Белозёрова Анна
Проблемы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время одной из дискуссионных и актуальных проблем современного образования является образование детей с ограниченными возможностями здоровья.
Многочисленные ограничения, связанные с социальным неравенством инвалидов, являются препятствиями к получению детьми качественного образования.
Основная задача инклюзивного образования – создание необходимых условий для постижения успеха, а так же обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования всеми детьми независимо от учебных заведений, индивидуальных особенностей, родного языка, социального статуса, культуры, физических и психических возможностей.
Публикация «Проблемы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Инклюзивное образование
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо начинать с самых ранних лет, так как именно в этом возрасте формируются основные навыки социального взаимодействия и общения.
Важным условием успешности инклюзивного обучения является совместная деятельность специалистов различного уровня: логопедов, дефектологов, психологов, работа которых полностью сосредоточена на потребностях детей.
Для решения проблем инклюзивного образования необходимо создать специальные условия, включающие в себя наличие развивающей среды, использование специальных учебников, учебных пособий, образовательных программ и методов обучения, а так же проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий.
В последнее время основное внимание сосредоточено на разработке инновационных подходов к взаимоадаптации детей с ограниченными возможностями и детей без ограничений здоровья.
Дети с ограниченными возможностями здоровья значительно чаще подвергаются воздействию ближайшего окружения. Отклонения, возникающие в развитии личности ребенка, вызывают нарушения в области коммуникации и познания, что может привести к образованию патологических форм поведения и активности.
У детей с ограниченными возможностями здоровья часто наблюдаются проявления таких эмоциональных состояний, как чувство страха, стыда и обиды, затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватно реагировать на происходящие изменения, возникают трудности в достижении своих целей.
Сегодня стало понятно, что учреждение само должно измениться для того, чтобы стать инклюзивным, ориентированным на любого ребенка с любыми образовательными потребностями. Это сложный процесс, требующий организационных, содержательных, ценностных изменений.
Готовность учреждения и педагогов к инклюзивному образованию детей – условие успешного осуществления инклюзивного образования детей любого возраста, динамическое, интегративное профессионально – личностное образование, характеризующееся наличием установки, предполагающей активную предрасположенность и потребность педагога в осуществлении инклюзивного образования детей, проявляющееся в наличии и мобилизации специальных знаний, умений и навыков.
В настоящее время лишь незначительное количество учреждений готово к переосмыслению учебных программ, перепланировке учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей независимо от состояния здоровья.
Безусловно, рассматривая вопрос об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях, необходимо обеспечить методическую помощь педагогам, которые осуществляют педагогическую работу с этими детьми.
Одной из актуальнейших проблем является отсутствие на сегодняшний день правового, организационного и программно – методического обеспечения инклюзивного образования : нормативных документов, регламентирующих деятельность как учреждений инклюзивной направленности, так и окружных ресурсных центров по развитию инклюзивного образования.
Значительная часть трудностей в обучении и воспитании детей -
инвалидов связана с острым дефицитом квалифицированных кадров, способных осуществлять инклюзивное образование, поэтому, безусловно,
требуется введение дополнительных специальных дисциплин при подготовке педагогов, осуществляющих работу с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Таким образом, осведомленность о категориях детей с ограниченными возможностями, так и о преимущества инклюзивного образования невелика. В настоящее время можно признать, что сомнения и опасения вполне оправданы; концепция инклюзивного образования требует принципиальных изменений во всей системе образования. Международный опыт показывает, что развитие системы инклюзивного образования является одним из решающих шагов в содействии изменению дискриминационных воззрений в создании инклюзивного общества.
Конечно, развивая систему инклюзивного образования, мы способствуем развитию инклюзивного общества - общества для всех и для каждого. В этом и заключается значение инклюзивного образования.
Литература
1. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф. Л. Ратнер, А. Ю. Юсупов. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
2. Инклюзивное образование в России. ЮНИСЕФ. М., 2011.
3. Ярская-Смирнова Е. Р., Лошакова И. И. Инклюзивное образование детей-инвалидов // Социологические исследования. - 2003.- № 5.