Антонова Алла Николавна
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на тему: «Развитие связной речи
у детей дошкольного возраста».
Учитель-логопед: Антонова Алла Николаевна.
ГБДОУ детский сад № 74 Выборгского района Санкт- Петербурга
Связная речь –это «развёрнутое изложение определённого содержания на выбранную тему» (А. М. Бородич).
Публикация «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
По мнению А. В. Текучева, под связной речью в широком смысле слова следует понимать любую единицу речи. Следовательно, «каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи».
Овладение связной речью возможно только при наличии определённого уровня сформированности словарного запаса, грамматического строя речи, а также других речевых умений и навыков. Другими словами: построение связных высказываний требует применения всех речевых и познавательных возможностей детей, одновременно способствует их улучшению.
Из выше сказанного мы можем заключить, что задачу развития связной речи мы выполняем практически на любом занятии, при проведении любой игры. Различные виды рассказов, пересказы, диалоги, стихи и предложения - это всё единицы языковой системы. А оречевляем мы практически любое задание (на развитие лексики, грамматики, мелкой и общей моторики, оречевляем любую игру, следовательно, выполняем задачу развития связной речи.
В конкретном, то есть в узком понимании понятия «связная речь» подразумевается две её формы – диалог и монолог. Диалог – первичная по происхождению форма речи, состоит из реплик, т. е отдельных высказываний – предложений, объединённых тематически. Это разговор двух или нескольких участников речевого общения. Монолог – связная речь одного лица, цель которой - сообщение о чем-то. Это наиболее сложная форма речи. Разновидностями монолога являются описание, повествование, рассуждения.
Описание начинается с представления названия предмета (или явления, потом перечисляются признаки, качества, действия и свойства. Описание имеет мягкую структуру, что позволяет менять местами каждое качество или признак предмета, поэтому в описании используется лучевая связь (когда называется, а затем характеризуется объект).
Повествование - это сюжет, развивающийся во времени и логической последовательности. Структура повествования жёсткая и чётко выдержана – завязка, кульминация и развязка. Типы повествований: реалистические рассказы, сказочные истории, рассказы по картине или серии сюжетных картин.
Рассуждение - это текст, включающий тезис и причинно-следственные конструкции, а также вопросы и оценку. В нём представляется тезис и его доказательства, которые также могут представляется в разной последовательности.
В младшем дошкольном возрасте для развития связной речи педагог использует пересказ хорошо знакомых литературных произведений (сказок, рассказов, рассматривание и словесное описание картин и игрушек (с большой помощью педагога). На первых этапах работы над связной речью дети воспроизводят текст, подключаясь к пересказу взрослого, повторяя за ним слова или отдельные предложения. В силу особенностей возраста малыши очень большое внимание обращают на эмоции и интонирование речи, именно поэтому рекомендуется использовать разные виды театров (кукольный, настольный, перчаточный, платочный, теневой.) Во время показа сказки с помощью театра можно увидеть переплетение всех задач речевой работы. Так, постепенно, опираясь на яркое театрализованное представление, ребята от упражнений по развитию словаря и грамматики переходят к составлению короткого связного рассказа.
Рекомендуется выстроить данную работу в определё нной системе: рассматривание картины или игрушки логично перетекает в ответы на вопросы (кто это? что это, потом вопросы, направленные на признаки и действия (какой(-ая? что делает). Затем организуется совместное рассказывание ребёнка с педагом, где ведущими станут приёмы отражённой и сопряжённой речи, когда педагог говорит слово или фразу, а ребёнок за ним повторяет, или он начинает предложение, а малыш завершает его. После такого совместного рассказа ребёнку будет не очень сложно повторить текст.
В пересказах литературных произведений основной задачей является обучение рассказыванию. Для того чтобы дети ориентировались в тексте, можно использовать настольный театр или книгу с настольно-печатными картинками, позволяющими не терять нить сюжета знакомой сказки.
