Анна Галькович
Общение ребенка с музыкой. Музыкотерапия
▼ Скачать + Заказать документы
Ранее общение ребенка с музыкой способствует полноценному физическому, психическому и личностному развитию. Прослушивание правильно подобранной музыки с одновременно выполнением психогимнастических этюдов, повышают иммунитет детей, восстанавливает дыхание, снимает раздражительность, головную и мышечную боль. Это направление называется музыкотерапия или звукотерапия. Она способствует коррекции психофизического развития дошкольников, снимает напряжение, утомление, повышает тонус, корректирует отклонения в личностном развитии ребенка. Музыкотерапия применяется при психологических заболеваниях, при проблемах общения, страхах. Известно, что музыка воздействует через три основных фактора: физиологический, психический и вибрационный. Звуковые вибрации могут воздействовать на дыхательную, сердечно- сосудистую и двигательную функции, а также являются стимуляторами обменных процессов организма на уровне клетки.
Публикация «Общение ребенка с музыкой, Музыкотерапия» размещена в разделах
- Музыкотерапия, музыкальная терапия
- Работа музыкального руководителя
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Музыкотерапия основой в решении проблем коррекции темпо-ритмической стороны речи. Например, в работе по преодолению заикания некоторые логопеды успешно используют движения пальцами в определенной последовательности, с определенным темпом и ритмом. Специально подобранный пальцевый ритм как сонастраивает импульс речевых центров при говорении, снимает спастическое мышечное напряжение, что облегчает плавность речи.
Отдельно можно обозначить такое направление, как декламация стихов под музыку и собственно пение. Это может быть специальное, логопедическое пение, несколько отличающееся от обычного пения. Например, в коррекции заикания используют долгое пение гласных звуков. Обозначая суть музыкотерапии, следует отметить и такое важное направление, как лечебная хореография, когда дети под музыку и, возможно пение могут осуществлять не только коррекцию речевого развития, но и преодолевать имеющиеся двигательные нарушения.
В работе с детьми используется широкий спектр музыкальных инструментов и виды музыки, которые воздействуют на различные функции организма. К примеру, для оздоровления и укрепления дыхательной системы, используются духовые инструменты: глиняные свистульки, игрушечные дудочки, свирели, губные гармошки, и др. Для развития слабой мелкой моторики пальцев – клавишные инструменты: игрушечное пианино или детский синтезатор, при эмоциональных проблемах для снятия стресса – прослушивание музыки для релаксации, а также звуков природы: шум моря, звуки леса, грозы и др. Дыхательная музыкотерапия включает в себя игру на духовых музыкальных инструментах, дыхательную гимнастику под музыку, различные упражнения для развития певческого дыхания. При этом дети, занимаясь оздоровлением не замечают самого процесса лечения.
Дыхательная музыкотерапия – это пение. Тембр голоса, интонации, манера говорить и учитывая смысл сказанных слов, много могут рассказать о чувствах и характере говорящего, о его настроении и внутреннем состоянии. Следовательно, по голосу можно определить некоторые состояния организма, а через голосовые упражнения влиять на эти состояния.
Музыкотерапия включает в себя и танцы и музыкально-ритмические игры. Совсем необязательно иметь хореографическую подготовку, достаточно будет того опыта, которым обладают все. Это движения корпуса, прыжки, мимика, жесты, перемещения в пространстве. Тут достаточно передать общий характер музыки, связать музыкальное звучание с пластикой движений. Слаженные, ритмичные движения имеют колоссальный терапевтический эффект. Детям на втором году жизни предлагаются детские инструменты и игрушки, с которыми они могут поиграть и затем угадать, какой инструмент звучит, сравнить тихое и громкое звучание. Для детей на третьем году жизни музыкально-дидактические игры несколько усложняются. Ставится задача не только различать контрастные звучания, но и воспроизводить их. Например: в игре "Кто в домике?" Ребенку предлагается показать, как мяукает кошка (низкий звук) или котенок (высокий звук). Упражнения развиваются в зависимости от поставленной дидактической задачи и от психофизических возможностей каждого ребенка.
Музыка должна прослушиваться не постоянно, а дозированно. Звучать она должна непрерывно и достаточно громко. А также зависеть от времени суток, вида деятельности. Утром рекомендуется мажорная классическая музыка, добрые солнечные песни. Для расслабления, снятия напряжения и погружения в дневной сон используют мелодичную классическую и современную музыку с релаксирующим действием. Хорошо, если музыка будет наполнена звуками природы: голоса птиц, шум морской волны, шелест листьев, крик дельфинов, журчание ручейка. Приятному пробуждению детей после дневного сна способствует нежная, радостная, легкая музыка.
Как мы видим, влияние музыки на организм велико. Она может стимулировать интеллектуальную деятельность, развивать эстетические качества, поддерживать вдохновение, оздоравливать организм. Гармоничная музыка помогает сосредоточить детское внимание.
Достоинством музыкотерапии является абсолютная безвредность, она легка в применении. С применением музыкотерапии уменьшается применение других, более нагрузочных лечебных методик.