Соня Псардиева
Педагогические условия эффективной системы воспитания дошкольников на идеях народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
ДОУ – целостная, динамическая система, оптимальное жизнеобеспечение которой возможно лишь при наличии её организации, в частичности организационно – педагогической деятельности заведующей ДОУ, предопределенной потребностью планировать, контролировать, регулировать, согласовывать и координировать работу коллектива ДОУ.
Система социального воспитания дошкольников – педагогически целесообразная организация воспитательного в разных сферах микросреды, с участием всех субъектов социального воспитания, полноценное использование в воспитательном процессе всего арсенала средств и возможностей которыми располагает общество.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Русская народная культура и традиции. Консультации для педагогов
- Русская народная культура, фольклор
- Темочки
Сегодня система социального воспитания в ДОУ ориентированна на субъект – субъектные отношения в цепочке руководитель – педагог – ребёнок – родитель.
Социальное воспитание эффективно лишь в случае активноё позиции тех, на кого оно направленно – самой личности, её семьи, группы общения. Развитие личности ребёнка – главный критерий воспитательной системы. Целостность системы социального воспитания обеспечивается созданием и укреплением связей между её субъектами. (ТАБЛИЦА № 1).
Условие социального воспитания можно разделить на две группы: внешние и внутренние.
Внешние условия :
• Состояние социально – педагогической среды и социокультурная обстановка в ДОУ, регионе, районе;
• Особенности заказа родителей;
• Материально – техническое и научно – методическое обеспечение образовательного процесса.
Внутренние условия это уровень профессиональной компетентности и педагогической культуры педагогов и родителей как субъектов системы социального воспитания, состояние образовательной среды в ДОУ.
Эффективность данной работы характеризуется показателями личностного развития детей, педагогов и родителей. По отношению к педагогам это выражается в следующем:
• Степени удовлетворённости своим трудом;
• Гуманизация отношения к ребёнку;
• Стремление к личностному росту.
По отношению к ребё нку это выражается в следующем:
• Эмоционально – положительном отношении к другим людям;
• Познавательной активности;
• Повышение уровня самооценки личности.
Основной формой работы с детьми являются тематические занятия. Учитывая ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, важно, чтобы каждая тема подкреплялась различными играми, продуктивными видами деятельности. Итоги работы, синтезирующие знания детей можно увидеть во время праздников, развлечений. Так как у дошкольников наглядно- образное мышление, необходимо использовать наглядные предметы и материалы: посуду, мебель, утварь, старинные костюмы, украшения. В решении этой задачи очень помогает музей предметов русско-армянского быта, созданный в ДОУ. Именно здесь для ребёнка открывается возможность первого проникновения в историю родного края, расширяются возможности игрового способа подачи разнообразных сведений.
Работа с детьми направлена на социализацию личности дошкольника, формирование любви к Родине на основе приобщения к народной культуре.
Воспитание детей в духе народных традиций, это не отдельное направление работы, оно должно пронизывать всю жизнь ребёнка, всю его деятельность в детском саду. (Таблица2).
Мы считаем, что эффективность работы возможна если:
• Относиться к ребёнку как к субъекту своей жизни;
• Рассматривать педагога как посредника между ребёнком и народной культурой;
• Относиться к ДОУ как пространству где происходят культурные события, осуществляется воспитание человека, культуры.
Эффективность использования средств народной культуры в воспитательном процессе ДОУ, зависит от их содержания, системного, дифференцированного, интегрированного использования их в пространственно – предметной среде и художественно – творческих видах деятельности, от актуализации ребёнка ценностей народной культуры в своей жизни и специально организованных видах деятельности.
Создание среды жизнедеятельности ребёнка, наполненной культурными национальными ценностями и позволяющий ему использовать ему ментальные характеристики своего народа обеспечивает интеграция образов национальных героев, отраженных в народных сказках, играх, произведениях искусства. (таблица №3).
Проводником данной работы в детском саду, конечно, является педагог. Коллектив детского сада начал свою работу с изучения педагогического наследия педагогов-народников. Кроме этого педагоги познакомились с национальной культурой края, изучили историю, традиции, обычаи, обряды.
