Альбина Лебедева
Статья: «Музыкотерапия для детей с задержкой психического развития»
Актуальность изучения проблемы задержки психического развития (ЗПР) обусловлена тем, что за последние годы стремительно растет количество детей с задержкой психического развития. К примеру, в массовой школе все чаще встречаются неуспевающие дети (в основном в возрасте 7-10 лет, у которых трудности в обучении обусловлены временной задержкой психического развития. У детей c ЗПР недостаточно сформирована готовность к усвоению знаний и предметных понятий, что связано с низким уровнем их познавательной деятельности, который ведет к недоразвитию речи и мышления. Таким детям тяжело вливаться в социум, ведь не каждый способен адекватно воспринимать детей с данным нарушением.
Публикация «Статья: „Музыкотерапия для детей с задержкой психического развития“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Музыкотерапия, музыкальная терапия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Сложность таких детей заключается в том, что в их поведении преобладает высокая тревожность и степень психоэмоционального напряжения, присутствуют негативные переживания, эмоциональная зажатость, нарушение эмоционально-личностных связей с близкими людьми. Им, как и всем людям, нужно усваивать социальный опыт, проходить этапы социализации и участвовать в общественной жизни. Но физические и психические недостатки существенно влияют на их развитие, не давая таким детям возможности полноценно реализовать себя, как личность.
Существует множество методов коррекции психического развития детей, однако одним из самых интересных и действенных методов выступает музыкальная терапия.
«Музыкотерапия – один из видов арттерапии, направленный на профилактику, психокоррекцию личностных отклонений в развитии ребенка с проблемами, где музыка используется как вспомогательное средство, основное воздействие которого нацелено на регуляцию нарушений психосоматических и психоэмоциональных процессов, коррекцию рефлексивно-коммуникативной сферы ребенка».
Таким образом, сущность данного метода состоит в следующем: пробуждение у детей эмоционального отклика на музыкальные произведения, и совместно с этим оказание эффективного лечебного воздействия на психические процессы детей, помимо этого, музыкотерапия восстанавливает и укрепляет силы ребёнка, раскрывает его внутренний потенциал и истинный интерес к окружающему миру.
Существует две формы музыкотерапии – активная (когда дети активно выражают себя в музыке, и пассивная (рецептивная, когда детям предлагается просто прослушать музыку.
Музыкотерапия в коррекционной работе с детьми с ЗПР выделяет несколько комплексов музыкальных упражнений в зависимости от их направленности.
Первый комплекс упражнений направлен на развитие слухового внимания. Здесь занятия музыкой включают в себя : звукоподражание и подпевание; пальчиковые и жестовые игры; контактные игры; игровой массаж; музицирование на детских музыкальных инструментах. При этом рекомендуется использовать композиции П. И. Чайковского, М. И. Глинки, Н. А. Римского-Корсакого, И. С. Баха, В. А. Моцарта, и др.
Второй комплекс упражнений способствует развитию чувства ритма. Игры здесь сопровождаются стихами, потешками, в которых реальный мир представлен красочно, творчески и доступно детям.
Третий комплекс направлен на развитие пространственного представления. Здесь детям предлагается ходить в разных направлениях, танцевать и водить хороводы.
Четвертый комплекс развивает координацию движений и мелкую моторику. Здесь можно исполнять песни с показом действий, использовать музыкально-речевые игры. Особенность данных упражнений состоит в том, что здесь большой акцент делается именно на движения пальцами.
Последний комплекс направлен на развитие навыков коммуникации. Одним из таких упражнений является вращение обруча: дети садятся в круг, им дается большой обруч, они все вместе берутся за него и под музыку начинают его вращать (темп музыки постоянно меняется).
Музыкальная релаксация : данные упражнения направлены на коррекцию психо-эмоциональной сферы ребенка, на приобретение навыков расслабления. Все упражнения комментируются педагогом под определенную музыку, вызывая различные эмоции. Народная и детская музыка дает ощущение безопасности, а вот игра на скрипке или фортепиано очень хорошо расслабляет. Успокаивающий эффект могут принести звуки природы.
Данные комплексы упражнений являются достаточно эффективными, так как они содержат в себе упражнения, развивающие различные виды способностей ребенка, которые при правильном и последовательном использовании способствуют гармоничному и целостному развитию детей.
Благодаря музыкотерапии дети усваивают нормы правильного поведения, учатся отстаивать свою позицию, тем самым формируя свой характер. Музыкотерапия раскрывает внутренний мир ребенка, его потенциал, и в то же время обогащает его интересными знаниями, яркими переживаниями, чувствами, способностями видеть и слышать окружающий мир, тем самым воспитывая любовь к музыкальному искусству, формируя нравственные качества личности и эстетический взгляд на вещи.
Список литературы:
1. Музыкальная терапия для детей с аутизмом / Джульетта Алвин, Эриел Уорик:под ред. Э. Уорик; пер. с англ. [Ю. В. Князькиной]. — 3-е изд. ,стер. — М. :Теревинф, 2008.-208 с.
2. Медведева Е. А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М. : Академия, 2002. – 224 с.
3. Детский аутизм и АВА : терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения : 4-е изд. / Роберт Шрамм; пер. с англ. З. Измайловой-Камар; науч. ред. С. Анисимова. — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014.-208 с.