Светлана Величко
Методы и приемы активизации речевой деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
У детей с общим недоразвитием речи отмечается стойкое отставание всех компонентов речевой системы, которые отрицательно отражаются на процессе коммуникации у ребёнка.
Ю. Ф. Гаркулина, Е. М. Мастюкова, С. А. Миронова и другие исследователи отмечают, что у детей с ОНР уровень общения снижен. Это способствует возникновению стеснительности, робости, замкнутости, что влияет на их речевую и личностную активность и приводит к ограничению свободного общения, препятствуя развитию речевой и познавательной деятельности детей.
Публикация «Методы и приемы активизации речевой деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
У детей с ОНР общение между собой и окружающими взрослыми ограничено. У них вариативно выраженный уровень речевой активности. Они затрудняются вербально организовывать своё поведение в окружении сверстников, мало используют связные высказывания в процессе деятельности. Всё это говорит о том, что необходимо использовать в работе с детьми разные направления и приёмы для активизации речевой активности у детей с ОНР, реализовывая их через систему психолого-логических, психотерапевтических и коррекционных педагогических воздействий. Они используются как отдельное направление психолого - педагогической работы, так и в качестве составной части фронтальных подгрупповых и индивидуальных занятий, совмещаясь с занятиями по физической культуре, изобразительной деятельности, музыкальному образованию, используется в воспитательной работе.
Основными приёмами активизации речевой деятельности и поведения детей являются :
- подражательная деятельность, этюды, подвижные и дидактические игры, игры
- драматизации;
- логопедическая ритмика, действия под музыку;
- проблемные ситуации;
- комментированное рисование;
- психотерапевтические приёмы (психологические тренинги);
- введение игровых персонажей;
- постановка вопроса;
- подстановка недостающего слова
- подбор синонимов и антонимов;
- развитие невербальных средств и другие.
Цель - активизация речи на основе закономерностей познавательной
деятельности и личностно ориентированного подхода, как основа развития
компенсаторных механизмов.
Для активизации речевой деятельности можно выделить три блока методов,
направленных:
I блок - на активизацию самой деятельности детей, которая способствует
речевой активности.
II блок - на активизацию компонентов речевой деятельности.
III блок - на активизацию речи в разных видах деятельности.
Большое внимание необходимо уделять развитию невербальных проявлений
активности детей, поскольку доверительная коммуникация - основа для
вербальной.
I. Для этого при обучении детей можно использовать приём подражательной
деятельности. С детьми проводится мимическая гимнастика, пантомимика и
просодика.
Традиционные упражнения для развития подвижности мимических мышц лица
это: нахмурить, поднять брови, сморщить лоб, зажмурить глаза и т. д. Проводятся
эти упражнения индивидуально с зеркалом и в парах, сочетаясь с упражнениями
на расслабление и активизацию речевого аппарата (языка, губ, нижней челюсти).
А так же можно разыграть несложные этюды с комментированием взрослого.
Например, «Зеркало», «Собака принюхивается», «Вкусные конфеты»,
«Солнышко».
«Зеркало»
Кто в зеркало мотрел?
Кто прыгал и вертелся?
Кто - то зеркало разбил,
Кто же это был?
Миша в зеркало смотрел.
Миша прыгал и вертелся.
Миша зеркало разбил.
Вот кто это был
В мимике дети учатся отражать эмоциональные основные состояния (внимание, интерес, удивление, удовольствие и радость). Используя пантомимику, в детях развивается способность распознать и понять эмоциональное состояние другого человека, а затем выразить свои эмоции с помощью жестов движений, походки, позы. В играх: «Делай как я», «Походка и настроение», «Молчок», «Проигрывание ситуаций», «Встреча с другом» и другие. Движения: мимики, походки, жесты, позы отражают- основные эмоции, корректируют настроение и некоторые черты характера. А так же можно использовать просодику (интонации, силу голоса и т. д.) в играх «Попугай», «Ролевая гимнастика», «Какой я», «Почемучки», «Зеркало». После исполнения проводится совместное обсуждение увиденного, услышанного, при этом особое внимание уделяется обогащению словаря детей. Так как элементы мимики, пантомимики и просодики многократно повторяются в сопровождении речевого высказывания.
Одним из приёмов преподавания, является движение в образах. Достаточно большое внимание отводится двигательной активности детей. Во время занятий помещение можно превращать в сложно организованное пространство, существовать в котором можно в трёх позициях.
1. сидя за столами;
2. стоя ( например: рассматривать - пейзаж за окном, картину, рисунки, а так же
играть в мяч);
3. сидя (или даже лёжа на животе на ковре).
