музеи :
«Русская березка»
В результате создания музея дети :
познакомились с березой, как символом России, национальным деревом;
" развился у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания;
" сформировалось представления о жизни растения, его развитии и связи с другими живыми организмами;
Мини музей «Театральной куклы»
Цель :познакомить малышей с наследием, доставшимся нам от предков, с народными традициями и культурой. Мини-музей постоянно пополняется новыми экспонатами - народными куклами.
Мини –музей «Пасхи»
Экспонаты мини музея используются на различных мероприятиях : встреча «Светлой пасхи»
«В результате создания музея у детей :
-формируются такие чувства как честность, доброта, святые чувства, ясное сознание христианского долга
-уважение к старшим доброе отношение к малышам
Мини- музей «Военной - патриотической славы»
Целью военно-патриотического воспитания является формирование у детей дошкольного возраста патриотических отношений и чувства к своей семье, к городу, к природе, культуре на основе исторических особенностей родного края. Воспитание уважения к прошлому, настоящему и будущему родного края.
Мини –музей «Русская изба»
«В результате создания музея» дети получили представления о русской культуре и быта.
Решаются задачи художественного развития детей, знакомство с промыслами, что развивает в детях творческую инициативу, интерес к народному творчеству.
Мини –музей «Хлеб всему голова»
«В результате создания музея» созданы условия для развития познавательных и творческих способностей детей, мышления, воображения, связной речи, воспитания бережного отношения к хлебу и труду взрослых.
Мини –музей «Наш край»
«В результате создания музея у детей :
-формируется любовь к Родине через любовь к природе родного края
-формируется интерес к «малой Родине», достопримечательностям, культуре и традициям Кинешмы.
Беседы с батюшкой на тему «История православия, культура и традиции празднования православных праздников.»
Мини –музей «Матрешка»
В результате создания музея дети :
-познакомились с понятием «музей игрушки-русской матрешки»;
-развилось представление детей о коллекции на примере народной игрушки;
Формируется у детей целостная картина мира через ознакомление с элементами духовной культуры.
-познакомились с элементами художественной культурой и предметами
народного творчества видами росписи на примере некоторых игрушек, части национальной одежды (платки, сарафаны)
-познакомить с игрушкой наших предков –матрешкой.
«Мини-музей музыкальных инструментов» :
- познакомить детей с музыкальными инструментами 20 и 21 века;
-получают первые навыки игры на них;
- развивается фантазия, творчество, стремление импровизировать.
Заключение:
С созданием мини музеев в детском саду пополнились знания детей о культуре и традициях нашей «малой родины»-
Развивается личностная культура, как основа любви к Родине.
Сплотился коллектив детского сада и родителей. Благодаря созданию особой среды в ДОУ у детей сформировалось чувство причастности к наследию прошлого и проложило основу духовного начала.