Ирина Ивановская
Проект «Одаренные дети». Выявление и развитие предпосылок интеллектуальной одаренности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Одаренные дети».
Выявление и развитие предпосылок интеллектуальной одаренности
у детей дошкольного возраста в условиях детского сада.
Проект «Одаренные дети» разрабатывается с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с требованиями нормативных документов и будет являться основой для работы с интеллектуально одаренными детьми. Она направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, воспитывающимся в детском дошкольном учреждении.
Публикация «Проект „Одаренные дети“, Выявление и развитие предпосылок интеллектуальной одаренности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Цель: Создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей.
Задачи:
1. Обеспечить условия всестороннего развития личности одаренного ребенка на основе его интересов через интеллектуальную деятельность, создание благоприятной социокультурной среды, культурно-информационного пространства, организацию индивидуальной деятельности с одаренными детьми индивидуально и в группах, предоставление возможности для продуктивной самореализации одаренных детей через интеллектуально-творческие мероприятия разного уровня;
2. Способствовать адаптации одаренных детей к изменяющимся социально-экономическим условиям; воспитывать уравновешенного интеллигентного представителя общества, который сможет реализовать свой потенциал исходя из своих интересов;
3. Формировать устойчивую мотивацию, стимулировать познавательный интерес, способствовать раскрытию творческого потенциала;
Планируемые результаты:
1. Создание банка данных детей с предпосылками интеллектуальной одаренности.
2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей с предпосылками интеллектуальной одаренности.
3. Высокая динамика развития продуктивного творческого мышления детей с интеллектуальной одаренностью.
4. Уверенность детей в своих способностях.
5. Снижен уровень тревожности.
Диагностический этап
подготовка пакета психолого-педагогических диагностик выявления интеллектуальной одаренности по возрастным группам;
проведение обследований детей по согласию и желанию родителей;
педагогическая диагностика;
психологическая диагностика;
специальная диагностика (углубленная);
диагностический мониторинг (анализ динамики развития).
Диагностический этап ведется в 3-х направлениях:
1) Работа с педагогами (беседы, заполнение экспертных листов на воспитанников, анализ результатов педагогического мониторинга или индивидуальных карт развития)
2) Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества)
3) Работа с родителями (беседы, анкетирование)
Информационный этап
подбор литературы по тематике;
создание банка информации по работе с интеллектуально одаренными детьми;
подготовка курса лекций и бесед по проблемам одаренности;
просветительская работа со всеми участниками реализации программы.
Подготовительный этап
определение функций каждого субъекта воспитательно-образовательного процесса;
составление индивидуальной программы развития для интеллектуальной одаренности;
разработка рекомендаций для родителей по сопровождению развития одаренного ребенка.
Развивающий этап
организация и проведение индивидуальных и групповых занятий педагогом-психологом и воспитателями (по индивидуальному плану);
организация мероприятий по социализации и адаптации одаренного ребенка в группе сверстников;
организация различных мероприятий, формирующих развивающую среду для одаренных детей.
Оценочный этап
Включает промежуточную и итоговую диагностику.
Мониторинг эффективности проведения работы с детьми.
Оценка эффективности работы педагога-психолога, воспитателей.
В программе принимают участие:
Педагог-психолог
Воспитатели
Родители
Дети
Функции специалистов воспитательно-образовательного процесса при организации работы с интеллектуально одаренными детьми
Педагог-психолог:
Диагностическая – осуществление психологической диагностики (начальной, текущей, итоговой) всех субъектов процесса. Сбор и анализ результатов педагогической диагностики.
Информационная – просвещение родителей и воспитателей по проблемам выявления, сопровождения и развития одаренности.
Коррекционная – организация мероприятий по адаптации и социализации одаренного ребенка. Коррекция эмоциональных и поведенческих нарушений.
Развивающая – участие в развитии одаренного ребенка (индивидуальные и групповые занятия, оказание помощи воспитателям и специалистам при составлении программ индивидуального развития одаренного ребенка).
Воспитатели:
Информационная – сотрудничество с родителями (лицами, их заменяющими) с целью распространения информации по особенностям одаренного ребенка.
Развивающая – определение педагогических задач сопровождения с учетом индивидуальных особенностей одаренных детей и потребностей семьи. Разработка и внедрение индивидуальных и групповых программ развития одаренного ребенка.
