Елизавета Энгелько
Модель обновления системы дошкольного воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
В наше время особую актуальность приобретает важнейшая из задач нравственноговоспитания личности- приобщение детей к общечеловеческим ценностям, выражающимся в категории добра и справедливости.
Личностно-ориентированная модель воспитания основана на признании самоценности детства, способности взрослого понимать и принимать внутренний мир ребенка. Нравственное воспитание детей с позиции личностного подхода – это ориентация ребенка на видение и понимание другого человека, развитие способности идентифицировать себя в другими людьми.
Публикация «Модель обновления системы дошкольного воспитания» размещена в разделах
В русле личностного подхода к воспитанию представляется целесообразным использование положительной предвосхищающей оценки при формировании у младших дошкольников доброжелательного отношения к сверстникам, т. е. умения проявлять доброжелательность в таких ее формах,как помощь товарищу (если он нуждается в ней,забота о нем, сочувствие к нему (если ему плохо,если он попал в беду,способность поделиться с ним и уступить ему, не обижать его.
Положительная предвосхищающая оценка является не только условием,способствующим усвоению детьми нравственных представлений, но и средством,побуждающим их к реальным проявлениям доброжелательности и может использоваться в стихийно возникающих ситуациях взаимодействия детей (как доброжелательных, так и недоброжелательных, а также в специально организованных ситуациях.
Жизнь детей в детском саду имеет большие возможности для организации ситуаций,способствующих возникновению доброжелательных взаимоотношений между детьми с помощью оценочных действий.
Например, ситуация:
«Дети собираются на прогулку. Женя плачет…»
образом,воспитатель сообщает ребенку знания о формах и способах проявления доброжелательности к сверстнику – необходимости помочь ему, успокоить, пожалеть. Выражает уверенность в том,что ребенок,к которому обратились за помощью в беде другому,тем самым без нажима и требований побуждает его к проявлению доброжелательности. Реальные проявления доброжелательности приобретают реальную положительную окраску. Ребенок гордится тем,что его похвалили уверенно действует по отношению к сверстнику.
Положительная предвосхищающая оценка используется в комплексе с вербальным описанием педагогом затруднений ребенка, его отрицательного эмоционального состояния и положительных переживаний,а также привлекательности проявлений доброжелательности другим ребенком и их прямая положительная оценка.
Например, ситуация:
«Дети обедают,Наташа не может дотянуться до тарелки с хлебом…»
В этой ситуации педагог использует положительную предвосхищающую оценку, выражает уверенность в том,что ребенок добрый, заботливый и побуждает его к действию, подсказывая форму проявления заботы о другом. Воспитатель также обращает внимание ребенка на затруднение сверстника. Затем педагог положительно оценивает поступок ребенка и его привлекательность. Положительная предвосхищающая оценка также используется в стихийно возникающих ситуациях. В которых дети проявляют доброжелательность без побуждения взрослого.
Методические приемы,способствующие проявлению доброжелательности используются и в стихийно возникающих ситуациях, в которых дети проявляют недоброжелательность. При этом прекращение ребенком проявления недоброжелательности по отношению к сверстнику позволяет педагогу положительно оценить ребенка, назвать его добрым. Положительная предвосхищающая оценка взрослым малыша, проявляющего негативное отношение к сверстнику, не вызывает у него чувства протеста и желания уличить взрослого во лжи, а способствует преодолению внутреннего конфликта и,в результате этого,появлению чувства собственного достоинства. Предвосхищение взрослым успехов ребенка, наделение его такими качествами, как «добрый»,»хороший»,»умеешь пожалеть»,не только вызывает у ребенка чувство гордости, удовлетворения, но и способствуетбыстрой смене негативного отношения к сверстнику на доброжелательное.
Например, ситуация:
«Во время обеда Женя толкает ногами Лену. Лена плачет…»
Положительная предвосхищающая оценкаможет использоваться и с целью предупреждения у детей недоброжелательных отношений.
Например, ситуация:
«Ваня бежит за Колей. Замахивается на него лопаткой…»
Важным является умение использовать предвосхищающую оценку в разные моменты. Как для индивидуального воздействия на ребенка, так и для воздействия на подгруппу или всю группу.
Пример: «Вова принес конфеты. Угощает Мишу, Степу, воспитателя, а стоящих рядом других детей – нет. Воспитатель :Вова, я знаю - ты добрый мальчик и угостишь других детей. Вот теперь все попробовали конфеты, всем понемногу, но всем досталось Никому не обидно.»
«Дети ушли на физкультурное занятие и разбросали одежду. Воспитатель обращается к тем, кто остался в группе: «Наверное они спешили. Я знаю, что вы всегда друг другу помогаете. Может быть им сюрприз сделать?Как? …» Эмоциональная реакция детей однозначна:все довольны.
Но использование предвосхищающей оценки не всегда является действенным,т. е. приводит к ожидаемому результату. Это происходит чаще всего тогда,когда ребенок увлечен чем-либо,перевозбужден.
Например: «Юра раскрашивает вырезанную из бумаги машину…»
Это говорит о том,что ребенку нелегко преодолеть свои желания. Поэтому, чтобы он не нервничал, не проявлял чрезмерного упорства, необходимо при использовании предвосхищающей оценки учитывать состояние ребенка.
Таким образом, только дифференцированный подход к отбору средств, методов и приемов позволяет достичь определенных успехов –положительных изменений во взаимоотношениях детей.
Положительный результат в работе с детьми определяется и созданием в группе такой атмосферы, которая обеспечивала быположительное эмоциональное состояние детей. Это во многом определяется стилем общения воспитателя с детьми. Только отказ от требований, наказаний,упражнений в послушании, т. е. авторитарного стиля отношенийс ребенком,позволяет сформировать доброжелательное отношение друг к другу, умение избегать конфликтов, следовательно,чувствовать себя в группе благополучно.