Педагогам рекомендуется рассматривать иллюстрации к знакомой сказке разных художников, что обогатит впечатления малышей, вызовет позитивные эмоции и будет способствовать развитию художественно-эстетического вкуса. Задачу обыгрывания сюжетов знакомых сказок с помощью игр-драматизаций, настольного театра или фланелеграфа можно решить на занятиях по пересказу сказок («Репка», «Цыпленок», «Волк и семеро козлят» и др.). Рассматривание картин предполагает использование вопросно-ответной системы работы педагога с детьми, для рассматривания берутся картины знакомых сюжетов «Развитие речи в картинках : занятия детей» (ант. О. С. Ушакова); «Мы играем» (ант. М. Батурина, педагог учит малышей подробному рассматриванию картин по вопросам, например, «Катаемся на санках» :
— Посмотрите на картину и скажите, когда это было? (Зимой)
— Почему вы так решили? (Выпал снег, дети тепло одеты).
— Кто везет санки?
— Как его зовут?
— Как одеты дети?
Что случилось с мальчиками?
Рассказывая по картине, дети используют чаще всего цепную местоименную связь («Вова лежит на снегу. он упал») или лексический повтор («Вова лежит. у Вовы глаза закрыты»). Во время рассматривания картины педагогом решается задача: формирование представлений об элементарной структуре текста- повествования и описания.
Предлагая описания, педагог готовит детей к восприятию текста и к тому, что у него есть структурные компоненты: начало (называние предмета, середина ( микротемы: перечисление признаков, качеств, свойств и действий предмета) и конец (общая оценка предмета). В повествовании также есть все три структурные части: начало (введение в действие, середина (кульминация, развитие сюжета) и конец (завершение события). для того чтобы рассказы-описания зазвучали из уст детей во время рассматривания предмета (игрушки, педагог обращает внимание на его (её) особенности и характерные признаки. С этой целью проводятся игры и упражнения типа «Мы кого-то угадали», «Узнай по описанию», «Угадай, кто это?», «Какая это игрушка?», «Сравни кукол», «Сравни разных зверят», «Что напутала Совунья?», «Разложи картинки».
В среднем дошкольном возрасте дети могут пересказывать литературные тексты, рассказывать по картине, описывать характерные особенности предмета или игрушки, передавать своими словами впечатления из личного опыта. для пересказа литературных произведений рекомендуются несложные произведения, например: сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»; рассказы Я. Тайца «Поезд», Е. Чарушина «Курочка», Н. Калининой «Помощники». дети учатся не только пересказывать содержание произведения, но выразительно передавать диалоги действующих лиц. Педагог активно нацеливает ребят на эмоциональное интонирование диалогов персонажей.
Во время пересказа литературного произведения решается задача: учить детей передавать его содержание. дошкольники хорошо передают содержание знакомых сказок, сложнее пересказывают впервые предложенные или прочитанные рассказы.
Реализуя задачу рассказывания по картине, педагог сначала рассматривает её с опорой на вопросы, затем звучит образец рассказа педагога, и только после этого дети рассказывают самостоятельно. Рекомендуются к рассматриванию следующие картины: «Домашние животные», «Дикие животные» (ант. О. С. Ушакова); «Кошка с котятами», «Собака со щенятами» (авт. С. Веретенникова); «Зимние забавы» (авт. М. Батурина, «Зимние игры-забавы» (авт. Е. Мигунов).
Дети учатся составлять рассказы на темы из личного опыта (по аналогии с содержанием картины, сначала они придумывают маленькую историю с помощью взрослого, затем — с опорой на предложенный им план (из 2—З предложений). Потом ребята начинают рассказывать самостоятельно, а педагог может помочь им в ведении сюжетной линии рассказов словами-связками : «и вот тогда», «вдруг», «и в это время». Продолжают решаться задачи развития умения выстраивать сюжет и развития представлений о структуре текста.