Родители:
Воспитание одаренного ребенка в семье, активное участие в реализации программы, выполнение рекомендаций специалистов.
Условия реализация программы:
При создании в дошкольном учреждении благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности.
Такими условиями являются:
• наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;
• создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;
• наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в себя развивающие программы по интеллектуальной одаренности, учитывающие как личностные, так и возрастные особенности ребенка;
• введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития;
• использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий,
• занятие детей в свободной деятельности развивающими играми,
• участие детей в различных мероприятиях детского творчества;
• тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1этап – диагностический (октябрь 2014 г. – ноябрь 2014 г.)
2 этап – информационный (декабрь 2014 г.)
3 этап – подготовительный (декабрь 2014 г. – январь 2015 г.)
4 этап – развивающий (март 2015 г. – март 2019 г.)
5 этап – оценочный
Диагностический этап.
Задачи:
- Подготовка пакета психолого-педагогических диагностик выявления интеллектуальной одаренности по возрастным группам;
- Проведение обследований детей по согласию и желанию родителей.
- Повышение компетенции по данному вопросу участников программы.
Мероприятия:
- Проведение диагностики по выявлению предпосылок к интеллектуальной одаренности по методикам, соответствующим возрасту ребенка
Педагоги (консультации) :
- «Особенности работы с одаренными детьми».
- «Приемы и методы работы с одаренными детьми».
- «Виды одаренности».
- «Как правильно организовать работу с одаренными детьми?»
- Индивидуальные консультации, рекомендации.
Родители (стендовая информация, консультации) :
- «У Вас растет одаренный ребенок!»
- «Психологические особенности одаренных детей».
- «Особенности психосоциального развития одаренных детей».
- «Как помочь ребенку не стесняться своей уникальности».
- Разработка рекомендаций для родителей по сопровождению развития одаренного ребенка.
- Индивидуальные консультации, рекомендации.
Информационный этап.
Задачи:
Повышение компетенции по данному вопросу участников программы.
Мероприятия:
Педагоги (консультации) :
- «Особенности работы с одаренными детьми».
- «Приемы и методы работы с одаренными детьми».
- «Виды одаренности».
- «Как правильно организовать работу с одаренными детьми?»
- Индивидуальные консультации, рекомендации.
Родители (стендовая информация, консультации) :
- «У Вас растет одаренный ребенок!»
- «Психологические особенности одаренных детей».
- «Особенности психосоциального развития одаренных детей».
- «Как помочь ребенку не стесняться своей уникальности».
- Разработка рекомендаций для родителей по сопровождению развития одаренного ребенка.
- Индивидуальные консультации, рекомендации.
Подготовительный этап.
Задачи:
Повышение собственной профессиональной компетентности.
Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом
Составление индивидуальных и групповых маршрутов психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.
Обогащение развивающей среды.
Мероприятия:
Изучение программно-методического материала по направлению работы.
Подбор программно-методического материала по направлению работы.
Разработка индивидуальной программы развития интеллектуальной одаренности.
Составление перспективного плана проведения НОД, планирование интегративных занятий, итоговых занятий.
Разработка конспектов занятий.
Наполнение развивающей среды предметами объектами и стимулами, максимально усиливающими любознательность дошкольника.
Развивающий этап. Реализация поставленных задач.
Мероприятия:
Проведение игр в соответствии с перспективным планом работы.
Использование методов:
- мозговой штурм
- синектика
- метод фокальных объектов
- морфологический метод
- метод творческих преобразований
- метод аналогии
- метод морфологического анализа
Применение в работе с детьми заданий поискового характера:
- выбор требуемой информации из предложенной;
- исправление ошибок, установление взаимосвязей и закономерностей;
- объединение (систематизация);
- сравнение;
- доказательство, опровержение;
- нахождение общего между заданными предметами и явлениями;
- составление плана деятельности;
- моделирование;
- установление причин;
- определение последствий;
- определение новых функций;
- решение противоречий;
- альтернативное применение;
- преобразование и усовершенствование предметов;
- опредмечивание изображений;
- поиск проблемы.
Консультирование педагогов по возникшим вопросам, трудностям.
Консультирование родителей по возникшим вопросам.
Участие родителей в итоговых мероприятиях.
Оценочный этап.
Мероприятия:
Диагностика и мониторинг.
Подведение итогов работы.
Презентация программы на педагогическом совете.
Стажерская площадка для специалистов города.