Получи документы

Развитие исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе прогулки

Людмила Магомедова
Развитие исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе прогулки
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе прогулки

Сегодня в системе общего и дошкольного образования происходят существенные изменения. Большую роль отводят исследовательской деятельности, которая активно внедряется в образовательных процесс дошкольников в виде различных форм. Основная причина пристального внимания специалистов к данной проблеме - социальный заказ общества на формирование личности, способной к самореализации и самостоятельному принятию решений в жизненно важных проблемах; развитие творческого и познавательного потенциала дошкольника в заданных условиях.

Публикация «Развитие исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе прогулки» размещена в разделах

Актуальность проблемы вызывает необходимость поиска качественных способов и приемов, направленных на развитие исследовательской активности дошкольников, что требует от нас тщательного изучения теории и практики вопроса.

В изысканиях ученых (А. Н. Поддъяковой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Дыбиной, Т. С. Комаровой и других) подчеркивается важность развития инициативности и исследовательской самостоятельности к познанию окружающего мира детьми. Особенно остра проблема для старшего дошкольного возраста, так как ее решение обеспечит готовность ребенка к школе. В этот период особое внимание необходимо уделять развитию любознательности, мышления, наблюдательности, обучать планированию и прогнозированию, умению сравнивать, анализировать, обобщать.

Огромный потенциал для развития исследовательской деятельности старших дошкольников предоставляет прогулка. В условиях прогулки удовлетворяются не только эмоциональные, но и интеллектуальные, познавательные потребности дошкольника.

Известный немецкий педагог и основатель теории дошкольного воспитания Фридрих Фребель пишет, что «ребенок «тем более проникнется в сущность предметов природы и внешнего мира, если ему дать познать предметы в той естественной связи, в которой они находятся». Для реализации этого необходимо организовывать прогулки и путешествия»[4].

Образовательную ценность прогулки и ее неоспоримое влияние на развитие исследовательских способностей ребенка отмечают такие психологи и педагоги как Рубинштейн, С. Л., Зенина, Т. Н., Иванова, А. И., Кудрявцев, В. Т., Савенков А. И. и другие.

А. И. Савенков под исследовательской деятельностью рассматривает «вид активности ребенка, направленный на поиск объективной информации об устройстве окружающего мира путем личного практического экспериментирования с объектом исследования» [6]. Он выделяет следующие стадии исследовательской деятельности :

• любопытство;

• любознательность;

• собственно исследовательскую деятельность.

Александр Ильич Савенков определил, что «мысли, эмоции, воля и творчество в совокупности составляют основу исследовательской деятельности. Наличие всего многообразия процессов, включенных в исследовательскую деятельность, является условием интеллектуально-творческого развития личности, ее саморазвития» [6].

В качестве эффективного средства такого развития мы в своей работе определяем прогулку.

Одним из эффективных средств такого развития и саморазвития для ребенка дошкольного возраста является прогулка. И хотя основной целью прогулки сегодня является укрепление здоровья детей и развитие их физических способностей, развитию интеллектуальных, эмоциональных сфер ребенка в процессе ее проведения отводится значительное место.

Структура прогулки в детском саду включает в себя следующие компоненты:

• наблюдение, экспериментирование;

• трудовую деятельность;

• индивидуальную работу с детьми;

• самостоятельную деятельность детей;

• подвижные игры.

Одними из важных компонентов исследовательской деятельности являются наблюдение и экспериментирование.

В дошкольной дидактике под наблюдением понимают «описательный исследовательский метод целенаправленного и организованного восприятия и регистрации поведения изучаемого объекта. Объектами наблюдений являются объекты живой и неживой природы: растения, животные, сезонные изменения, различные природные явления: дождь, снег, туман, ветер и т. д» [1].

Наблюдения могут быть двух видов:

• кратковременные - организуются для формирования у детей информации о свойствах и качествах предмета или явления.

• длительные - организуются для накопления у детей знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе.

Организуя наблюдения с детьми, воспитателю необходимо соблюдать определё нную последовательность: сначала устанавливаются факты об объекте; затем формируются связи между частями объекта; идет накопление представлений об объекте у детей; далее проводятся сопоставления, делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым наблюдением в данный момент и проведенным ранее.

Однако, ребенок не может ограничиться ролью только наблюдателя: наблюдение только фиксирует то, что дает ему жизнь, а исследование требует эксперимента. Слово «эксперимент» в переводе с греческого «ехреriтепtum» - «проба, опыт». Благодаря экспериментированию дети учатся прогнозировать результат, выдвигать гипотезы, анализировать и делать выводы. Следовательно, в процессе экспериментирования дети удовлетворяют присущую им любознательность, могут почувствовать себя настоящими исследователями.

Прогулка является удачным временем и местом для проведения наблюдений и экспериментов, так как наблюдаемые объекты и материалы для экспериментов находятся в свободном доступе для детей [3].

