Ольга Бородина
Особенности развития художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы «Самостоятельная художественная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
Развитие личности и ее достижения на жизненном пути тесно связаны с такими индивидуально-психологическими характеристиками человека, как способности, задатки, таланты. Детство – это период усиленного развития, перемен и познания, парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить процесс становления личности. Наиболее ярко это выражается в творческой деятельности, которая позволяет раскрыть свой внутренний мир.
Публикация «Особенности развития художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей 5-6 лет
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Творчество рассматривается как наиболее значимая форма умственной деятельности, универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для развития творческих способностей. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, улучшаются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение, активно развиваются личные качества, а на их основе – способности и задатки.
Дошкольное детство становится поворотным моментом в развитии внимания, когда дети впервые начинают его сознательно контролировать, направляя и удерживая определенные предметы. Для этого старший дошкольник использует определенные приемы, которые перенимает у взрослых. В значительной степени этому способствует улучшение планирующей функции речи. Речь дает возможность словесно заранее выделить явления и предметы, значимые для конкретной задачи, организовать внимание с учетом характера предстоящей деятельности. Несмотря на значительные сдвиги в развитии внимания, непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного периода. При этом детям все еще сложно сосредоточиться на чем-то однообразном. Но в процессе интересной для них деятельности внимание может быть достаточно устойчивым.
Сходные возрастные закономерности отмечаются в процессе развития памяти. Память в старшем дошкольном возрасте непроизвольна. Ребенок лучше запоминает, что ему больше всего интересно, производит наилучшее впечатление. Таким образом, объем записываемого материала во многом определяется эмоциональным отношением к данному объекту или явлению. Одно из главных достижений старшего дошкольника – развитие произвольного запоминания. Во многом этому способствует игровая деятельность, в которой умение запоминать и вовремя воспроизводить необходимую информацию приводит к достижению успеха.
Формирование мышления в этом возрасте во многом связано с умением оперировать представлениями на произвольном уровне, которое к 6 годам существенно возрастает в связи с усвоением новых способов мыслительных действий. Формирование этих методов во многом основано на выработке определенных действий с внешними предметами, которые ребенок осваивает в процессе развития и обучения. Дошкольный возраст предоставляет самые благоприятные возможности для развития различных форм образного мышления.
Старший дошкольный возраст благоприятен для развития творческих способностей, поскольку именно в это время закладывается психологическая основа творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен создавать новый рисунок, дизайн, образ, фантазию, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Для старшего дошкольника характерны активная позиция, любознательность, постоянные вопросы к взрослому, умение словесно комментировать процесс и результат собственной деятельности, стойкая мотивация, достаточно развитое воображение, настойчивость. Инициатива связана с любознательностью, способностями, пытливостью ума, изобретательностью, способностью произвольно регулировать поведение, умением преодолевать трудности.
Структура творческой активности старших дошкольников по различным видам деятельности представляет собой совокупность составляющих ее компонентов: мотивационного, содержательного, операционного, эмоционально-волевого. Основными показателями творческой активности детей старшего возраста являются предпосылки: мотивационная, содержательно-операционная, эмоционально-волевая составляющие деятельности, а именно понимание важности подготовки к творческой деятельности, наличие интереса к творческой работе различных видов активности, стремление к активному участию в творческом процессе, усвоение приемов выполнения произведений творческого характера в языковом творчестве и конкретной детской деятельности, умение фантазировать и воображение; умение преодолевать возникшие трудности, довести начатое дело до конца; появление настойчивости, трудолюбия, добросовестности; проявление радости при открытии новых приемов, приемов, действий.
Важным условием развития творческих способностей дошкольника является организация целенаправленной досуговой деятельности старших дошкольников в дошкольном учреждении и в семье: обогащение яркими впечатлениями, предоставление эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для зарождение идеи и будет материалом, необходимым для работы воображения. Общая позиция педагогов, понимание перспектив развития ребенка и взаимодействия между ними – одно из важных условий развития детского творчества. Освоение творческой деятельности немыслимо без общения с искусством.
Следующее важное условие развития творческих способностей – учет индивидуальных особенностей ребенка. Важно учитывать темперамент, характер, особенности некоторых психических функций и даже настроение ребенка в тот день, когда предстоит работа. Непременным условием творческой деятельности взрослых должна быть атмосфера творчества.
