Лариса Озерская
Развитие детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Эпоха научно-технического прогресса, которая существует на данный момент, все больше усложняется. Шаблонные и привычные для человека действия уже не актуальны. Новая эпоха требует быстроты ориентации, гибкости и подвижности мышления, быстрой адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению возникающих проблем. Творческий процесс постепенно замещает информационно-репродуктивный. Именно в творческой деятельности развиваются творческие способности. Это и является предпосылкой для активизирования творческой деятельности детей, как познавательной, так и практической.
Публикация «Развитие детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
Формирование творческой личности представляет собой одну из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе, которая решается, начиная с дошкольного возраста. Наиболее эффективным средством формирования творческой личности ребенка является развитие детского творчества и поддержание инициативы в воспитательно-образовательном процессе. Данный аспект находит свою актуальность в реализации педагогами образовательной области «художественно-эстетическое развитие».
Современные условия развития образования характеризуются введением ФГОС ДО, в данном документе детское творчество представляется в качестве уникального явления. Многими современными отечественными и зарубежными педагогами и психологами признаётся влияние занятий художественным творчеством на всестороннее, особенно художественно-эстетическое развитие личности ребенка.
Одним из важных условий реализации образовательной области «художественно-эстетическое развитие» является обеспечение приоритетного внимания к организации специфических детских видов деятельности: игровой, изобразительной, театрализованной, конструктивной, музыкальной, которые при правильной их организации способствуют обеспечению всестороннего развития ребенка, созданию обстановки эмоционального благополучия, наполнению жизни дошкольников интересным содержанием, предоставлении каждому ребенку переживания радости творчества и личностных инициативных решений.
В решении задач художественно-эстетического развития и, в частности, развития творчества у детей среднего дошкольного возраста, особую важность приобретает предоставление детям широких возможностей использования изобразительной деятельности при проведении режимных моментов, организации самостоятельной деятельности: в игре, при оформлении групповой комнаты, вестибюля, зала к вечерам досуга, праздникам. В НОД формируются творческие умения и навыки, используемые в дальнейшем для реализации практических общественно полезных целей, что предоставляет важный аспект работы, направленный не только на повышение успешности детского-художественного творчества, поддержание детской инициативы, но и в осуществлении более широких воспитательных задач ООП ДОУ. По мнению К. Н. Поливановой, средний дошкольный возраст – начало развития произвольного внимания, которое характеризуется сознательным удерживанием его на определенных предметах и объектах, играет ведущую роль в организации психических процессов. Существенное воздействие на развитие внимания у дошкольников оказывает применение игровых методов, способствующих развитию системы произвольности – проявлять внимательность в нужный момент, быть способным на волевые усилия, уметь сдерживать и контролировать себя самостоятельно, достигать определенных целей. Согласно ФГОС в ДОУ должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
-поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности (развитие творческих способностей)
-возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения (развитие инициативы).
Исходя из этого, я строю свою профессиональную деятельность так, чтобы каждый ребенок мог самореализоваться, развить свои умственные и творческие способности через познавательную активность, стал более общительным и доброжелательным. Поэтому я создаю условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создаю условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; оказываю не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и творчества в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.).
В своей работе активно использую технологию проектной деятельности, которая, на мой взгляд, наиболее приемлема для развития инициативы и творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста, формирования умения делать выбор. В проектной деятельности я стараюсь быть партнером, помощником ребенка. За время реализации проектов накоплен богатый практический опыт, осуществлялись разные виды проектов от краткосрочных образовательных практик до долгосрочных проектов.
Также значение придаю использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе и в режимных моментах. Для этого провожу консультации с родителями о сохранении и укреплении здоровья детей, о правилах безопасного общения с незнакомыми людьми и незнакомыми животными. С детьми беседуем о приемах сохранения здоровья, просматриваем обучающие фильмы и презентации, оформляем наглядные пособия. Вместе изготовили макет «Улицы нашего поселка», где закрепляем правила дорожного движения, изученные во время образовательной деятельности. Все это помогает детям самостоятельно заботиться о своём здоровье и беречь его.