Большую помощь в работе оказало знакомство педагогов с программами методическими разработками по данной теме. Для этого в ДОУ проводятся традиционные еженедельные семинары «Новинки методической литературы».
После начала работы по программе «Приобщение детей к русской и армянской культуре», специалисты ДОУ начали разработку собственных программ по данной теме: «Психологическое сопровождение детей в условиях двуязычия», «Эстетическое развитие детей средствами народной музыкальной культуры», «Оздоровление детей средствами народной игры».
Педагоги ДОУ участвуют во всех районных мероприятиях, проводимых в рамках данной тематики. Стали традиционными методические объединения, проводимые на базе ДОУ, дни открытых дверей, проведение народных праздников с приглашением педагогов из ДОУ района.
Важное место в повышении квалификации педагогов занимает работа по освоению содержания образования и воспитания в ДОУ. Хорошим стимулом для повешения общекультурное подготовки педагогов служит организация в ДОУ художественной самодеятельности. Сам факт её существования заставляет педагогов работать над расширением своего культурного кругозора. Развитие общей культуры педагогов – один из самых больших резервов повышения их мастерства. Самодеятельный ансамбль педагогов «Цицах», является непременным участником внутрисадовских и районных мероприятий. В репертуаре ансамбля армянские и русские народные песни.
Необходимым условием успеха в работе педагогов является соблюдение принципов социального воспитания :
• Индивидуальная помощь в предотвращении конфликтных ситуаций в социальном взаимодействии детей;
• Общественная защита законных интересов и прав ребёнка на достойную жизнь;
• Практическая забота о сохранении и укреплении физического и психического здоровья в данной микросреде;
• Организация разносторонней социально приемлемой групповой и досуговой деятельности;
• Помощь в создании условий в микросреде.
Основными критериями профессиональной пригодности педагога к этой деятельности являются:
• Высокий уровень интеллектуального развития педагога;
• Потребность и способность помогать людям в трудных ситуациях;
• Способность к творчеству;
• Самодисциплина, работоспособность;
• Чуткость и оптимистичность.
Особое внимание мы уделяем укреплению связей с родителями. Родители стали не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса; они принимают участие во всех праздниках и развлечениях, но и помогают в подготовке и проведении занятий, семинаров, собраний. Взаимодействие с родителями способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранению семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растёт будущий гражданин. Всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям»- эту заповедь А. С. Макаренко необходимо использовать в работе с родителями. Работа с родителями по-прежнему трудна и актуальна.
Они могут оказать большую помощь в воссоздании местных национально-культурных традиций.
Работа с родителями: формирование новых взаимоотношений с ними, поиск новых интересных форм взаимоотношений с ними-в этом мы видим дальнейший путь развития.
Всё что мы делаем повседневно, наши традиции направлено на совершенствование и коллектива в целом, и каждой отдельной личности – будь то ребенок, сотрудник или родитель. (Таблица № 4).
Педагогический коллектив ДОУ взаимодействует со всеми социокультурными объектами по обеспечению единства культурного и образовательного пространства в рамках личностного ориентированного подхода к образовательному процессу.
Целостность образовательной системы региона (создание в последние годы единого образовательного пространства Ростовской области с преобладающим видом образования – личностно ориентированного, культурологического типа) позволяет видеть дальнейшую перспективу ДОУ в работе по проблеме социально – эмоционального развития.
Обязательным условием функционирования ДОУ как системы является эффективное управление. Управление ДОУ содержит обширный круг функций : анализ, изучение состояния дел с учётом нового социального заказа, целепологание – выбор целей и конкретных задач деятельности, планирование содержания, форм, расстановку кадров, оказание им конкретной помощи, контроль, анализ результатов.
Управление системой социального воспитания на основе народной культуры в ДОУ – это целостная основанная на достижениях науки и передового опыта, народной педагогики, анализе социально – педагогического процесса, система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на развитие и повышение творческого потенциала педагогов, детей, родителей.
В результате проведённой работы нами установлено, что эффективность процесса социального воспитания дошкольников на основе народной культуры обеспечивается : интеграцией в тематике познавательного, языкового и художественного развития, совместной творческой деятельностью взрослых и детей, сотрудничеством педагогов и родителей, своеобразной организацией предметной среды.