Анна Щукина
Современная модель успешной социализации дошкольников путем духовно-нравственного воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Щукина А. А.
воспитатель МБДОУ №175 г. Ульяновска
первой квалификационной категории
Аннотация: В данной статье поднимается проблема об успешной социализации путем духовно-нравственного воспитания как наиболее актуальном направлении, поскольку нравственные приоритеты общества вырабатываются историческим опытом нескольких поколений и находят отражение в семейных, культурных, социально-исторических и религиозных культурах. В статье отражен опыт работы по формированию духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста на базе МБДОУ № 175.
Публикация «Современная модель успешной социализации дошкольников путем духовно-нравственного воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, нравственные и патриотические ценности, социализация дошкольников.
В новом Федеральном образовательном стандарте одной из приоритетных задач становится духовно - нравственное воспитание и социализация дошкольников. Особое внимание уделяется образовательным программам, которые и определяют содержание образования. Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности являются базовые национальные ценности. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным явлениям современного мира.
Духовно – нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм и образцов поведения на основе подражания. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Мы с вами объединены одной целью: содействовать духовно-нравственному развитию ребёнка путём приобщения его к нравственным и духовным ценностям православной культуры.
Моя работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников началась с того что я поставила следующие задачи:
1. Познакомить детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа.
2. Способствовать развитию нравственных чувств (сопереживание, ответственности, благодарности и др.).
3. Зажечь в ребенке искорку любви и интерес к жизни народа в разное историческое время, его истории и культуре, природе России.
4. Расширить у родителей представлений о православных традициях и их роли в развитии личности ребёнка.
5. Создавать условия для благотворного эмоционально-нравственного микроклимата в детском коллективе и семье.
На первоначальном этапе была проведена предварительная работа: индивидуальные беседы и анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в ДОУ.
Получив положительный отклик родительской общественности, я начала вести активную работу, которая была основана на программе духовно-нравственного воспитания дошкольников средствами художественно - продуктивной деятельности» О. М. Потаповской.
Работа проводилась в вечерние часы два раза в неделю. Это были– беседы, игры (сюжетно-ролевые, режиссёрские, театрализованные или дидактические, а также творческая рукодельная работа, которая носит индивидуальный и коллективный характер. Во время художественного творчества дети усваивают правила доброй и благочестивой жизни, учатся общению, возможности приложить усилия в общем деле, сделать подарок своими руками и порадовать родных.
Одновременно с этим в группе создается развивающая среда по этнокультурному компоненту, где собраны старинные предметы русской культуры и быта. Центральное место мини-музей с образцами народных промыслов, глиняной посуды, самовар, образцы вышивки, тканные ручные изделия, русские национальные костюмы. Это оказывает большую помощь в проведении работы с дошкольниками по духовно-нравственному воспитанию, материалы музея дают детям возможность соприкоснуться с историей своего народа, развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного.
Для повышения результативности по духовно-нравственному воспитанию пополняется развивающая среда художественной литературой.
Художественная литература для чтения детям:
• «Детям о честности»
• «Детям о дружбе»
• «Детям о любви»
• «Детям о добре»
• Борис Ганаго «Свеча в окне»
• Небесные заступники.
• Святые хранители России.
В своей работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников я использую также и другие формы работы:
• Творческие проекты;
• Развлечение;
• Непосредственно-образовательная деятельность;
• Мастер-классы;
• Народные подвижные игры;
• Игры-драматизации;
• Кукольный театр;
• Конкурсы, выставки;
• Работа с семьёй.
В нашей группе стало традицией отмечать такие народные праздники как Рождество Христово, Колядки, Масленица, Пасха. Эти праздники помогают детям ориентироваться во временных понятиях. Цикличность календаря из года в год повторяет эти праздники и события. С раннего возраста и до школы дети усваивают этот материал, постепенно усложняя и углубляя его.
К Рождественским Колядкам в нашей группе дети начинают готовиться заранее, разучивают разные колядки-щедровки, наряжаются в народные костюмы. Это не просто слепое следование традиции. Костюмы удобны для детей, любимы ими, создают праздничное настроение. Дети ходят по группам, рассказывают колядки, угощаются сладостями. Для этой народной традиции, что характерно, нет просто зрителей. Каждый ребенок – главный герой в театрализованном действии.
А как любят дети масленицу с её разудалыми плясками, играми, хороводами и, конечно, блинами. Этот праздник мы шумно празднуем в группе, и на участке детского сада. Не обходили стороной и праздник Пасхи с крашеными яйцами, куличами и пасхальными играми.
Нужно подчеркнуть, что все наши занятия, праздники не бывают перегружены назидательностью, они содержат доступный, понятный нашим детям информационный материал. Я еще раз хочу сказать, что все происходит в игровой и театрализованной форме.
Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Народные игры являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Народная игра – это лучшее, понятное, доступное средство развития эмоциональной сферы ребенка, развитие его речи. Мы собрали большой материал народных игр «Методическую копилку» группы. Дети научились эмоционально произносить текст в игре, научились согласованно действовать в коллективе. Это народные игры: «Плетень», «Заря-зарница», «Малечина-калечина», «Золотые ворота» и т. д.
Как показывает практика, работа по духовно-нравственному воспитанию требует большого такта и терпения. Добровольность участия каждого – обязательное требование и условие данной работы
Особенное место в своей работе уделяю воспитанию у детей чувства патриотизма. Это и любовь к своей семье, к Родине, её природе и гордость за свой народ. Традиционно к празднованию Дня защитника Отечества, Дня Победы мы готовим вместе с детьми и музыкальным руководителем музыкальные мероприятия для родителей. Разучиваем песни и стихи, оформляем стенд с армейскими фотографиями пап. Всё это создает определенный настрой, зарождая в душе ребенка патриотические чувства, воспитывают гордость за своих отцов, развивают чувство восхищения героями, знакомят с особенностями военной службы в мирное время.
В был реализован проект «Семейные традиции». Активное участие в проекте приняли не только родители, но и бабушки и дедушки. Каждая семья оформила свой творческий альбом:
• «Традиции нашей семьи»;
• «Любимые блюда нашей семьи»;
• «Праздники в нашей семье»;
• «История моей семьи.
Родители оформили свои альбомы фотографиями, рассказами, стихами, сделали эскизы родословного древа семьи, которые включали три, а иногда и четыре поколения (дети, родители, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки). Дети рассказывали о своей семье, они очень бережно относились к семейным фотографиям и гордились своими близкими.
Совместно с родителями в группе проводились тематические выставки: «Осенние фантазии», «Рождественское чудо», «Пасхальный сувенир». Так, после проведения «открытых» просмотров непосредственной деятельности с детьми, первых выставок, мы увидели большой интерес к своей деятельности и со стороны родителей. Это послужило поводом для того, чтобы совместно отмечать многие праздники. Подготовка к праздникам всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых.
Проведя анализ проделанной работы по социализации дошкольников на основе сотрудничества семьи и детского сада, получили следующие результаты: многие родители пересмотрели свое отношение к знакомству детей с православной культурой.
Без сомнения совместное сотрудничество семьи и детского сада по социализации дошкольников путем духовно-нравственного воспитания способствует развитию творческой инициативы, социальной активности детей и родителей, стимулирует детей к применению полученных умений и навыков в повседневной жизни. Установив психологический контакт с семьей, эффективнее проходит процесс приобщения детей к истокам духовной культуры народа, русских традиций, а выполнение творческих заданий способствует приобретению новых знаний воспитанниками и их родителями.
Приобщая своих воспитанников к духовно-нравственным ценностям, мы достигли следующих результатов:
1. Воспитали позитивное отношение детей к окружающему миру, другим людям и самому себе.
2. Закрепили умение сочувствовать, проявлять отзывчивость и справедливость.
3. Обогатили словарь детей вежливыми словами (приветствие, прощание, просьбы, извинения).
4. Расширили представление о формах традиционного семейного уклада, сформировали у детей интерес к своей родословной.
5. Развили уважительное отношение к труду близких взрослых.
6. Научили чувству ответственности за свои дела и поступки.
В нашем детском саду мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении:
• повышаем духовно-нравственный потенциал педагогов;
• профессиональную компетентность в вопросах православного воспитания дошкольников;
• стараемся заинтересовать родителей к духовной жизни ребенка.
Список литературы
1. Абраменкова В. В. Принципы и критерии духовно-нравственного развития современного ребенка в образовании - Сборник материалов первой ежегодной международной научно практической конференции/ Воспитание и обучение детей младшего возраста М., 2011. с. 169.
2. Маленькие Россияне. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. - М. : Мозаика-Синтез, 2014. с. 787
3. Малова В. В. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры / В. В. Малова. - М. : Владос, 2013. с. 351
4. Потаповская О. М. «Особенности реализации духовно-нравственного воспитания в современной практике дошкольных образовательных учреждений /Вестник ПСТТУ Серия. «Педагогика. Психология» 2012. №4.
5. Савченко В. И. Авторизованная "Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников" / В. И. Савченко. - М. : Детство-Пресс, 2013. с. 320.
6. Тихонова М. В. Смирнова Н. С. / Красна изба… знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПБ. : Детство. – Пресс, 2000. с. 208
7. .Шорыгина Т. А Наша Родина – Россия. Методическое пособие М, Сфера, 2013.
8. Шмелева Н. В. Путешествие по русской избе Народное творчество, М, Сфера, 2012.