Во время образовательной деятельности и в режимных моментах провожу развивающие игры, создаю игровые и проблемные ситуации, использую потешки и напоминания, что ведет к лучшему запоминанию и осознанному самостоятельному применению правил личной гигиены. Вместе изготавливаем наглядные пособия и составляем алгоритм действий: умывания, одевания, накрывания на стол, позволяющие дошкольнику впоследствии самостоятельно и эффективно их применять. Решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской помощи помогают сюжетно-ролевые игры, атрибуты к которым мы изготовили вместе с родителями. Дети любят играть в «Скорую помощь», «Пожарных», «Полицию».
Моя задача как воспитателя-выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно-гигиенические навыки, научить вести здоровый образ жизни с детства. Для этого разработана система здоровьесбережения, которая включает в себя следующие формы работы: проведение физкультминуток, комплекс упражнений после сна, самомассаж, артикуляционная гимнастика, зрительная гимнастика, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, сказкотерапия, релаксационные, расслабляющие упражнения.
Не могу не выделить особый вид детской деятельности: продуктивные работы детей. На творческих занятиях использую частично-поисковые (эвристические) и исследовательские методы. Эвристические методы направлены на пооперационное или поэлементное обучение чертам и процедурам творческой деятельности, поддержания инициативы и особой мотивации у детей среднего дошкольного возраста. Например, предлагаю выполнить творческое задание, самостоятельно отбирая средства и способы для достижения собственной продуктивной деятельности, направленной на получение положительного результата и эмоциональной удовлетворенности.
Использование нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками, позволяет сделать вывод о существовании некой специфики детского творчества. Эта особенность объясняется тем, что детский рисунок не имеет значимости для общества в целом. Однако, для формирования творческой личности играет большую роль в дошкольном возрасте.
Инициативная личность развивается в деятельности. А так как ведущая деятельность дошкольного возраста-игра, то, образовательная деятельность, в то время должна быть и игровой, что поможет динамичнее развиваться личности каждого ребенка. Инициативность детей моей группы проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре.
В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью, инициативного ребенка отличает именно содержательность интересов. И все же ребенка необходимо побуждать к деятельности, а значит важен мотив. Мотивация побуждает ребенка к деятельности, придает этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.
Поэтому при организации детской деятельности я всегда использую разные виды мотивации, это и игровая мотивация-«Помоги игрушке» (Петрушка забыл, как правильно надо мыть руки, при которой ребенок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек; и помощь
Взрослому-«Помоги мне» (укрыть снегом корни березки-а то им «холодно», иногда мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение или похвалу, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Также использую такой мотив, как «Научи меня» (я не умею играть в трансформера, объясни, как он превращается в машину, данный мотив основан на желании ребенка чувствовать себя знающим и умеющим.
Мотивируя детей, я не навязываю ребенку своё видение в решении проблемы (может у ребенка будет свой путь решения проблемы). При выполнении совместных действий спрашиваю у ребенка разрешения заняться с ним общим делом, за полученный результат обязательно хвалю, подбадриваю ребенка, действуя совместно с детьми, знакомлю их со своими планами, способами их достижения. Соблюдая эти правила, даю детям новые знания, обучаю их определенным умениям, формирую необходимые навыки.
С целью оптимизации процесса творческого развития дошкольников применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес воспитанников, мотивирует их инициативность в творческом процессе.
Таким образом, развитие творческих способностей и детской инициативы дошкольников возможно при организации различных видов деятельности. Основная задача детского сада-создать такую развивающую среду в которой ребенок мог проявить свои способности, раскрыть творческий потенциал.
Список литературы:
1. Выготский Л. Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. [Текст] / Выготский Л. Н. – Спб. : Союз, 2010.- 92 с.
2. Дьяченко О. М., Веракса Н. Е. Чего на свете не бывает. [Текст] / Дьяченко О. М., Веракса Н. Е. – М. : Знание, 2013 – 157 с.
3. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». № 1155 от 17.10.2013 г.