Также условием развития творческих способностей является обучение, в процессе которого формируются знания, способы действия, умения, позволяющие ребенку реализовать задуманное. Для получения этих знаний навыки должны быть гибкими, вариативными, навыки – обобщенными, то есть применимыми в разных условиях. В противном случае в старшем дошкольном возрасте у детей наблюдается так называемый «спад» творческой активности.
Важным условием развития и стимулирования творческих способностей является комплексное и систематическое использование методов и приемов. Мотивация к задаче – это не просто мотивация, а предложение эффективных мотивов и поведения детей, если не для самостоятельной постановки, то для принятия задачи, поставленной взрослыми.
Как отмечал Н. Н. Поддъяков, в возрасте 4-6 лет интенсивно формируются и развиваются навыки и умения, которые способствуют изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов и явлений и воздействия на них с целью изменения. Этот уровень психического развития, соответствующий зрительно-активной форме мышления, становится подготовительным этапом в развитии индивидуально-психологических характеристик человека, определяющих уровень творческих способностей. Накопление фактов и информации об окружающем мире создает основу для формирования идей и концепций.
К концу дошкольного периода наглядно-схематическая форма мышления начинает преобладать как высшая ступень в развитии наглядно-образного. Отражением достижения ребенком этого уровня умственного развития является схематичность детского рисунка, умение использовать схематическое изображение при решении задач.
Так, к 6-7 годам ребенок может подходить к решению задачи тремя способами : используя наглядно-эффективное, наглядно-образное и логическое мышление. В старшем дошкольном возрасте логическое мышление начинает интенсивно формироваться, как бы определяя тем самым ближайшую перспективу творческого развития.
Накопление практического опыта, определенный уровень развития восприятия, памяти, воображения создает ситуацию уверенности в себе. Это выражается в постановке все более разнообразных и сложных целей, достижению которых способствует волевая регуляция поведения. Ребенок 6-7 лет может стремиться к далекой цели, при этом достаточно долго выдерживая сильное волевое напряж.
Исследования Л. С. Выготский, А. В. Запорожца и других показывают, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним, появляется новый вид деятельности – творческий. Особенность этого типа в том, что он рождает способность переходить от мысли к ситуации. Тем не менее, характеризуя особенности творческой деятельности старших дошкольников, педагоги и психологи подчеркивают ее специфику. Итак, многие компоненты творчества в этом возрасте только начинают развиваться, хотя субъективно ребенок постоянно открывает для себя что-то новое. По мнению Л. С. Выготского, основной закон детского творчества состоит в том, что его ценность должна рассматриваться не как результат, не в продукте творчества, а в самом процессе такой деятельности.
Известно, что психологической основой творческой деятельности является воображение – мыслительный процесс, заключающийся в создании образов предметов и ситуаций по результатам их восприятия и осмысления. К основным свойствам воображения относятся: видеть целое перед частями, передавать функцию от одного объекта к другому. Существенными показателями в развитии воображения являются опора на визуализацию, использование прошлого опыта, наличие особой внутренней позиции, позволяющей, не подстраиваясь под ситуацию, подчинить ее, овладеть ее значимыми чертами.
Воображение функционирует на разных уровнях: по степени выраженности оно может быть пассивным и активным, в свою очередь активное подразделяется на развлекательное и творческое.
Творческое воображение связано с определением возможных результатов действий, открывающих или создающих новые предметы, явления, ситуации. При этом в творческом воображении возникают идеи, различающиеся степенью оригинальности и реалистичности. Оригинальность как своеобразие представлений творческого воображения – это степень их новизны, несходства с тем, что уже было известно, а реализм определяется тем, насколько близко созданное воображением представление к реальности. О. М. Дьяченко пишет, что специфика процесса воображения, в отличие от других психических процессов, понимается как способность выражать особенности одного объекта или явления через другой, видоизменять формы представления действительности. Воображение использует символические и метафорические формы отражения действительности. В развернутом виде они позволяют находить и фиксировать в творческих продуктах те стороны предметов и явлений, которые значимы для человека. Созданные образы с помощью воображения детализируются, «оживают», что свидетельствует о внутренней ценности творческих проявлений, особенно в период раннего формирования творческих личностных качеств. Л. С. Выготский, Т. Н. Палашна, Т. С. Комарова называют воображение важнейшим новообразованием дошкольного детства и связывает с ним процессы зарождения творческой личности.
