МААМ-картинки

Особенности реализации инклюзивного образования в современном детском саду

Жанна Вендина
Особенности реализации инклюзивного образования в современном детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Данная статья подготовлена мною для публикации к университетскому заседанию круглого стола в масштабе Всероссийского фестиваля "Nauka 0+". В ней коротко освещен опыт работы нашего ДОУ (и мой в частности) с детьми с ОВЗ в рамках инклюзивного образования.

Особенности реализации инклюзивного образования в современном детском саду

Публикация «Особенности реализации инклюзивного образования в современном детском саду» размещена в разделах

В современном мире все чаще педагогам и родителям приходится сталкиваться с проблемой воспитания, обучения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. На первый взгляд, с выходом закона об инклюзивном образовании эта проблема, казалось бы, должна быть решена, но на первоначальном этапе внедрения любой системы, специалистам приходится сталкиваться с рядом проблем, решить которые возможно лишь при комплексном взаимодействии различных структур общественных и государственных организаций.

Прежде чем окунуться в суть проблемы, давайте определим, что же такое инклюзивное образование.

Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю, вовлекаю) — один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум. Данная трансформация ориентирована на формирование условий доступности образования для всех, в том числе обеспечивает доступ к образованию для детей с инвалидностью. Усилия общественности в 1990-х — 2000-х гг. и формирование общественного мнения позволили начать создание условий для такого типа педагогики, получившей наименование инклюзивной (вовлекающей).

Инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ", а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Исходя из вышесказанного, следует, что инклюзивное обучение детей с особыми образовательными потребностями может осуществляться совместно с образованием здоровых детей, в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Но так ли это на самом деле? Поможет ли обучение детей, к примеру, с аутизмом, ДЦП или болезнью Дауна, стать полноправными членами общества и не вызвать более глубокой травматизации неустойчивой детской психики? И как бучение детей с ОВЗ скажется на восприятии их обычными детьми? Стоит ли акцентировать внимание детей на том, что среди них есть другие, особенные дети? А если же нет, то как справляться с непониманием, страхом, а иногда и откровенными насмешками в адрес особенных детей?

Помимо педагогических вопросов, приходится сталкиваться и с рядом технических проблем. Таких, как, например, оснащение ресурсных комнат для детей с ОВЗ, привлечение специалистов из других организаций, с целью подготовки педагогов школ и детских садов к работе с детьми с ОВЗ и т. д.

В рамках работы нашего ДОУ нам пришлось столкнуться с данной проблемой на практике, после зачисления двоих детей с диагнозом ранний детский аутизм.

К приходу этих детей была проведена тщательная подготовка.

На первоначальном этапе проведена работа с педагогическим составом и выбор наиболее комфортной группы для пребывания таких детей. Здесь учитывалось и близкое расположение помещения группы к ресурсной комнате и выбор педагогов, имеющих опыт в работе с детьми с ОВЗ.

Вторым этапом стало знакомство с родителями воспитанника, обсуждение всех трудностей, с которыми придется столкнуться как родителям, так и педагогам. А так же выработка совместного алгоритма дальнейшего сотрудничества семьи и ДОУ.

Третьим этапом явилась работа по первичной адаптации ребенка к ДОУ. В данном направлении работало несколько специалистов – педагог-психолог, тьютор, учитель-логопед и старший воспитатель, а так же воспитатели группы, в которую был определён ребёнок.

Параллельно с реализацией третьего этапа, администрацией ДОУ, проводится проектирование и оснащение ресурсной комнаты для детей с ОВЗ – это небольшое, изолированное помещение, предназначенное для индивидуальной работы с воспитанниками. В планы по оборудованию данного помещения, входит оснащение комнаты новейшим оборудованием, которое поможет в подготовке и качественном проведении индивидуальных занятий с детьми, организации и строгому соблюдению режима отдыха и двигательной нагрузки, созданию благоприятного психологического климата и снятия эмоционального напряжения. Так же, данное помещение будет включать в себя соответствующее требованиям ФГОС методическое оснащение и зоны психофизиологического развития:

- сенсорную зону;

- зону уединения и отдыха;

- образовательную зону;

- зону конструирования и игровой деятельности.

Таким образом, работа по введению инклюзивного образования в ДОУ направлена на создание и формирование единого образовательного пространства, обеспечивающее развитие инклюзивного образования детей с ОВЗ, их успешную социализацию и интеграцию в общество, а так же, создание развивающей среды, соответствующей возрастным потребностям детей, уровню их развития и требованиям реализуемых программ.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Конвенция ООН о правах ребенка.

3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 8 апреля 2014 г. N 293 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования".

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

Публикации по теме:

Аналитическая справка о проведении Недели инклюзивного образования.Аналитическая справка о проведении Недели инклюзивного образования. Аналитическая справка по итогам проведения недели инклюзивного образования «Разные возможности – равные права» На основании письма отдела.

Фотоотчёт о проведении Недели инклюзивного образованияФотоотчёт о проведении Недели инклюзивного образования В нашем Муниципальном дошкольном образовательном учреждении "Майский детский сад "Солнышко" с 04 по 08 апреля 2016 года прошла Неделя инклюзивного.

Консультация для воспитателей «Обучение девочек и мальчиков в современном детском саду» В последнее время гендерные аспекты детства привлекают внимание специалистов разных областей – психологов, педагогов, врачей. В научной.

Особенности инклюзивного образования детей с задержкой психического развития В настоящее время современная система образования позволяет включить каждого ребёнка в образовательное пространство. Положения ФГОС предназначены.

План работы по неделе инклюзивного образования в МБДОУПлан работы по неделе инклюзивного образования в МБДОУ План проведения Недели инклюзивного образования «Разные возможности – равные права» в МБДОУ № Название Форма проведения 1.«Что такое инклюзивное.

Подборка УМК для сопровождения инклюзивного образования Предлагаю подборку методического обеспечения для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. Программы ранней помощи для детей с отклонениями.

Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Консультация для педагогов Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС дошкольного образования Сегодня в системе.

Сообщение к педсовету «Инновационные потенциалы системы физического развития в современном детском саду» ДЕПАРТАМЕНТ ОБАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА №709 Дошкольного образования №5 Сообщение.

Проблемы инклюзивного образования в детском саду Статья Степанишина Ирина Павловна ГБДОУ ЦРР детский сад№23 г. Санкт-Петербург Проблемы инклюзивного образования в детском саду Проблема.

Проблема инклюзивного образования Введение Представленная работа направлена на изучение инклюзивного образования, а также на психолого-педагогическое сопровождение в рамках.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности реализации инклюзивного образования в современном детском саду
Опубликовано: 31 октября 2016 в 17:47
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности реализации инклюзивного образования в современном детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Жанна Вендина (УИ 334518) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД