Получи документы

Развитие детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС

Лариса Озерская
Развитие детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

Эпоха научно-технического прогресса, которая существует на данный момент, все больше усложняется. Шаблонные и привычные для человека действия уже не актуальны. Новая эпоха требует быстроты ориентации, гибкости и подвижности мышления, быстрой адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению возникающих проблем. Творческий процесс постепенно замещает информационно-репродуктивный. Именно в творческой деятельности развиваются творческие способности. Это и является предпосылкой для активизирования творческой деятельности детей, как познавательной, так и практической.

Темочки:

Формирование творческой личности представляет собой одну из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе, которая решается, начиная с дошкольного возраста. Наиболее эффективным средством формирования творческой личности ребенка является развитие детского творчества и поддержание инициативы в воспитательно-образовательном процессе. Данный аспект находит свою актуальность в реализации педагогами образовательной области «художественно-эстетическое развитие».

Современные условия развития образования характеризуются введением ФГОС ДО, в данном документе детское творчество представляется в качестве уникального явления. Многими современными отечественными и зарубежными педагогами и психологами признаётся влияние занятий художественным творчеством на всестороннее, особенно художественно-эстетическое развитие личности ребенка.

Одним из важных условий реализации образовательной области «художественно-эстетическое развитие» является обеспечение приоритетного внимания к организации специфических детских видов деятельности: игровой, изобразительной, театрализованной, конструктивной, музыкальной, которые при правильной их организации способствуют обеспечению всестороннего развития ребенка, созданию обстановки эмоционального благополучия, наполнению жизни дошкольников интересным содержанием, предоставлении каждому ребенку переживания радости творчества и личностных инициативных решений.

В решении задач художественно-эстетического развития и, в частности, развития творчества у детей среднего дошкольного возраста, особую важность приобретает предоставление детям широких возможностей использования изобразительной деятельности при проведении режимных моментов, организации самостоятельной деятельности: в игре, при оформлении групповой комнаты, вестибюля, зала к вечерам досуга, праздникам. В НОД формируются творческие умения и навыки, используемые в дальнейшем для реализации практических общественно полезных целей, что предоставляет важный аспект работы, направленный не только на повышение успешности детского-художественного творчества, поддержание детской инициативы, но и в осуществлении более широких воспитательных задач ООП ДОУ. По мнению К. Н. Поливановой, средний дошкольный возраст – начало развития произвольного внимания, которое характеризуется сознательным удерживанием его на определенных предметах и объектах, играет ведущую роль в организации психических процессов. Существенное воздействие на развитие внимания у дошкольников оказывает применение игровых методов, способствующих развитию системы произвольности – проявлять внимательность в нужный момент, быть способным на волевые усилия, уметь сдерживать и контролировать себя самостоятельно, достигать определенных целей. Согласно ФГОС в ДОУ должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

-поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности (развитие творческих способностей)

-возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения (развитие инициативы).

Исходя из этого, я строю свою профессиональную деятельность так, чтобы каждый ребенок мог самореализоваться, развить свои умственные и творческие способности через познавательную активность, стал более общительным и доброжелательным. Поэтому я создаю условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создаю условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; оказываю не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и творчества в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.).

В своей работе активно использую технологию проектной деятельности, которая, на мой взгляд, наиболее приемлема для развития инициативы и творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста, формирования умения делать выбор. В проектной деятельности я стараюсь быть партнером, помощником ребенка. За время реализации проектов накоплен богатый практический опыт, осуществлялись разные виды проектов от краткосрочных образовательных практик до долгосрочных проектов.

Также значение придаю использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе и в режимных моментах. Для этого провожу консультации с родителями о сохранении и укреплении здоровья детей, о правилах безопасного общения с незнакомыми людьми и незнакомыми животными. С детьми беседуем о приемах сохранения здоровья, просматриваем обучающие фильмы и презентации, оформляем наглядные пособия. Вместе изготовили макет «Улицы нашего поселка», где закрепляем правила дорожного движения, изученные во время образовательной деятельности. Все это помогает детям самостоятельно заботиться о своём здоровье и беречь его.

Во время образовательной деятельности и в режимных моментах провожу развивающие игры, создаю игровые и проблемные ситуации, использую потешки и напоминания, что ведет к лучшему запоминанию и осознанному самостоятельному применению правил личной гигиены. Вместе изготавливаем наглядные пособия и составляем алгоритм действий: умывания, одевания, накрывания на стол, позволяющие дошкольнику впоследствии самостоятельно и эффективно их применять. Решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской помощи помогают сюжетно-ролевые игры, атрибуты к которым мы изготовили вместе с родителями. Дети любят играть в «Скорую помощь», «Пожарных», «Полицию».

Моя задача как воспитателя-выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно-гигиенические навыки, научить вести здоровый образ жизни с детства. Для этого разработана система здоровьесбережения, которая включает в себя следующие формы работы: проведение физкультминуток, комплекс упражнений после сна, самомассаж, артикуляционная гимнастика, зрительная гимнастика, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, сказкотерапия, релаксационные, расслабляющие упражнения.

Не могу не выделить особый вид детской деятельности: продуктивные работы детей. На творческих занятиях использую частично-поисковые (эвристические) и исследовательские методы. Эвристические методы направлены на пооперационное или поэлементное обучение чертам и процедурам творческой деятельности, поддержания инициативы и особой мотивации у детей среднего дошкольного возраста. Например, предлагаю выполнить творческое задание, самостоятельно отбирая средства и способы для достижения собственной продуктивной деятельности, направленной на получение положительного результата и эмоциональной удовлетворенности.

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками, позволяет сделать вывод о существовании некой специфики детского творчества. Эта особенность объясняется тем, что детский рисунок не имеет значимости для общества в целом. Однако, для формирования творческой личности играет большую роль в дошкольном возрасте.

Инициативная личность развивается в деятельности. А так как ведущая деятельность дошкольного возраста-игра, то, образовательная деятельность, в то время должна быть и игровой, что поможет динамичнее развиваться личности каждого ребенка. Инициативность детей моей группы проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре.

В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью, инициативного ребенка отличает именно содержательность интересов. И все же ребенка необходимо побуждать к деятельности, а значит важен мотив. Мотивация побуждает ребенка к деятельности, придает этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.

Поэтому при организации детской деятельности я всегда использую разные виды мотивации, это и игровая мотивация-«Помоги игрушке» (Петрушка забыл, как правильно надо мыть руки, при которой ребенок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек; и помощь

Взрослому-«Помоги мне» (укрыть снегом корни березки-а то им «холодно», иногда мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение или похвалу, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Также использую такой мотив, как «Научи меня» (я не умею играть в трансформера, объясни, как он превращается в машину, данный мотив основан на желании ребенка чувствовать себя знающим и умеющим.

Мотивируя детей, я не навязываю ребенку своё видение в решении проблемы (может у ребенка будет свой путь решения проблемы). При выполнении совместных действий спрашиваю у ребенка разрешения заняться с ним общим делом, за полученный результат обязательно хвалю, подбадриваю ребенка, действуя совместно с детьми, знакомлю их со своими планами, способами их достижения. Соблюдая эти правила, даю детям новые знания, обучаю их определенным умениям, формирую необходимые навыки.

С целью оптимизации процесса творческого развития дошкольников применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес воспитанников, мотивирует их инициативность в творческом процессе.

Таким образом, развитие творческих способностей и детской инициативы дошкольников возможно при организации различных видов деятельности. Основная задача детского сада-создать такую развивающую среду в которой ребенок мог проявить свои способности, раскрыть творческий потенциал.

Список литературы:

1. Выготский Л. Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. [Текст] / Выготский Л. Н. – Спб. : Союз, 2010.- 92 с.

2. Дьяченко О. М., Веракса Н. Е. Чего на свете не бывает. [Текст] / Дьяченко О. М., Веракса Н. Е. – М. : Знание, 2013 – 157 с.

3. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». № 1155 от 17.10.2013 г.

Публикации по теме:

Развитие детской инициативы и самостоятельности, посредством преобразования развивающей предметно-пространственной средыРазвитие детской инициативы и самостоятельности, посредством преобразования развивающей предметно-пространственной среды Большую роль в развитии детской инициативы и самостоятельности в настоящее время отводят среде, в которой находится ребенок. В этом году.

Аналитическая справка о проведении городского семинара-практикума «Математическое развитие в ДОУ в соответствии с ФГОС»Аналитическая справка о проведении городского семинара-практикума «Математическое развитие в ДОУ в соответствии с ФГОС» Аналитическая справка о проведении городского семинара-практикума "Математическое развитие в ДОУ в соответствии с ФГОС" 26 февраля 2020.

Консультация для родителей «Развитие и поддержка детской инициативы» Уважаемые родители! Все дети по своей природе очень любознательны, инициативны. Мы очень хотим, чтобы наш ребенок вырос уверенным, успешным.

Консультация «Развитие творческих способностей детей»Консультация «Развитие творческих способностей детей» Нетрадиционные техники в продуктивной деятельности. «Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему,.

Развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности в соответствии с ФГОС «ФГОС ДО развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности» «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности.

Памятка для родителей «Развитие творческих способностей дошкольников»Памятка для родителей «Развитие творческих способностей дошкольников» В современном мире творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный.

Перспективный план по образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС в старшей группе Сентябрь 3 неделя Занятие 1. Мы – воспитанники старшей группы. Цель. Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.

Развитие творческих способностей средствами изобразительной деятельноситРазвитие творческих способностей средствами изобразительной деятельносит Развиваем творчество детей Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, ведь для ребенка.

Развитие творческих способностей в дошкольном возрастеРазвитие творческих способностей в дошкольном возрасте Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А. Н. Леонтьева, это возраст первоначального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС
Опубликовано: 28 июня 2023 в 13:32
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие детской инициативы и творческих способностей в соответствии с ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Озерская (УИ 352523) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД