Людмила Магомедова
Развитие исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе прогулки
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе прогулки
Сегодня в системе общего и дошкольного образования происходят существенные изменения. Большую роль отводят исследовательской деятельности, которая активно внедряется в образовательных процесс дошкольников в виде различных форм. Основная причина пристального внимания специалистов к данной проблеме - социальный заказ общества на формирование личности, способной к самореализации и самостоятельному принятию решений в жизненно важных проблемах; развитие творческого и познавательного потенциала дошкольника в заданных условиях.
Публикация «Развитие исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе прогулки» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность проблемы вызывает необходимость поиска качественных способов и приемов, направленных на развитие исследовательской активности дошкольников, что требует от нас тщательного изучения теории и практики вопроса.
В изысканиях ученых (А. Н. Поддъяковой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Дыбиной, Т. С. Комаровой и других) подчеркивается важность развития инициативности и исследовательской самостоятельности к познанию окружающего мира детьми. Особенно остра проблема для старшего дошкольного возраста, так как ее решение обеспечит готовность ребенка к школе. В этот период особое внимание необходимо уделять развитию любознательности, мышления, наблюдательности, обучать планированию и прогнозированию, умению сравнивать, анализировать, обобщать.
Огромный потенциал для развития исследовательской деятельности старших дошкольников предоставляет прогулка. В условиях прогулки удовлетворяются не только эмоциональные, но и интеллектуальные, познавательные потребности дошкольника.
Известный немецкий педагог и основатель теории дошкольного воспитания Фридрих Фребель пишет, что «ребенок «тем более проникнется в сущность предметов природы и внешнего мира, если ему дать познать предметы в той естественной связи, в которой они находятся». Для реализации этого необходимо организовывать прогулки и путешествия»[4].
Образовательную ценность прогулки и ее неоспоримое влияние на развитие исследовательских способностей ребенка отмечают такие психологи и педагоги как Рубинштейн, С. Л., Зенина, Т. Н., Иванова, А. И., Кудрявцев, В. Т., Савенков А. И. и другие.
А. И. Савенков под исследовательской деятельностью рассматривает «вид активности ребенка, направленный на поиск объективной информации об устройстве окружающего мира путем личного практического экспериментирования с объектом исследования» [6]. Он выделяет следующие стадии исследовательской деятельности :
• любопытство;
• любознательность;
• собственно исследовательскую деятельность.
Александр Ильич Савенков определил, что «мысли, эмоции, воля и творчество в совокупности составляют основу исследовательской деятельности. Наличие всего многообразия процессов, включенных в исследовательскую деятельность, является условием интеллектуально-творческого развития личности, ее саморазвития» [6].
В качестве эффективного средства такого развития мы в своей работе определяем прогулку.
Одним из эффективных средств такого развития и саморазвития для ребенка дошкольного возраста является прогулка. И хотя основной целью прогулки сегодня является укрепление здоровья детей и развитие их физических способностей, развитию интеллектуальных, эмоциональных сфер ребенка в процессе ее проведения отводится значительное место.
Структура прогулки в детском саду включает в себя следующие компоненты:
• наблюдение, экспериментирование;
• трудовую деятельность;
• индивидуальную работу с детьми;
• самостоятельную деятельность детей;
• подвижные игры.
Одними из важных компонентов исследовательской деятельности являются наблюдение и экспериментирование.
В дошкольной дидактике под наблюдением понимают «описательный исследовательский метод целенаправленного и организованного восприятия и регистрации поведения изучаемого объекта. Объектами наблюдений являются объекты живой и неживой природы: растения, животные, сезонные изменения, различные природные явления: дождь, снег, туман, ветер и т. д» [1].
Наблюдения могут быть двух видов:
• кратковременные - организуются для формирования у детей информации о свойствах и качествах предмета или явления.
• длительные - организуются для накопления у детей знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе.
Организуя наблюдения с детьми, воспитателю необходимо соблюдать определё нную последовательность: сначала устанавливаются факты об объекте; затем формируются связи между частями объекта; идет накопление представлений об объекте у детей; далее проводятся сопоставления, делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым наблюдением в данный момент и проведенным ранее.
Однако, ребенок не может ограничиться ролью только наблюдателя: наблюдение только фиксирует то, что дает ему жизнь, а исследование требует эксперимента. Слово «эксперимент» в переводе с греческого «ехреriтепtum» - «проба, опыт». Благодаря экспериментированию дети учатся прогнозировать результат, выдвигать гипотезы, анализировать и делать выводы. Следовательно, в процессе экспериментирования дети удовлетворяют присущую им любознательность, могут почувствовать себя настоящими исследователями.
