Ксения Ларионова
Проблемы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из актуальных проблем современного образования.
Система образования в современной России переживает глубокие изменения, связанные с ее модернизацией. Различные учебные заведения трансформируются в результате правительственных реформ. При этом актуализируются ценности инклюзивного образования детей с инвалидностью. Система специального образования, охватывающее учащихся с особыми потребностями – инвалидов, претерпевает ныне серьезные изменения ввиду сокращения финансирования и структурных преобразований. На практике специальное образование, с одной стороны, создает особые условия для удовлетворения потребностей учащихся указанной категории в медицинских и педагогических услугах, а с другой, – препятствует социальной интеграции инвалидов, ограничивая их жизненные шансы.
Публикация «Проблемы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в России» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Инклюзивное образование
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В наши дни становится все более актуальной тенденция инклюзивного образования детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности [3]. Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике.
Инклюзивное образование базируется на восьми принципах: 1)Ценность человека не зависит от его способностей и достижений. 2) Каждый человек способен чувствовать и думать. 3) Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. 4) Все люди нуждаются друг в друге. 5) Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. 6) Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. 7) Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут. 8) Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. Все положения об инклюзивном образовании включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года [1].
В России в настоящее время традиционной формой обучения детей- инвалидов остаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения. Это связанно с тем, что рынок образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья беден и не имеет достаточного финансирования [2]. Для обучения таких детей требуется решение целого ряда проблем, важной из которых, на наш взгляд, является усовершенствование системы образования. На данном этапе развития этой программы существуют явные недостатки в законодательной базе и в системе социальной поддержки.
Внедрение инклюзивного образования, судя по опыту, сталкивается не только с трудностями организации так называемой «безбарьерной среды», но и с препятствиями социального свойства. Мы считаем, что можно выделить пять основные проблемы, которые возникают при внедрении данной технологии:
1) Отсутствует механизм реализации специальных образовательных условий обучения детей с ОВЗ в учреждениях общего образования. 2) Профессиональная и психологическая неготовность педагогов к работе с детьми с ОВЗ (явно недостаточное владение специальными методами, приемами, средствами обучения, недостаточный уровень академической подготовки, психологическая неготовность педагогов). 3) Психологические «барьеры», связанные с общественным мнением (отношение к инвалидам со стороны родителей детей без инвалидности, общественности в широком смысле слова). 4) Недостаточная обеспеченность учебниками, учебно-методическими комплектами, методическими пособиями, программами для работы с детьми с особыми образовательными потребностями. 5) Неготовность (неадаптированность) архитектурной и материально-технической среды образовательных учреждений. [3].
Не смотря на все проблемы с которыми сталкивается развитие инклюзивного образования, мы считаем, что решение основных проблем и ряда других, возникающих в условиях общеобразовательной школы, приведет к снятию барьеров в образовательной, профессиональной и бытовых сферах, в самопознании, саморазвитии и самореализации детей с ограниченными возможностями здоровья, что, в свою очередь, будет способствовать более успешному развитию инклюзивного образования.
Таким образом, можно говорить о том, что внедрения инклюзивного образования в систему российского образования встречает целый ряд преград, основной причиной которого является неготовность государства к внедрению людей с ограниченными возможностями здоровья в социум.
Литература:
1. Конвенция ООН «О правах инвалидов», от 13 декабря 2006 года.
2. Ратнер Ф. Л., Юсупов А. Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей, М. : ВЛАДОС, 2006.
3. Рубцов В. В. Психолого-педагогическая подготовка учителей для новой школы // Психологическая наука и образование, 2010. № 1 С. 5-12