Творческие способности активно развиваются в художественной деятельности : рисовании и лепке. Возрастная чувствительность и реакция на непосредственные впечатления органов чувств, чувствительность к образно-эмоциональным моментам, характерные для этого периода, характерное для дошкольников соотношение сигнальных систем способствуют привлекательности художественно-творческой деятельности в дошкольное детство, развитие творческого воображения.
На основе теории деятельности, разработанной Н. А. Ветлугиной, выделили показатели, по которым можно определить взаимоотношения, интересы, способности детей, проявляющиеся в художественном творчестве, качество творческих действий и произведений. Она комплексно рассмотрела художественные и творческие способности и выделила следующие особенности :
1) умение воспринимать и переживать красоту в жизни и в произведениях искусства, легко «войти» в воображаемую ситуацию, эмоционально откликнуться на красоту;
2) творить по законам красоты, проявляя творческую инициативу и личное отношение к происходящему;
3) оценивать прекрасное в окружающем, различать средства художественного выражения в произведениях и театральной деятельности;
4) самостоятельно искать и находить оригинальные приемы решения творческих задач.
Согласно исследованиям Н. А. Ветлугиной, в основе деятельности детей лежат знания и навыки, которые приобретаются в повседневной жизни в процессе воспитания и обучения, проводимого в детском саду под руководством воспитателя. Она отмечает, что исполнительская деятельность детей требует творческой интерпретации, проявления творческой активности. Творческая интерпретация в определенной степени зависит от степени владения художественными навыками и способностями.
Обращают на себя внимание показатели наличия творческого начала, выделенные Н. А. Ветлугиной. Среди них показатели, характеризующие отношение детей к творчеству :
1) искренность, непосредственность чувств;
2) энтузиазм, «вовлеченность» в деятельность;
3) активация волевых усилий, умение входить в изображенные обстоятельства;
4) особые художественные способности (образное видение, поэзия, музыкальный слух, позволяющие успешно решать творческие задачи.
К показателям качества творческих действий относятся:
1) внесение дополнений, изменений, вариаций, преобразований;
2) создание новой комбинации из усвоенных старых элементов;
3) применение известного в новых ситуациях;
4) поиск новых решений;
5) быстрота реакции;
6) хорошая ориентация в новых условиях;
7) поиск оригинальных приемов решения творческих задач.
К показателям качества изделий детского художественного творчества относятся:
1) поиск адекватных выразительных средств воплощения образов;
2) оригинальность манеры исполнения и выражения своего отношения;
3) соответствие элементарным художественным требованиям.
Для оптимизации творческого процесса необходимо для каждого ребенка сформировать индивидуальную зону – ситуацию творческого развития. Зона творческого развития – фундамент, на котором строится педагогический процесс. Л. С. Выготский отметил, что «творчество существует не только там, где оно создает великие произведения, но и там, где ребенок воображает, изменяется, создает что-то новое».
В. И. Тютюнник показывает, что потребности и способности к творчеству развиваются с пятилетнего возраста. Основным фактором, определяющим это развитие, является содержание взаимоотношений ребенка со взрослыми, позиция взрослых по отношению к ребенку. Окружающая среда играет огромную роль в развитии творческих способностей ребенка.
Решающая роль отводится особой микросреде, в которой формируется ребенок, и, прежде всего, влиянию семейных отношений. Большинство исследователей при анализе семейных отношений выделяют следующие параметры: 1) гармоничность – не гармоничность отношений между родителями, а также между родителями и детьми; 2) творческая – нетворческая личность как образец подражания и субъект идентификации; 3) общность интеллектуальных интересов членов семьи или ее отсутствие; 4) ожидание родителей по отношению к ребенку: ожидание «достижения или независимости».
Большую роль в развитии творческих способностей детей играет роль семейно-родительских отношений.
Одним из главных условий развития творческих способностей является создание атмосферы, способствующей возникновению идей и мнений.
Первая ситуация на пути к созданию такой атмосферы – это развитие у детей чувства психологической защищенности. Следует помнить, что критиковать детей и заставлять их чувствовать, что их предложения неприемлемы или глупы, – это самый верный способ подавить их творчество. Воспитатель должен с уважением относиться к мыслям, высказываемым детьми. Более того, учитель должен побуждать детей решать сложные задачи, развивая таким образом их мотивацию и настойчивость.