Наталья Шилина
Наглядное моделирование в коррекционной работе учителя-логопеда.
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня совершенно определенно можно выявить назревшие противоречия между общим для всех воспитанников нормативным содержанием образования и индивидуальными возможностями детей. Дети старшего дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в усвоении, как программы детского сада, так и программы обучения в общеобразовательной школе. Особенно характерны трудности обучения для детей с ОНР.
Публикация «Наглядное моделирование в коррекционной работе учителя-логопеда,» размещена в разделах
Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Одним из таких средств является наглядное моделирование. Что такое наглядное моделирование?
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. (слайд 1). Применительно к детскому саду, моделирование – это наглядно-практический метод обучения, позволяющий обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях и скрытых характеристиках предметов, объектов окружающего мира, о связях и отношениях, имеющихся между ними.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Опорные схемы – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.
Предлагаю варианты использования наглядного моделирования в различных разделах коррекционно-логопедической работе, которые позволяют активизировать детей и помогают решить поставленные задачи.
1. Развитие артикуляционного аппарата.
Первое, где я начинаю использовать наглядные модели - это артикуляционная гимнастика (слайд 1). При знакомстве с названиями упражнений я сначала использую картинки-символы, которые соответствуют данному упражнению, а когда дети знакомы со всеми упражнениями можно показать при помощи картинок-символов, над какими упражнениями будем сегодня работать.
Также использую в своей работе «Веселый артстадион» (слайд 2)- это фронтальное поле для системного моделирования артикуляционных упражнений, действующее как сигнал к произвольному и непроизвольному воспроизведению определенных поз. Данный артикуляционный тренажер состоит из шести разноцветных полос, расположенных друг над другом. Нижняя голубая полоса символизирует мир стихий, серая – мир минералов, зеленая – растений, желтая – животных, оранжевая – «дом» человеческого языка, верхняя красная – изделии человеческих рук. Каждый цвет обозначается символом-картинкой. Каждое упражнение обыгрывается картинкой «Язычком» и картинкой-символом, размещенных на разноцветных дорожках стадиона. Такое расположение позволило обеспечить развитие новых свойств на основе предыдущих. Так, ощущения от движений-подражаний языку стихий (ток воздуха, регуляция слюноотделения, тепло и прохлада, напряжение и расслабление и т. д.) сохраняются во всей последующей гимнастике, а элементарные артикулярные позы (поднятие, опускание, высовывание и втягивание языка и т. д.) усложняются и совершенствуются в упражнениях новых уровней.
2. Использование элементов моделирования при проведении дыхательной гимнастики.
Схематические изображения используются для разграничения ротового и носового вдоха и выдоха (Слайд 4)
3. Работа со звуком.
Начиная работу над звуками, я так же использую модели-символы, которые отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука. Модели легко классифицируются по всем видам нарушенного произношения звуков, поэтому хорошо узнаваемы. Это дает возможность легко их запоминать.
Давайте вместе постараемся по-новому взглянуть на выбор методов и приемов при работе со звуком.
Вспомним, что такое звук речи (членораздельный элемент произносимой речи, образуемый с помощью речевых органов.
Какие органы участвуют в образовании звуков? (рассматривание анатомических моделей, артикуляционного профиля).
Символы фонем логически связаны со звуковым аналогом звуков и отражают положение губ при их артикулировании. (слайд 5.6). При построении модели согласных звуков учитывается участие или неучастие губ, вибрация голосовых связок и пр. Значение этих моделей в том, что они наглядно отражают положение органов речевого аппарата в момент произнесения звука, соответствуют характеристике конкретного звука.
Согласные звуки противопоставляются по следующим признакам:
По типу резонаторов (ротовой или носовой звук) (слайд 7) :
По месту образования преграды, на которую наталкивается выдыхаемый воздух (слайд 8) :
По участию голоса и шума (звонкие и глухие звуки) (слайд 9) :
По наличию смягчения (твердые и мягкие звуки) (слайд 10) :
На данном этапе работы я подвожу ребенка к мысли, что о звуке можно составить целый рассказ, можно даже сочинить сказку или загадку, а помогут в этом символы, живущие в конвертике (слайд 11). Такой подход повышает эффективность усвоения навыков звукового анализа и облегчает процесс подготовки к обучению грамоте.
