Светлана Вохрамеева
Развитие музыкально-ритмической одаренности детей дошкольного возраста посредством ритмопластики
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование является первым уровнем общего образования.
Стержневым системным обновлением в модернизации системы дошкольного образования, согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования, является содержание образовательного процесса в ДОУ, которое должно быть ориентировано не только на освоение ребенком определенного объема специальных знаний и умений, но, и, на развитие интегративных личностных качеств детей.
Темочки:
- Музыкальное развитие
- Работа с одаренными детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Ритмика и ритмопластика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность каждому ребенку достигать больших высот в своем развитии.
Современное состояние системы образования характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности и одаренности ребёнка. Это объясняется, во-первых, значимостью способностей для развития личности, во-вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, способных созидать новое в различных сферах жизни. Самым сенситивным периодом для развития проявлений одаренности является раннее детство и дошкольный возраст.
Одним из направлений развития личности ребенка в Федеральном государственном стандарте является художественно-эстетическое развитие, которое, помимо других видов деятельности, включает в себя музыкальный вид деятельности, предполагающий формирование у ребенка умения воспринимать музыку и возможность детей реализовать самостоятельную творческую активность в музыкальной сфере, в том числе через музыкально-ритмические движения.
Музыкально-ритмические движения – это вид деятельности, который наиболее органично развивает музыкально-ритмическую одаренность дошкольника. Особое место в данном виде деятельности занимает такое направление, как ритмопластика.
Ритмопластика – это сплав музыки и движения, позволяющий максимально раскрыть и реализовать внутренний потенциал ребенка, его творческие способности.
Ритмическое воспитание следует основывать на передаче ритма музыки в простых, легко доступных детям разнообразных движениях. Это соответствует, с одной стороны, моторной
природе музыкального ритма и ритмического чувства, с другой естественной
биологической потребности детей в движении. (И. Г. Галянт)
Т. Э. Тютюнникова отмечает: «Сегодня человечество начинает понимать, а точнее сказать, «вспоминать»,что музыка является биологическим наследством каждого человека. Важнейшие результаты нейропсихологических исследований подтверждают, что музыкальные способности – часть биологического наследия человека. Начать использовать, пока ребенок не забыл то, что ему даровано природой. Эта мысль лежит в основе всех известных в мире методик музыкального воспитания, как «Эффект Моцарта» Д. Кемпбела, «Развитие врожденных способностей» Ш. Сузуки. Если нейропсихология исследует музыку, педагогика ищет пути гармоничного и целостного развития детей с использованием музыки. Первичная креативность, способность к творческому самовыражению важна сегодня для полноценной духовной жизни. Музыка, танец, импровизация является самыми лучшими средствами выявления собственной идентичности, они представляют собой путь открытия своего «Я».
Движения под музыку издавна применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция). Но, впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкально-ритмического воспитания Э. Ж. Далькроз. Заслуга Э. Далькроза в том, что он видел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. «Ритм, - писал он, - создает реформу в воспитании, ритм осуществляет воссоединение искусств». Ритм в музыке и ритм в пластике очень тесно связаны, так как у них общая основа – движение. Ритм можно назвать «телом» музыки. Важно воспринимать музыку не только одним ухом, но всем телом; это увеличивает музыкальные переживания. Подчеркивая тесную связь между движением и музыкой, Ж. Далькроз отмечал: «Подвижный ритм без музыкального сопровождения лишен самого жизненного своего своего элемента».
"Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души. Ввиду этого, воспитание в музыке надо считать главным, благодаря Ритму и Гармонии, которые глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют её красотой и делают человека прекрасно мыслящим. Он будет упиваться, и восхищаться прекрасным и с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт" (Платон).
Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности. Они развивают и чувство ритма, и музыкальный слух, и двигательные способности, а также психические процессы, лежащие в их основе.
Поэтому особую актуальность приобретает проблема развития таких способностей ребенка как ритм и пластика.
Занятия ритмопластикой приведут к желательным результатам, если они начнут проводиться в воспитании детей с ранних лет. Ритмопластические упражнения помогут укрепить тело, развить мышление, внимание, эмоционально-волевую сферу, память, положительные качества личности. Вместе с тем, в современных условиях можно отметить назревающее противоречие между наработанными ведущими учеными методами развития личности ребенка и их практической реализуемостью.
Дошкольное детство является наиболее важным, ключевым периодом, формирующим дальнейший путь развития личностных качеств человека, его способности к самореализации и творческому самовыражению.
В настоящий момент, в научной литературе наиболее полно изучена ритмика. Аспекты изучения чувства ритма представлен главным образом в музыкально-педагогических работах (Т. С. Бабаджан, Ю. А. Двоскина, Н. А. Метлов, М. А. Румер, 1930; Н. А. Ветлугина, 1958, 1963; И. Л. Дзержинская, 1959, 1962; А. Н. Зимина, 1964; М. Л. Палавандишвили, 1973 и др.) и небольшом количестве музыкально-психологических исследований (Б. М. Теплов, 1947; Л. А. Гарбер, 1962; Г. А. Ильина, 1959, 1961; К. Мышкип, 1953).
Анализ данных работ, в которых с большей или меньшей полнотой освещены отдельные аспекты онтогенеза чувства ритма, свидетельствует, с одной стороны, об очень раннем возникновении музыкально-ритмических реакций и доминировании ритма в музыкальных проявлениях детей на начальных стадиях развития музыкальности, с другой — о значительных затруднениях, которые возникают у них при выполнении, казалось бы, самых простых ритмических заданий, особенно связанных с импровизацией и самовыражением. С точки зрения импровизационной хореографии эта тема недостаточно изучена.
Таким образом прослеживаются следующие противоречия:
- между возрастающей потребностью общества в развитии музыкальной одаренности детей дошкольного возраста и недостаточной готовности системы дошкольного образования к эффективному решению данной задачи;
- между необходимостью поиска педагогических условий развития музыкально-ритмической одаренности детей дошкольного возраста средствами ритмопластики и традиционным ориентированием образовательного процесса в детском саду;
- между недостаточной методической разработанностью данной проблемы и потребностью детских садов в научно-методическом обеспечении исследуемого процесса практики.
Необходимо создать научно обоснованное методическое обеспечение процесса развития музыкально-ритмической одаренности детей дошкольного возраста средствами ритмопластики.