Елена Фиклеева
Статья «Методы и приемы работы по развитию двигательных навыков детей со сложной структурой дефекта»
▼ Скачать + Заказать документы
Мои воспитанники – это дети со сложной структурой дефекта.
Подвижный, эмоциональный, активно осваивающий окружающий мир и получающий удовольствие от общения с этим миром и собственных движений ребенок – вот естественная картина развития детей. К сожалению, реальность развития детей с тяжелыми и множественными психофизическими нарушениями не так безоблачна.
Публикация «Статья „Методы и приемы работы по развитию двигательных навыков детей со сложной структурой дефекта“» размещена в разделах
Ограничения движений, которые обусловлены особенностями физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, могут привести к депривации их двигательных навыков.
В случае с детьми данной категории наблюдается двойственный характер зависимости: с одной стороны, депривация физического развития ведет к нарушениям общего психического развития ребенка, а с другой стороны, депривация общения отрицательно влияет на развитие двигательной активности детей со сложной структурой дефекта.
Специалисты, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, отмечают, что дети данной категории не проявляют интереса к своему телу и телесным переживаниям. Это объясняется тем, что тактильное чувство и вообще телесное чувство грубо повреждены и нуждаются в дальнейшем восстановлении, так как многие из этих детей часто пребывали в отделении интенсивной терапии, перенесли тяжёлые операции и общий наркоз. С самого рождения они часто получали курсы болезненных инъекций и болезненный массаж. И эти болезненные телесные ощущения могут преследовать их долгое время и откладывать тяжёлый отпечаток на все контакты с окружающим миром, в том числе и на развитие двигательной активности. Отсутствие двигательной активности имеет и некоторые особые формы выражения. Очень часто для этих детей характерны «ватные позы» и так называемые навязчивые, «тупиковые» движения: раскачивание тела, сосание пальца, стереотипные нецеленаправленные движения рук. В целом движения вялые, анемичные. Наблюдается двигательная неловкость, нарушение координации движении. В их мимике, позах наблюдаются невыразительная улыбка, ускользающий взгляд, пассивная подчиненность взрослому, отсутствие активного стремления к общению со взрослым и сверстниками, малый запас коммуникативных средств.
Исходя из всего вышесказанного, в один из моментов моей работы с детьми данной категории, возникла необходимость поиска новых приемов в работе по развитию двигательной активности детей со сложной структурой дефекта, в необходимости создания оптимального развивающего, здоровье-сберегающего пространства в отделении милосердия детского дома-интерната.
Изучив и проанализировав работы таких авторов, как: Айрес Э. Дж., Гайдукевича С. Е., Миненкова И. Н., Фишера Э., Эльнебю И., Эллнеби И., я поняла, что работу по развитию двигательно-моторных навыков детей с тяжелыми и сложными психофизическими нарушениями надо строить на основе методов базальной стимуляции и эрготерапии.
Причем метод базальной стимуляции хорошо вписывался в работу медсестры по массажу отделения милосердия.
Понимая, что развить двигательно-моторные функции и адаптировать ребенка к жизни, помочь его максимальной самоуверенности в быту, возможно только совместными усилиями воспитателя и медсестры по массажу, мы приступили к совместной работе.
Вначале мы подробно изучили физические особенности и ограничения детей, проконсультировались у узких специалистов.
Вторым нашим шагом было создание развивающей среды в отделении милосердия. Учитывая то, что до недавнего времени детей этого отделения милосердия считали лежачими (находящимися в пределах кровати, надо было организовать пространство для игр и занятий. Оказалось, сделать это не так сложно. Мы подобрали (из имеющегося в учреждении инвентаря) маты, мячи-фитболы, валики которые впоследствии использовали во время игр и занятий с детьми.
Затем я, опираясь на методы базальной стимуляции и метод эрготерапии, подобрала игры-упражнения с элементами ЛФК для детей. Эти игры-упражнения впоследствии мы проводили не только во время занятий, но и в повседневной работе с детьми. Для этих игр-упражнений хорошо подошли уже имеющиеся и знакомые детям пособия для развития такильно-двигательного восприятия. Такие как: паучок, с лапками из материалов различной фактуры; утёнок, с лапками из поролона (во время занятия их можно намочить); лягушонок, с лапками из целлофана (холодные и гладкие лапки); рукавички, в виде котёнка, мышонка; ёжик, с иголками из щётки для чистки одежды; гусеницы и бабочки, из материалов различной фактуры и другие.
И наша совместная работа (воспитателя и медсестры по массажу) по развитию двигательной и коммуникативной активности детей началась.
Сначала медсестра по массажу, опираясь на приёмы соматической стимуляции, проводила общий массаж ребенка. Массаж способствовал расслаблению мышечной массы ребенка и помогал ему ощутить свое тело в пространмтве.
Затем мы совместно (воспитатель и медсестра по массажу) проводили индивидуальное занятие с ребенком.
Во время занятия медсестра обеспечивала вертикальное положение тела ребенка (поддерживала его, немного направляла). Поддерживающие движения медсестры обеспечивали уверенность ребенка в этом, пока еще не очень привычном, для него положении.
А я, как воспитатель, используя педагогические методы, стимулировала двагательно-моторную активность ребенка. Причем я занимала позицию «лицом к ребенку», которая позволяла легче вступить в «диалог» с ним, и увидеть, иногда едва заметный, сигнал, который он покажет. Это и было сигналом коммуникации.
А если ребенок уверен в надежности своего положения в пространстве и готов вступить в коммуникацию с внешним миром, значит и занятие будет продуктивным для развития ребенка.
Через полгода работы мы убедились в правильности подбора методов и приема, как мы его назвали, «работаем в паре». Повысился уровень двигательной активности детей, была достигнута частичная вертикализация, наблюдалась динамика уровня освоения двигательно-моторных навыков детьми отделения милосердия.
А самое главное достижение – это улучшение качества жизни детей со сложной структурой дефекта. И подтверждения слов, что все дети развиваются, если этому способствовать.