Прогулка является удачным временем и местом для проведения наблюдений и экспериментов, так как наблюдаемые объекты и материалы для экспериментов находятся в свободном доступе для детей [3].
В процессе организации педагогической деятельности в детском саду № 56 Колпинского района г. Санкт-Петербурга была выявлена проблема: дети не хотят идти на прогулку! Им больше нравится играть в групповом помещении. Это определило необходимость создания условий, позволяющих влиять на формирование мотивации к прогулке, к развитию интереса к исследовательской деятельности в ходе ее организации, повышению активности, инициативности, любознательности дошкольников.
Реализация предъявленных задач получила осуществление в разработанной нами учебно-воспитательной модели «Экологическая тропа», которая включает в себя серию конспектов-мероприятий по организации и проведению исследовательской деятельности, а также развивающий образовательный уголок «Экологическая тропа» с размеченным маршрутом и обозначенными точками - станциями. Всего их было 12. Карта - схема маршрута представлена в приложении [Приложение 1].
Под «экологической тропой» мы рассматривали природный маршрут, созданный с целью экологического развития детей на основе непосредственного взаимодействия с объектами природы.
Растительный мир экотропы нашего детсада представлен разными деревьями (липа, рябина, клён, тополь, берёза, осина, кустарниками (боярышник, травянистыми растениями ( луговых: подорожник, крапива, сныть, папоротник и болотных: камыш, осока) и цветами ( садовых: примула, бархатцы, фиалки, настурция, полевых: ромашка, одуванчик, клевер).
Животный мир состоит из насекомых, живущих в земле, песке, траве; птиц, обитающих на деревьях, в болоте.
Большой интерес представляет болото – естественный водоем со своим особенным растительным и животным миром. За болотом можно наблюдать в разное время года, например, зимой, когда вода в нем замерзает, проводить эксперименты со льдом.
В создании экологического маршрута принимали активное участие не только педагоги детского сада, но и сами воспитанники с родителями. Родители помогали в оформлении «цветника», в постройке и укреплении скворечника, в покраске песочницы; дети с воспитателями ухаживали за растениями, поливали цветы.
Разработанная нами модель включала в себя программный материал, с конспектами занятий, описывающих организацию исследовательской деятельности старших дошкольников во время прогулки по экологической тропе ранней осенью (сентябре). Содержание программного материала основывалось на использовании игровых и проблемных методов, методов ситуативной деятельности, эмпирических бесед. Особенность содержания заключалась в направленности на непринуждённое усвоение информации и норм поведения непосредственно в природном окружении.
Природа для старшего дошкольника является неиссякаемым источником познаний. Исследуя природу, можно узнать много нового и интересного. А изучать природу эффективнее в непосредственном контакте с нею, а именно на прогулке [3]. Прогулка в детском саду является не просто режимным моментом, а неотъемлемой частью образовательного процесса. Следовательно, на прогулке можно не просто гулять с детьми, а через наблюдения, экспериментирование, опытным путём развивать у детей интерес к исследованиям.
Список использованной литературы:
1. Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб. : Питер, 2013. — 464 с.
2. Зенина, Т. Н. Наблюдаем, познаем, любим: учебное пособие для студентов [Текст] / Т. Н. Зенина. – 7 – е изд., стереотип. – М. : Академия. – 2013. – 162с
3. Иванова, А. И. Сезонные наблюдения в детском саду: методическое пособие [Текст] / А. И. Иванова, В. А. Михайленко. – М. : ТЦ Сфера, – 2010. – 80 с.
4. Кудрявцев, В. Т. Личностный рост ребенка в дошкольном образовании / В. Т. Кудрявцев, Г. К. Уразалиева, И. Л. Кириллов. М., 2005.
5. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии: учебное 74 пособие для студентов [Текст]/ С. Л. Рубинштейн. –2– е изд., стереотип. – М. : Академия. –2012. – 287с.
6. Савенков А. И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. Лекции 1-4.-М. : Пед. университет 2007.-92с.
7. Смирнова, В. В. Тропинка в природу [Текст] / В. В. Смирнова. – М. : Гном и Д, 2001. – 143 с.
Приложение 1: Схема экологической тропы