Татьяна Гаговкина
Развитие связной речи у детей с ТНР старшего дошкольного возраста с использованием схем и мнемотаблиц
▼ Скачать + Заказать документы
«Связная речь – это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях… связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя.»
(Ф. А. Сохин)
Публикация «Развитие связной речи у детей с ТНР старшего дошкольного возраста с использованием схем и мнемотаблиц» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) требуют системного, последовательного, поэтапного подхода к развитию связной речи. У одних детей недостаточно развито умение связно и последовательно выражать свои мысли: владея набором слов и синтаксических конструкций, необходимых для построения высказывания, они испытывают значительные трудности в составлении высказывания, в синтезировании отдельных элементов в целое, в отборе материала, который соответствовал бы той или иной цели высказывания. Другие дети, имея относительно сформированную связную речь, не умеют отразить в собственной речи разнообразные предметные отношения из-за бедности активного словаря.
Умение пересказывать текст демонстрирует уровень развития связной речи, и указывает, насколько ребенок умеет понимать и анализировать услышанный или прочитанный текст. Но у детей пересказы текстов часто вызывают затруднения.
В дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно – образное мышление. Оно помогает детям решать задания мысленно, благодаря оперированию только образами, поскольку является видом мышления, в процессе которого человек оперирует имеющимися в своей памяти образами предметов.
Одним из факторов, облегчающих составление пересказов рассказов, является схемы, модели, мнемотаблицы.
Мнемотехника – это комплекс различных приемов, которые позволяют легче запоминать большие объемы информации.
Мнемотаблица – это графическое изображение персонажей рассказа, сказки, явлений.
На значимость моделирования плана высказывания, указывал известный психолог Л. С. Выготский, а также педагоги В. К. Воробьева и В. П. Глухов.
Схемы, пиктограммы я использую на фронтальных и индивидуальных занятиях по развитию речи. На каждую тематическую неделю я нахожу небольшой рассказ или сказку, рисую или нахожу готовые к ним пиктограммы, а потом дети после прослушивания и обсуждения пересказывают их, опираясь на наглядность. Это развивает не только связную речь, но и зрительную память, внимание, мышление, воображение.
Очень помогает детям освоить навык пересказа и участие родителей в его формировании. Для этого я знакомлю родителей с использованием метода мнемотехники и предлагаю им, например, зарисовывать схематично рассказ или сказку в рамках погружения в определенную, близкую детям тему. А ребенок по этой схеме пересказывает родителям этот рассказ или сказку, приносит план- схему в группу и пересказывает по ней рассказ или сказку детям или взрослым.
Вот примеры некоторых схем – планов.
Валентин Катаев "Грибы"
Так, например, при изучении темы «Домашние птицы» дети пересказывали сказку «Бобовое зернышко», опираясь на схему.
Ребята составляли описательный рассказ о животных по схеме - плану, последовательность могли менять сами
Эффективность работы по развитию речи с помощью мнемотаблиц очень высока :
- дети стали более самостоятельными при пересказе,
-развились коммуникативные навыки,
- развилась связная речь,
- обогатился словарь,
- познавательные процессы получили развитие,
- повысился познавательный интерес,
- появилась уверенность в себе,
- родители принимали активное участие в жизни и развитии своего ребенка.