В процессе организации педагогической деятельности в детском саду № 56 Колпинского района г. Санкт-Петербурга была выявлена проблема: дети не хотят идти на прогулку! Им больше нравится играть в групповом помещении. Это определило необходимость создания условий, позволяющих влиять на формирование мотивации к прогулке, к развитию интереса к исследовательской деятельности в ходе ее организации, повышению активности, инициативности, любознательности дошкольников.

Реализация предъявленных задач получила осуществление в разработанной нами учебно-воспитательной модели «Экологическая тропа», которая включает в себя серию конспектов-мероприятий по организации и проведению исследовательской деятельности, а также развивающий образовательный уголок «Экологическая тропа» с размеченным маршрутом и обозначенными точками - станциями. Всего их было 12. Карта - схема маршрута представлена в приложении [Приложение 1].

Под «экологической тропой» мы рассматривали природный маршрут, созданный с целью экологического развития детей на основе непосредственного взаимодействия с объектами природы.

Растительный мир экотропы нашего детсада представлен разными деревьями (липа, рябина, клён, тополь, берёза, осина, кустарниками (боярышник, травянистыми растениями ( луговых: подорожник, крапива, сныть, папоротник и болотных: камыш, осока) и цветами ( садовых: примула, бархатцы, фиалки, настурция, полевых: ромашка, одуванчик, клевер).

Животный мир состоит из насекомых, живущих в земле, песке, траве; птиц, обитающих на деревьях, в болоте.

Большой интерес представляет болото – естественный водоем со своим особенным растительным и животным миром. За болотом можно наблюдать в разное время года, например, зимой, когда вода в нем замерзает, проводить эксперименты со льдом.

В создании экологического маршрута принимали активное участие не только педагоги детского сада, но и сами воспитанники с родителями. Родители помогали в оформлении «цветника», в постройке и укреплении скворечника, в покраске песочницы; дети с воспитателями ухаживали за растениями, поливали цветы.

Разработанная нами модель включала в себя программный материал, с конспектами занятий, описывающих организацию исследовательской деятельности старших дошкольников во время прогулки по экологической тропе ранней осенью (сентябре). Содержание программного материала основывалось на использовании игровых и проблемных методов, методов ситуативной деятельности, эмпирических бесед. Особенность содержания заключалась в направленности на непринуждённое усвоение информации и норм поведения непосредственно в природном окружении.

Природа для старшего дошкольника является неиссякаемым источником познаний. Исследуя природу, можно узнать много нового и интересного. А изучать природу эффективнее в непосредственном контакте с нею, а именно на прогулке [3]. Прогулка в детском саду является не просто режимным моментом, а неотъемлемой частью образовательного процесса. Следовательно, на прогулке можно не просто гулять с детьми, а через наблюдения, экспериментирование, опытным путём развивать у детей интерес к исследованиям.

Список использованной литературы:

1. Гогоберидзе А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб. : Питер, 2013. — 464 с.

2. Зенина, Т. Н. Наблюдаем, познаем, любим: учебное пособие для студентов [Текст] / Т. Н. Зенина. – 7 – е изд., стереотип. – М. : Академия. – 2013. – 162с

3. Иванова, А. И. Сезонные наблюдения в детском саду: методическое пособие [Текст] / А. И. Иванова, В. А. Михайленко. – М. : ТЦ Сфера, – 2010. – 80 с.

4. Кудрявцев, В. Т. Личностный рост ребенка в дошкольном образовании / В. Т. Кудрявцев, Г. К. Уразалиева, И. Л. Кириллов. М., 2005.

5. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии: учебное 74 пособие для студентов [Текст]/ С. Л. Рубинштейн. –2– е изд., стереотип. – М. : Академия. –2012. – 287с.

6. Савенков А. И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. Лекции 1-4.-М. : Пед. университет 2007.-92с.

7. Смирнова, В. В. Тропинка в природу [Текст] / В. В. Смирнова. – М. : Гном и Д, 2001. – 143 с.

Приложение 1: Схема экологической тропы

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Фотоотчет по теме самообразования: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» (старшая.

Отчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возрастаОтчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возраста Фотоотчёт о кружковой работе по познавательно– исследовательской деятельности. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Рождение Радуги» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект познавательно-исследовательской деятельности «Рождение Радуги» для детей старшего дошкольного возраста Цель: познакомить детей с атмосферным явлением – радугой. Раскрыть причину ее появления (отражение, преломление и разложение солнечного.

Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» Цель: представление опыта работы по развитию познавательной активности детей в процессе поисково – исследовательской деятельности. Задачи:.

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами» Мастер - класс с педагогами на тему "Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами".

Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД»Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД» Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД. Педагогический опыт. Современные.

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельностиРазвитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности «При знакомстве с искусством, в том числе и театрализованным, у детей развивается эмоциональная среда, которая является одним из основных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе прогулки
Опубликовано: 28 сентября 2020 в 14:01
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе прогулки» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Магомедова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД