Мария Засыпкина
Статья: «О проблемах развития инклюзивного образования в России».
▼ Скачать + Заказать документы
О проблемах развития инклюзивного образования в России.
Интеграция и инклюзия в системе специального образования :
понятийно-функциональное соотношение.
В настоящее время система специального образования в России претерпевает существенные изменения, в связи со сложившимися реальностями общественных взаимоотношений [3].
Темочки:
- Инклюзивное образование
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Современный подход к лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью рассматривает движущее, на сегодняшний день, направление введения модели социального включения детей с различными нарушениями. Ведущей идеей данного направления является перенесение общественного взгляда с медицинского аспекта, т. е. со стороны функциональных невозможностей и трудностей детей, на снятие негативных отношенческих барьеров и установок, имеющие место быть в социуме по отношению к данной категории лиц, которые препятствуют развитию их потенциала, ограничивают доступ к основным социальным услугам и посещению культурно-досуговых мероприятий [2].
В России отношение к системе обучения детей с проблемами здоровья стало меняться в начале 90-х годов XX века, находясь на тот момент в едином мировом информационном и образовательном пространстве. В это время начинает закладываться законодательная и нормативная базы интегрированного образования, реализуются комплексные целевые программы в интересах детей с ОВЗ и инвалидностью, как на федеральном, так и на региональных уровнях [3].
До недавнего времени в Российской системе образования понятия «интеграция» и «инклюзия» рассматривались как синонимичные понятия. Однако, в последнее время активное развитие инклюзии за рубежом и внедрение в отечественную образовательную систему зарубежного опыта, привело к поступлению из тех же «краев» мощного потока профессиональной информации, что заставило многих специалистов задуматься об истинном смысле традиционно употребляемых понятий в профессиональной речи. В системе российского специального образования выявилось явное несоответствие современным международным терминам ряда обозначений, что привело к осознанию необходимости реформирования системы отечественного образования и упорядочению его понятийного аппарата [3].
С началом реформирования системы отечественного образования в последние годы заметно стала прослеживаться некая стабильность лексико-семантических характеристик специального образования [3].
В отличие от интеграции, которая не предполагает наличие беспрепятственной среды обучения и удовлетворения особых индивидуальных образовательных потребностей, а лишь предоставляет возможность совместного обучения со здоровыми детьми, инклюзия связывается с перспективами создания и обеспечения для обучающихся имеющих функциональные нарушения, доступных условий в общеобразовательных организациях, приспособления к их нуждам и предоставление им качественных образовательных услуг [2].
Под влиянием инновационных, ориентированных на мировой опыт явлений и процессов в сфере специального образования, тенденция развития инклюзии, стремительно вытесняет из русла отечественного понятийного аппарата специального образования понятие «интеграция». Однако, как показывает практика распространённость инклюзивного обучения в общеобразовательных организациях невелика. Это обусловлено рядом причин: во-первых, и пожалуй одна из основных, это нехватка специалистов (дефектологов, неподготовленность кадров к работе с категорией лиц с ОВЗ и инвалидностью; во-вторых, создание специальных условий требует больших материальных затрат и финансового обеспечения; в-третьих – не принятие лиц с ОВЗ и инвалидностью здоровыми сверстниками и нежелание родителей, в том чтобы их ребенок обучался в классе с детьми имеющие отклонения в развитии; в-четвертых – недостаточность специфической методической и программной базы и т. д. [1].
Специальное образование имеет существенные различия в зависимости от социокультурного развития общества и отдельных групп населения. Каковы бы небыли эти различия, инклюзивное образование предназначено для обеспечения образовательных потребностей детей с той или иной спецификой развития и их активное включение d жизнь общества [1].
Литература:
1. Коркунов В. В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в уральском регионе: Учебное пособие. /Урал. гос. пед. ун-т, - Екатеринбург, 2009. – 224 с.
2. Кучмаева О. В. Проблемы развития инклюзивного образования в столице/О. В. Кучмаева//Воспитание школьников. – 2013. - №4. – с. 3-11.
3. Назарова Н. М. Специальная педагогика. – М. : Асаdemа, 2000. - 519 с.