лиля аметова
Программа деятельности ресурсного центра по формированию системы оценки качества дошкольного образования ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования выступает обеспечение современного качества дошкольного образования. Современная концепция ФГОС, в которой образовательный стандарт понимается как общественный договор, ориентирована на учёт интересов и потребностей ребёнка, его семьи, общества и государства.
Публикация «Программа деятельности ресурсного центра по формированию системы оценки качества дошкольного образования ФГОС ДО» размещена в разделах
Определение качества образования в образовательной организации или системе образования – это установление степени соответствия фактического состояния образовательных программ, созданных условий и достигнутых результатов тем требованиям, которые установлены в стандарте. Соответствие объекта стандарту и удовлетворённость потребителя со стоянием объекта – безусловно, взаимосвязанные составляющие понятия дошкольного образования. Образование должно не только соответствовать стандарту, но и удовлетворять потребителя.
Проблема качества дошкольного образования существовала в педагогической практике всегда. На разных этапах развития нашего государства существовало свое понимание «качества», исходя из которого, определялась государственная политика в области дошкольного образования.
Все эти попытки, в целом, носили эпизодический, несистемный характер : в большинстве своем «качество» определялось интуитивно, на личностном, житейской уровне. Новые времена определили и новые требования к данной категории. В общегосударственном плане новое качество образования – это его соответствие современным жизненным потребностям страны.
В педагогическом плане – это ориентация образования на усвоение воспитанниками не только определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, их познавательных и созидательных способностей. Качество дошкольного образования в немалой степени определяет то, каким будет качество последующих уровней системы образования в России. Поэтому поиск путей улучшения системы качества образования в дошкольных образовательных учреждениях является социально-значимой проблемой, стоящей перед педагогической наукой и практикой.
Учитывая современные приоритеты государственной политики в области образования, проблема качества дошкольного образования приобретает особый экономический смысл. Это, в свою очередь, уже находит свое отражение в изменениях организационно-структурного, нормативно- правового и педагогического характера. Для последних значительную актуальность приобретают вопросы разработки измерительных процедур и экспертного оценивания качества организации образовательного процесса и качества его результатов.
Повышение качества дошкольного образования, создание равных стартовых условий для детей, идущих в школу, требует создания системы оценки качества, которая будет содержательно (то есть в соответствии с современными представлениями о психическом развитии ребёнка дошкольного возраста) и организационно регулировать процессы обеспечения и повышения качества дошкольного образования через процедуру оценки качества.
Системное понимание качества отражает определение, данное в Большой советской энциклопедии: «Качество – это существенная определенность предмета или процесса, выступающая в его свойствах и характеризующая то, что данный предмет или процесс является в данных условиях, в связи и взаимодействии с другими данными предметами и процессами» [1, с. 551].
Согласно новому Закону под «качеством образования» понимается «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы».
Таким образом, составляющими понятия «качество образования» являются:
1. соответствие стандарту
2. соответствие ожиданиям социума
3. соответствие личностным ожиданиям
Что же дошкольная образовательная организация может делать с качеством образования :
1. Научиться правильно прогнозировать, моделировать те качества подготовки выпускника, которые ДОУ предполагает получить «на выходе», то есть определить требуемое в будущем качество образования.
2. Обеспечивать, поддерживать достижение требуемого уровня качества образования, вовремя пресекая нежелательные отклонения от него.
3. Повышать качество образования, приводя его в соответствии с растущими требованиями внешних заказчиков. Повышение качества образования, появление его новых свойств возможно только через развитие образования (то есть через инновационный процесс).
4. Выявлять и оценивать реальное качество образования, его соответствие существующим стандартам. В ходе подготовки нового Закона «Об образовании в РФ» и разработки федеральных государственных образовательных стандартов общего образования было достигнуто понимание, что под «стандартом» понимается совокупность групп требований:
- к структуре основных образовательных программ;
- к условиям реализации основных образовательных программ;
- к результатам освоения основных образовательных программ.
Создание ресурсного центра обусловлено потребностью формирования системы качества дошкольного образования в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Определение составляющих качества дошкольного образования, критериев оценки качества, выбор технологий и инструментария мониторинга качества дошкольного образования, где представлены целевые ориентиры дошкольного образования : социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
Создание системы оценки качества дошкольного образования включает разработку показателей эффективности деятельности образовательных учреждений, которые осуществляют реализацию общеобразовательных программ дошкольного образования, выработки единого подхода к пониманию, определению и оценке качества дошкольного образования.
Решаемая проблема: как организовать и обеспечить функционирование постоянно действующей системы оценки качества образовательного процесса, условий реализации образовательной деятельности и её результатов в дошкольной организации?
Решением данной проблемы является разработка и реализация системы оценки качества дошкольного образования, которая представляет собой систематическое наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом воспитанников, образовательными и воспитательными достижениями, систему сбора, обработки, хранения и распространения информации об условиях, процессе и результативности воспитательной и образовательной деятельности всех субъектов (объектов) процесса.
1.1. Цели и задачи деятельности Ресурсного центра
Общая цель: Разработка, оформление и запуск системы оценки качества образования, соответствующей ФГОС дошкольного образования.
Задачи:
– разработать организационную модель системы оценки качества образования в детском саду;
– определить компоненты системы оценки качества образования в детском саду;
– создать пакет локальных нормативных актов по обеспечению функционирования системы оценки качества в детском саду и подобрать инструментарий для проведения оценочных процедур.
– разработать пакет диагностических материалов, систему критериев и показателей (индикаторов, характеризующих состояние и динамику развития качества образования;
– разработать методику проведения процедуры оценивания качества образования, установить порядок и формы проведения оценки;
– привлечь общественность к оценке качества образования.