Ирина Кобылина
Выступление на семинаре «Возможности инклюзивного образования»: Построение инклюзивного процесса в группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Второй год нашу группу посещает ребенок с ОВЗ. С момента поступления ребенка в группу со всеми специалистами и родителями был разработан алгоритм действий.
Во первых, мы провели диагностику развития ребенка, используя методы и приёмы, характерные для этого ребёнка. ( Например: диагностика делилась на части т. к. ребёнок уставал; подбираем индивидуальные упражнения для выявления особенностей развития)
Публикация «Выступление на семинаре „Возможности инклюзивного образования“: Построение инклюзивного процесса в группе детского сада» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Одновременно с этим проводились встречи с родителями с целью знакомства и сбора информации о развитии ребенка, особенностей его поведения, развития навыков самообслуживания и социальных умений. Выяснили образовательный запрос со стороны родителей. Основная цель беседы — познакомиться с ребенком и определить основные направления сотрудничества.
Во вторых, на протяжении периода адаптации и всего времени присутствия ребенка с ОВЗ в группе воспитатели группы, педагог-психолог, учитель-логопед наблюдают за ним в разных ситуациях, определяя уровень сформированности различных навыков и умений, особенности контактов с другими детьми и взрослыми, навыки продуктивной деятельности, проявление самостоятельности и активности, сферу интересов. Медицинский работник отслеживает состояние здоровья, самочувствие в течение дня, своевременность приема лекарственных препаратов, согласно заключению и рекомендациям лечащих врачей во время пребывания ребенка в ДОУ.
С учётом результатов диагностики и рекомендации ПМПК, была разработана программа индивидуального сопровождения, которая по результатам промежуточной диагностики корректировалась и дополнялась. ( Например: разобрали состав числа из 5, научились применять эти знания и изменили задачу в программе - состав числа из 6,7; объем зрительной памяти у ребенка расширилсядо5 картинок вносим изменения – расширение до 7 – 8 картинок)
Так же мы создали условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться и проявлять свою активность. ( Например: у него есть сой уголок, в котором он уединяется и занимается своими играми, которые ему нравятся).
На фронтальных занятиях ребенок занимается со всеми детьми, но в совместной индивидуальной деятельности с этим ребёнком задания дублируются, закрепляются и аналогичные задания переносятся в другие учебные
ситуации. Также проводим игры по рекомендациям специалистов. В группе ведется журнал взаимодействия специалистов с воспитателем, где отмечаем успехи ребенка и на что обратить внимание.
Небольшой опыт работы показывает, что ребенок, посещающий группу, способен к дальнейшему успешному включению в общество.
4. Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях данной группы.
Ребенок с ОВЗ вместе со всеми детьми вовлекается во все режимные моменты, все виды игр, беседы, наблюдения и другие мероприятия.
Организация жизнедеятельности ребенка в группе, опирается на решение следующих задач:
- мы устанавливаем и поддерживаем отношения ребенка с детьми и взрослыми, основанными на уважении и интересе к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям; ( Например: если что- то не получается, говорим мы еще поучимся и всё получится как у ребят)
-Даем возможность выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, распределять роли и обязанности; ( Например: в подвижных играх сначала давали роль, а теперь ребёнок выбирает её сам)
-развиваем умения и навыки игровой, познавательной, исследовательской деятельности;
Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах:
Основная форма - индивидуальная работа по разным видам деятельности
- активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, прогулка)
-совместная деятельность и игра в микро группах с другими детьми
- праздники, конкурсы, экскурсии
Индивидуальныеработа направлена на развитие и поддержку способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Содержание планируется согласно составленному индивидуальному плану и опирается на адаптированную образовательную программу. Выбор методов обуславливается индивидуальными особенностями мальчика, в основном это наглядные и практические методы.
По результату индивидуальной работы ведется запись в дневнике развития ребенка, с которой обязательно знакомятся специалисты. Родителям даем рекомендации по отработке навыков и включению их в игровую и бытовую деятельность.
Организованная среда планируется и выстраивается совместно со специалистами в процессе наблюдения за особенностями развития, самостоятельными действиями и интересами.
В микрогруппах с ребёнком решаем общие задачи, он учится общаться, взаимодействовать друг с другом. Обучается навыкам согласовывать свои действия, находить совместные решения, разрешать конфликты. Замечая различия в интересах, способностях, навыках, дети учатся спомощью взрослого учитывать их при взаимодействии.
Праздники, экскурсии, конкурсы, походы выходного дня важная составляющая инклюзивного процесса. Они создают позитивный эмоциональный настрой, объединяют детей и взрослых, являются важной формой работы.
Взаимодействие со специалистами службы сопровождения работа воспитателя строилась на тесном сотрудничестве с логопедом и педагогом-психологом, что помогало наиболее успешно осуществлять выполнение целей и задач адаптированной программы. Между специалистами проводились консультации, на которых озвучивались проявляющиеся в процессе работы трудности и совместными усилиями находились оптимальные пути решения выявленных проблем. В дальнейшем продолжим работу в тесном сотрудничестве.