В рассказах об игрушках ребята описывают игрушку, называл наиболее характерные признаки этого предмета. Например, дети описывают лису — игрушку или изображенную на предметной картинке, при необходимости педагог помогает связками, словами прилагательными, обогащает речь детей новыми сравнениями и оборотами, что позволяет сделать описательный рассказ более интересным и увлекательным. В дальнейшем задача усложняется, когда дети составляют рассказы на основе сравнения двух игрушек. В составлении рассказов об игрушке очень важна словарная работа. Сначала это слова-прилагательные, потом глаголы. Например: на столе у педагога игрушки — мяч, матрёшка, мишка, кукла. Педагог обращает внимание на мяч и спрашивает: «Что это? (мяч) Какой мяч? (круглый., резиновый, красный с синими и зелёными полосками) для чего он нужен? (играть) Что можно делать с мячом? (катать, бросать, ловить)». Аналогичные вопросы задаются о других игрушках. Можно провести игру «Угадай по описанию», дети отгадывают игрушку по описанию сначала педагога, а потом по описанию кого-то из ребят группы.
После этого этапа работы педагог упражняет детей в составлении рассказов по серии картинок (серия состоит из 3—4 картинок, с использованием приема — вопрос педагога. С помощью вопросов он обращает внимание детей на внешний вид и черты характера героя, моделируя его поведение в будущих рассказах детей ( например: «белочка рыжая, пушистая, ловкая, смелая и сообразительная»; «зайчишка маленький, пугливый, дрожит от страха»).
Одним из важных приемов обучения связной речи является план рассказа, который педагог задает детям. Он может быть в виде сюжетной линии и предложен в естественно-разговорной форме например: «Давайте подумаем о том, как сначала бельчонок встретил зайчика, потом — что с ними случилось дальше, и чем закончились их приключения?», а может быть в виде отдельных пунктов плана:
1, Прогулка бельчонка.
2. Случай в лесу.
3. Возвращение домой.
В составлении рассказов или пересказов произведений литературы можно использовать наглядный материал, представленный педагогом, это план с изображением основных эпизодов рассказа (3—4 ключевых эпизода). Позже можно ввести мнемосхемы и мнемотаблицы, позволяющие ребенку легче выстраивать логику рассказа и ориентироваться в сюжетной линии, а также в развитии событий литературного текста или рассказа. В среднем дошкольном возрасте дети упражняются в составлении контаминированных рассказов — смешанных текстов, в которых присутствует описание и повествование.
К концу года в данной группе широко используется прием коллективного составления рассказов (первый ребенок начинает, второй — продолжает, а третий — завершает рассказ).
Для работы над развитием связной речи рекомендуются следующие словесные игры и упражнения: «Опиши игрушку», «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Найди и расскажи», «Опиши животных», «Расскажи что видишь», «Составим рассказ сами», «Отгадай и расскажи».
В старшем дошкольном возрасте дети учатся пересказывать разные, в том числе большие литературные произведения, самостоятельно определяют целевой и смысло-ценностный ориентир содержания текста. Пересказывают литературные произведения и отдельные тексты последовательно, связно, выразительно и без помощи педагога. Они интонационно передают диалоги действующих лиц (с помощью метода «мимических этюдов») и самостоятельно дают характеристики персонажам. Рассказывание по картине как задача решается совместно с развитием умения самостоятельно составлять смешанные рассказы (повествовательные с описательными или повествовательные с элементами описания) и придумывания событий, предшествующих изображенному на картине и следующих за ними. С этой целью педагог задает вопросы творческого характера («Что было до этого?» и «Что будет потом?») и вопросы интерпретационного характера («Зачем это было нужно герою?»). Дети предлагают свои варианты ответов, а они бывают очень разными, поэтому они и называются интерпретационными. Так постепенно происходит переход к творческим рассказам.
В рассказывании по серии сюжетных картин формируется умение развивать сюжетную линию и придумывать название рассказу, соответствующее содержанию, а также соединять части в общий текст. Рассказывание по игрушкам (или набору игрушек) позволяет дошкольникам составлять рассказы и сказки, соблюдая композицию в изложении текста. Выбирая персонажей для рассказов, дети могут давать им характеристики в виде описаний. Продолжается рассказывание из личного опыта, в данных рассказах могут быть предложения, соответствующие рассказам разных типов: описательные, повествовательные, контаминированные.
