Елена Шумилкина
Развитие музыкальности детей дошкольного возраста посредством фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие музыкальности детей дошкольного возраста посредством фольклора
В соответствии с Федеральным государственным стандартом общеобразовательная программа дошкольного образования включает в себя региональный компонент. Он отражает специфику национальной культуры, позволяет приобщать детей к истории, культуре, природе родного края.
Обратиться к истокам поможет фольклор, ведь в его содержании – жизнь народа, человеческий опыт, духовный мир русского народа.
Публикация «Развитие музыкальности детей дошкольного возраста посредством фольклора» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Творческая основа фольклорного искусства (синкретизм, импровизационность, вариативность) способствует формированию художественной индивидуальности ребенка, развитию его творческой активности. В фольклоре заложена игровая и театрализованная деятельность. К музыкальному фольклору принадлежат вокальные жанры (песни, былины, плачи, инструментальные (наигрыши, танцевальные). Народная музыка жила в действии: в игре, обряде, шествии, труде. Именно поэтому музыкальное начало в фольклоре не было отделено от танца, движения, жестов, возгласов, мимики. Этой особенностью народной культуры и объясняется поразительное жанровое многообразие песенного, инструментального, игрового фольклора.
А. М. Горький писал: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир прежде всего и легче всего в игре, с игрой». Этим требованиям забав предопределено игровое начало всех жанров детского фольклора.
Исследователи детского фольклора Виноградова Г. С., Капица О. И., Науменко Г. М. все его образцы классифицировали на 3 раздела:
1. Календарный фольклор.
2. Потешный фольклор.
3. Игровой фольклор.
Календарный фольклор. В детский календарный фольклор входят произведения, связанные с природой, календарными датами, или же произведениями, имеющими сезонный характер. Значительную его часть составляют заимствованные у взрослых колядки, веснянки, заклинания явлениям природы, приговорки птицам, насекомым, животным. Этот раздел фольклора - одна из самых поэтических страниц детского творчества. Он приучает детей видеть, подмечать поэзию окружающей природы в разное время года.
Потешный фольклор – прибаутки, небылицы, дразнилки. Их назначение – развеселить, потешить, рассмешить сверстников. Этот вид детского фольклора отвечает повышенной тяге детей к рифмам, развивает детскую фантазию, пробуждает интерес к новым словообразованиям.
Игровой фольклор. Этот раздел занимает ведущее место в детском творчестве. Трудно представить себе детей, жизнь которых не была бы связана с определенным кругом игр.
Исследователь Науменко Г. М. разделил игры на 3 основные группы: драматические, спортивные, хороводные.
Основой драматических игр является воплощение художественного образа в драматическом действии, в синтезе диалога, музыки и движения. В них формируются зачатки театрализованного драматического действия.
Драматические игры. Их цель - победа в соревновании, совершенство навыков.
В хороводных играх разрабатываются хореографические, плясовые моменты. По характеру движения игры делятся на круговые, некруговые, хороводные и шествия.
Приобщение детей к фольклору в нашем дошкольном учреждении осуществляется через непосредственную образовательную деятельность, через праздники и развлечения. Интерес и любовь к народному фольклору нужно воспитывать, поэтому в работе с детьми используются следующие методы:
1. Исполнение и разучивание произведений русского фольклора.
2. Слушание народной музыки.
3. Чтение и инсценировка сказок как путь накопления знаний о народном творчестве.
4. Музыкально-игровые моменты, ритмические движения, пляски, хороводы как эмоционально увлекательный прием.
Приобщение к фольклору детей дошкольного возраста отвечает требованиям ФГОС ДО, помогает решать задачи музыкального воспитания в различных образовательных областях. Рассмотрим как это происходит на примере фрагмента сценария осеннего праздника подготовительной группы. Была поставлена инсценировка музыкальной сказки «Пых-пых», опубликованной в журнале «Справочник музыкального руководителя». Герои сказки – традиционные персонажи народного фольклора – Дед, Бабка, Внучка, Овощи, лесной житель - Ежик. Для показа готовились костюмы в народном стиле, декорации деревенской жизни. Дети перевоплощались в героев сказки, переживали игровую ситуацию, учились двигаться в соответствии с образом героя, пели, танцевали. Здесь задачи музыкального воспитания, перечисленные выше, раскрываются в такой образовательной области, как «Социально-коммуникативное развитие». Формируются представления о культуре нашего народа, об отечественных традициях, праздниках.
Для перевоплощения в героя сказки, детям необходимо развитие воображения, творческой активности, первоначальных представлений о себе, других людях, об особенностях природы. Все это отвечает задачам образовательной области «Познавательное развитие».
Фольклору принадлежит важное место в развитии музыкальности детей. Музыкальность - это комплекс способностей. Основные три из них:
- ладовое чувство;
- чувство ритма;
- музыкально-слуховые представления.
Используя игровые напевы, песни-миниатюры, характеризующие героев сказки, построенные на повторе секундовых, терцовых, квартовых интервалов, подготавливает детей к исполнению более сложных мелодий, развивает музыкально-слуховые представления, ладовое чувство. Также укрепляет физическое здоровье – легкие, голосовой аппарат, так исполнение фольклора требует открытого, достаточно громкого пения.
В своей работе часто обращаюсь к хороводам: осенние, новогодние хороводы вокруг елки, веснянки, хороводные песни в финале постановок сказок и др. Игры-хороводы с пением очень нравятся детям. Здесь и вырабатываются коммуникативные качества личности ребенка, умение общаться между собой, снимается эмоциональная зажатость, стеснение. За счет этого расслабляются мышцы голосового аппарата, звукообразование происходит естественным образом. Через эмоциональную память, голосовые, мышечные ощущения приобретается навык певческой свободы. Хороводные игры и песни сопровождаются движениями, ритмическими акцентами, хлопками в ладоши, что помогает развивать у детей чувство ритма, что конечно, способствует развитию музыкальности детей.
Хороводы способствуют развитию координации движений, гибкости, моторики, саморегуляции в двигательной сфере. Все это отвечает задачам музыкального воспитания в образовательной области
«Физическое развитие».
Праздники – это не только своеобразный итог проведенной с детьми работы, но и мощный фактор положительного воздействия на эмоциональную сферу ребенка. Включение фольклора дает детям возможность проявить свои музыкальные и творческие способности в любом виде деятельности без лишних физических и психологических нагрузок.