Наталья Чебанова
Статья «Наглядное моделирование в образовательной деятельности детей раннего и младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Наглядное моделирование в образовательной деятельности детей раннего и младшего дошкольного возраста»
В 2016-2017 уч. гг. я решила попробовать использовать технологию «Наглядного моделирования» в образовательной деятельности с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.
Из информационных источников я узнала, что в основе моделирования лежит принцип замещения, то есть реальный предмет может быть замещен другим знаком, предметом, изображением. Научные исследования подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.
Публикация «Статья „Наглядное моделирование в образовательной деятельности детей раннего и младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста состоит в том, что:
во-первых, в раннем и младшем дошкольном возрасте наглядный материал усваивается легче, чем словесный;
во-вторых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
в-третьих, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.
Цель моделирования - обеспечить успешное освоение детьми особенностей объектов окружающего мира, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
Приступать к знакомству с моделями можно, когда малыши уже хорошо различают на картинках знакомые предметы, находят их по просьбе взрослого и называют их.
С детьми раннего и младшего дошкольного возраста можно использовать два вида моделей:
Первый: замена реального предмета схематическим изображением. Здесь соблюдается принцип: сохранения формы.
Второй: замена реального предмета какой-либо геометрической фигурой - круг, квадрат, треугольник. Здесь соблюдается принцип сохранения цвета или размера.
Выбор вида моделирования зависит от уровня обученности детей и учёта сложности материала.
Так, в образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (в рисовании, лепке, аппликации) я начала использовать простые, несложные игры, например, игру «Что это?». Для этой игры я приготовила специальные карточки, которые разделены на две части. На одной изображен реальный предмет, а рядом схематическое изображение этого предмета. Например, в лепке на тему «Сороконожка». Дети называют предмет, изображенный на карточке, рассматривают его отдельные части: тело, ножки и т. д. Затем обращаю внимание детей на схематическое изображение и сравниваем его с реальным предметом. Так ребенок лучше узнает и запоминает реальный предмет, а затем его изображает.
В образовательной деятельности по познавательному развитию – по ознакомлению детей с окружающим миром я использовала игру «Угадай». Например, при проведении образовательной деятельности по теме «Осень» перед детьми раскладываю схематические изображения различных предметов. Малыши должны угадать, что изображено на карточке и определить к какому времени года это относится. Таким образом, закрепляем приметы осени. Дети успешно справляются с этим заданием.
При прохождении тем: «Домашние животные», «Дикие животные» использовала следующую условно-наглядную схему: для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких – ёлка.
Для систематизации знаний детей о сезонных изменениях использую мнемотаблицы по блокам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».
В образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений по теме «Геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник» проводила игру «На что похоже?». Предлагая карточку с изображением круга, спрашиваю: «На что похоже?». Отвечая, дети показывали мяч, круг, колесо, солнышко. Аналогично эта игра проводится с другими схемами-моделями: квадратом и треугольником.
Для ознакомления детей с понятием «много» и «один» в качестве символов-заместителей я также использовала геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, «один» кролик и «много» моркови. Детей учу определять, где один предмет, а где много. Затем, для дальнейшего закрепления материала, заменяю изображение реальных предметов на модели, представляющие собой геометрические фигуры. Предлагаю детям подойти к магнитной доске, показываю серый кружок и говорю: «Кролик будет у нас серого цвета». Демонстрируя оранжевый треугольник, поясняю: «Оранжевого цвета будут морковки». Затем детям предлагаю найти в коробке еще одну «морковку» и поместить её следом за кроликом. И так до тех пор, пока все морковки будут размещены позади кролика. Затем обращаю внимание на количество: сколько «кроликов»? (один). А сколько «моркови» - (много).
Такой же прием можно использовать с другим демонстрационным материалом, заменяя реальное изображение различными геометрическими фигурами. Например:
- ромашки (круги белого цвета) и пчелки (овалы желтого цвета)
- яблоки (круги красного цвета) и червячки (овалы зелёного цвета).
При конструировании с детьми дорожек, заборчиков, башни я также использовала схемы-модели, в которых заменяла реальный предмет какой-либо геометрической фигурой – прямоугольником, квадратом.
Приём наглядного моделирования использовала и в речевом развитии. При рассказывании русских народных сказок: «Маша и медведь», «Как коза избушку построила», «Три медведя», «Репка», «Теремок», «Колобок» сначала сопровождала свой рассказ показом картинок. Затем, с использованием схем-моделей. Дети совместно со мной с опорой на модели пересказывали сказки, помогали подпевать любимым героям их песенки.
При разучивании потешек использовала мнемодорожки. Мнемодорожки служат своеобразным зрительным планом, дидактическим материалом по развитию речи детей. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, вся потешка записывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит потешку целиком.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Для таких целей служат мнемотаблицы. Это прекрасный дидактический материал для составления описательных рассказов об игрушках, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть та же самая что и при работе с мнемодорожками. Единственное условие - для детей младшего дошкольного возраста необходимо создавать цветные мнемотаблицы, так как у детей в этом возрасте остаются отдельные яркие образы: ёлочка – зелёная, а солнышко – жёлтое.
Помимо образовательной деятельности в младшем дошкольном возрасте мы используем простейшие схемы по формированию культурно-гигиенических навыков - одевания и умывания.
Я пришла к выводу: с помощью схем-моделей ребята учатся преодолевать различные затруднения в освоении материала, а переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха – придают им уверенность в своих силах. Поэтому я и в дальнейшем планирую использовать технологию наглядного моделирования в своей работе.