Игнатова Виктория
Характеристика развития речи детей в старшем дошкольном возрасте
Большое значение для развития дошкольника имеет предметный мир, который окружает его с момента рождения и сопровождает всю жизнь. Вместе с ознакомлением дошкольников с окружающей действительностью одновременно идет и расширение словаря. Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка.
Публикация «Характеристика развития речи детей в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими.
Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике. У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает довольно высокого уровня. Большинство детей, правильно произносит все звуки родного языка, может регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления. К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов.
Основная цель работы по развитию речи в детском саду – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими. Задачи развития речи: развитие словаря детей. Данная работа предполагает обогащение, уточнение, активизацию словаря. Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста не принесёт пользы, если параллельно не будет осуществляться активизация словаря. Эти два вида педагогической работы всегда должны идти рядом друг с другом: сначала речь детей обогащается новыми словами, а потом эти слова в ней активизируются.
Анализ особенностей освоения лексики детьми старшего дошкольного возраста, позволяет выделить в словарной работе несколько направлений: во-первых, овладение словами, обозначающими предметы и явления окружающего мира, на основе их целостного восприятия; во-вторых, освоение содержания слова на уровне его значения и, в-третьих, усвоение слова как единицы языка на уровне смысла.
Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов. В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие (уточнение значений слов, семантическая точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений).
Рост словарного запаса. Запас слов у ребенка 5-6 лет увеличивается до 2500- 3000. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. Словарь ребенка 6-7 лет увеличивается до 3000-3500 слов по данным М. Р. Львова. Несмотря на довольно большой запас слов, их употребление характеризуется рядом особенностей: расхождением между активным и пассивным словарем, неточным употреблением слов.
Качественное развитие. Развитие значений слов. Л. С. Выготский показал, что на разных этапах развития ребенка за значением слова стоят различные формы обобщения.
Одной из главных задач словарной работы является обогащение, расширение и активизация словарного запаса, основу которого составляет введение в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов.
В старшем дошкольном возрасте необходимо расширять запас слов за счет названий предметов, качеств, действий; активизировать словарь: учить употреблять наиболее подходящие по смыслу слова при обозначении признаков и качеств предметов; формировать умение подбирать слова с противоположным значением (сильный - слабый, стоять - бежать), со сходным значением (прыгать - скакать) ; использовать слова, обозначающие материалы (дерево, металл, стекло, пластмасса и др.) ; учить осмысливать образные выражения в загадках, объяснять смысл поговорок.
В старшем дошкольном возрасте продолжаются занятия по обогащению словаря детей. Наглядные методы (экскурсии, наблюдения, обследование предметов, рассматривание картин и др.) занимают ведущее место, но усложнение состоит в расширении круга предметов и материалов, их признаков. Ознакомление со словом идет в определенном контексте в словосочетании или предложении.
Только в старшем дошкольном возрасте начинаются самостоятельные занятия по сравнению предметов. Они проводятся для формирования умения наиболее точно подбирать слова для характеристики предметов.
Развитие словаря ребенка осуществляется в соответствии с такими принципами, как последовательность, наглядность, систематичность, а также учета возрастных особенностей. Так, использование наглядности в ходе предметной деятельности стимулирует речевую активность и познавательную потребность ребенка, принцип систематичности и последовательности в обучении предполагает усвоение материала в определенном порядке с таким расчетом, чтобы каждый новый элемент содержание ту этого учебного материала логически связывался как с предыдущим элементом его, так и с последующим.
Методы развития речи делятся на 3 группы:
1. Наглядные методы – используются для закрепления знаний словаря, развитие обобщающей функции слова, обучение связной речи. -непосредственные – направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двухсигнальных систем (экскурсия, осмотры помещения, наблюдение); -опосредованные – основаны на применение изобразительной наглядности (рассматривание игрушек, картин и т. д.).
2. Словесные методы. Используются при использовании наглядных методов (объяснения, разъяснения и т. д.).
3. Практические направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование (дидактические игры, инсценировки, дидактические упражнения, хороводные игры и т. д.).
Методы словарной работы делятся на две группы:
1. Методы накопления содержания детьми лексики. Методы непосредственного ознакомления с окружающим миром: рассматривание картин; наблюдение за животными, растениями, за деятельностью человека; осмотры помещения детского сада, целевые прогулки; экскурсии (социальное окружение, природа). Методы опосредованного ознакомления с окружающим миром: показ картин с незнакомым словом; чтение и рассматривание литературных произведений.
2. Методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны: рассматривание игрушек, картин; дидактические игры; лексические упражнения; работа с загадками. Приемы словарной работы: речевой образец; привлечение внимания, к слову, по наименованию; проговаривание слова детьми хором и индивидуально; включение слова в предложении.
Таким образом, у детей старшего дошкольного возраста должна происходить работа по обогащению словаря, с учетом данных особенностей их возраста. Для этого педагогам необходимо учитывать рост словарного запаса детей, качественное развитие, а также определенные методы развития речи детей и методы словарной работы.