На использовании наглядных модулей основаны многие методы дошкольного обучения, к примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д. Б. Элькониным и Л. Е. Журовой, предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового состава слова (слайд 12).
Схемы и модели различных структур (слоги, слова, предложения, тексты) постепенно приучают детей к наблюдению за языком. Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и тексте (слайд 13). Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, совершенствует речемыслительную деятельность ребенка.
4. При использовании различных схем, меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть ее элементы. Ребенок овладевает операциями анализа и синтеза на наглядно представленном материале.
Для этой работы я использую различные дидактические игры и пособия, например:
1. Пособие “Где звук?” (слайд 14). Цель пособия – упражнять детей в определении места заданного звука в слове и соотнесение данного слова и подходящей схемы.
Игры “Феи Звуков”, «Озорные язычки» (слайд 15,16). Цель пособия: упражнять в дифференциации понятий “гласный” -“согласный твердый/мягкий” звук.
Для этой игры на начальных этапах обучения я предлагаю детям схему ответа, опираясь на которую детям легче построить речевое высказывание.
Например, характеристика первого звука в слове: ребенок
называет предложенную картинку
называет первый звук в названии изображенного предмета
определяет первый звук гласный или согласный
“отдает” картинку Фее или Язычку (гласный звук – Красная Фея, согласный твердый – Синяя Фея и т. д.)
5. Пособия «Поезд», «Новоселье» (слайд 17) используется для закрепления знаний детей о слоговой структуре слов. В первом вагоне находятся предметные картинки, в названии которых один слог, во втором – два слога и т. д.
6. В подготовительной к школе логопедической группе, с целью профилактики дисграфии я использую ребусы, изографы (слайд 18) (изографы – слова, записанные буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь, полубуковку, изображение предметов с помощью букв.
7. Грамматический строй. Метод наглядного моделирования позволяет уточнить понятие о роде
предметов, упражнять в согласовании местоимений (он, она, оно и др.) с существительными (слайд 19).
Особое внимание я хочу обратить на пиктограммы для развития навыков словообразования у детей с ОНР.
“Набор пиктограмм позволяет показать многообразие однокоренных слов, которые можно получить от исходного корневого слова (слайд 20). Рисунок подсказывает направление мысли, а необходимые для словообразовательного акта средства ребенок подыскивает и применяет самостоятельно. Работа с пиктограммами поможет развить у ребенка ощущение системного устройства языка, устойчивых парадигматических отношений между языковыми единицами одного семантического поля. Таким образом, в сознании слова начнут существовать не разобщено, а “семьями”, объединенными “родственными отношениями”.
Самым положительным моментом в использовании пиктограмм, на мой взгляд, является то, что речь педагога сводится к минимуму – он показывает пиктограмму, а ребенок образовывает нужное слово.
Дети учатся употреблять в речи предлоги, правильно строить предложение и соотносить предлоги со схемой (слайд 21).
8. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т. к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля над этими знаниями.
Построение наглядных моделей для всех видов связных высказываний:
пересказа, составления рассказов по картине и серии картин, описательного
рассказа, творческого рассказа, позволяет более эффективно осуществлять
логопедическую коррекцию связной речи детей с ОНР.
Во время занятий по развитию связной речи используются схемы для
составления описательных и сравнительных рассказов, придумывания загадок. Например, Ткаченко Т. А.
При работе над всеми видами связного высказывания: пересказе, составлении описательных рассказов, рассказывании по картине и серии картин широко используются мнемотаблицы, в которых с помощью условных
значков кодируется содержание текста. Дети декодируя информацию по
мнемотаблице, вспоминают и рассказывают содержание сказки, рассказа или
стихотворения.
Разновидность схематической модели – мнемодорожки, часть мнемотаблицы, состоящая из 3-4 изображений.
Мнемодорожки помогают понимать, запоминать и воспроизводить
скороговорки, крылатые выражения, пословицы и поговорки.
ВЫВОДЫ: Используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:
добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
применение наглядного моделирования оказало положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.