У детей старшего дошкольного возраста закрепляются знания о структуре повествовательного текста и умение использовать разнообразные средства связи, обеспечивающие целостность и связность текста. Поэтому решаются следующие задачи: учить понимать тему высказываний, использовать различные зачины повествования, развивать сюжет в логической последовательности, уметь его завершать и озаглавливать текст. С целью развития контроля над речью можно использовать диктофонные записи.
Для развития монологической речи рекомендуется использовать следующие словесные игры и упражнения, направленные на развитие связной речи : «Отгадаем сами», «Опиши животных», «Сравнительные рассказы», «Расскажи, что видишь», «Составим рассказ сами», «Расскажи сам», «Знакомые слова», «Что мы понимаем?»
В период предшкольной подготовки решаются задачи развития умений детей строить различные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение, контаминированные тексты, соблюдая их структуру и используя разнообразные способы связей между предложениями и частями высказываний. Дети осмысленно анализируют структуру любого высказывания, работают по схеме или модели над текстом, можно использовать метод моделирования и схемы.
Развитие связной речи происходит с помощью тех же видов занятий, что и в предыдущей группе: пересказ литературных произведений, рассказывание по картине, об игрушке, на темы из личного опыта, творческие рассказы (на тему, предложенную педагогом, по плану, по сюжетной линии и самостоятельно выбранную тему).
Дети учатся пересказывать большие литературные произведения последовательно, связно, выразительно и без помощи педагога. Дошкольники продолжают составлять коллективные рассказы, разбившись на подгруппы, по очереди, дорисовывают недостающие части картин, например: кульминация, начало и конец сюжета. Так развивается речевое творчество дошкольников.
Представленная ниже карта развития связной речи дошкольника позволяет увидеть возрастные особенности постепенного совершенствования ребёнка.
Карта развития связной речи ребёнка
Возраст 3 года
Детям свойственен диалог. Они могут пересказывать короткие сказки («Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», могут рассказывать сказку с помощью вопросов взрослого. Рассматривают картинки, игрушки, отвечая на вопросы. Они способны поделиться увиденным иди пережитым. Ребенок понимает и вычленяет индивидуальное обращение к нему, показателем является инициативная речь
Возраст 4 года
Дети могут пересказывать литературные произведения.
Они рассказывают по картине, описывают игрушки, передают своими словами личные впечатления, то есть самостоятельно рассказывают об увиденном.
Возраст 5 лет
Хорошо понимают прочитанное, отвечают на вопросы по содержанию, пересказывают сказки и рассказы. Они могут использовать фразеологизмы, способны коллективно пересказывать рассказы. Рассказывают по картине и серии картин, из личного опыта, излагая завязку, кульминацию и развязку. Способны выходить за рамки реального, представляя предшествующие и последующие события. Понимают смысл произведения, подмечая в рассказе существенное, а также детали и частности.
Возраст 6-7 лет
Дошкольники активно общаются, у них хорошо развита Диалогическая речь : задают и отвечают на вопросы, подают реплики. Способны построить краткие сообщения, свободно пользуются интонациями. Умеют грамматически правильно оформить монолог, последовательно, связно, точно и выразительно строят свои высказывания в пересказах и самостоятельном рассказывании. Имеют представления о композиции литературного произведения и художественных средствах выразительности языка.
Список литературы
1. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. Соч. : в 6 т. Т. 2 – М. : педагогика, 1982.
2. Калмыкова Л. Н. Развитие дошкольников. М., 2013.
3. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М. : Просвещение, 1969
4. Тимофеева Н. В. Развитие связной речи дошкольника. ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2019
5. Ушакова О. С. Программа. Методические рекомендации к развитию речи дошкольников. - М. : Академия, 2011.