Такое расположение открывает новые возможности для перемещений. На занятиях дети могут перейти с одного места на другое, сесть, встать, лечь, подпрыгнуть и даже проползти (если сидят на ковре, то выполняющий задание может не «выйти к доске», а выползти на четвереньках в середину круга). А так же могут расположиться буквой П, или парами, или микро группами. Основной эффект такой организации пространства - разрушение казённой атмосферы, академической холодности, а следовательно расширение границ возможного, А это способствует желанию отдать все силы во время освоения любой учебной
деятельностью. Таким образом, эти методы и приёмы являются предпосылкой для активной речевой деятельности.
II. Учитывая что, активизация речевой деятельности невозможна без активизации её основных компонентов, большое место отводится словесным методам. Одним из них является беседа. Беседы имеют важное значение для развития связной речи, для выработки навыков речи в коллективе. Ценность беседы в том, что взрослый в ней учит ребёнка логически мыслить, рассуждать. Беседы имеют место в процессе накопления детьми знаний - во время наблюдений, экскурсий, а так же, когда получают новый опыт. Материал разумнее давать в повествовательной форме, используя приём добавления новой информации. Эта информация даётся небольшими частями - сегментами. Такой приём называется «сегментация речи».
Важной формой речевой работы с детьми являются ситуации общения. Ситуации общения могут возникнуть как естественно, так и запланировано. Например, игровая ситуация с куклами: «Я должен спросить маму». Прибежал Зайчонок к своему другу Бельчонку и зовет его гулять:
- Пойдём, Бельчонок, на нашу любимую полянку, поиграем.
- Не могу, Зайчонок.
- Почему? - удивился Зайчонок.
- Эта полянка далёко. И я должен спросить маму, могу ли я пойти так далеко
гулять.
- Так спроси разрешения у своей мамы, и пойдём! - не унимался Зайчонок.
- А моей мамы нет дома, грустно ответил Бельчонок.
- Тогда пойдём так, без разрешения. Мы немного погуляем, и ты вернёшься
домой. Твоя мама даже не заметит.
Но Бельчонок очень боялся расстроить свою маму и ни как не поддавался на
уговоры друга.
Далее педагог проводит беседу по вопросам:
• Правильно ли поступил Бельченок?
• Зачем нужно спрашивать маму?
• Что бы произошло, если бы Бельчонок ушёл без разрешения?
• Почему маленькие дети должны спрашивать разрешения у мамы, прежде чем
куда-нибудь пойти или что-нибудь сделать?
• О чём вы дома ещё спрашиваете маму?
• Зачем вам нужны советы или разрешение своей мамы?
В процессе беседы - диалога логопед подводит детей к выводу, что мама всегда беспокоится, волнуется за своего ребёнка. Она всегда подскажет, как правильно поступить.
Так же для активизации речи используют проблемные ситуации. Можно создать различные игровые ситуации. Например, Кошка и Собака ехали не первым и не в последнем вагоне. В каком вагоне ехали Кошка и Собака? А так же ситуации приближённых к реальной действительности. Например, Лена хочет кушать. Она сидела на стуле. Куда надо поставить стул? (к столу) с помощью разных ситуаций ребёнок побуждается к тому, чтобы задавать вопросы. Например, «Спроси у Ани, может она хочет пойти гулять? Узнай у Влада, куда он уезжает? Катюша, попроси бабушку испечь пирог, к вам собираются гости». При этом вопросительно - ответные конструкции обладают наибольшей коммуникативной активностью, поскольку стимулируют и побуждают детей к речевой деятельности. Они заставляют ребёнка думать, отбирать и комбинировать информацию для ответа. Необходимо помнить, что ситуации должны быть не слишком сложными и вызывать интерес.
Особая роль отводится словесным играм. Цель - обогащение словарного запаса («Кто где живёт», «На что похоже», формирование грамматически правильной речи. Например, «Скажи какой? Какая? Какие, «Кто скажет больше», «Что из чего», «Слова приятели», «Скажи наоборот», интонационной выразительности: Игра «Солнышко» (зазывно, побудительно) на развитие фонематического восприятия, «Звуки перепутались», «Подскажи словечко», расширение предложения и развитие связной речи, игры «Закончи предложение», «Неожиданный финал», «Импровизация», «Сочиним историю, «Сказка по кругу». Ценность таких игр заключается в том, что дети не только получают и анализируют языковую информацию, но и оперируют ею что. несомненно, стимулирует их собственную речевую активность.
Для активизации речевой деятельности обучение осуществляется с помощью наглядного материала. Наглядным материалом служат не только картинки, но и натуральные предметы и игрушки. Наглядность способствует доступности, последовательности, даёт детям наиболее полное представление о реальных объектах и совокупности их свойств как на занятиях так и на прогулках и экскурсиях. Помогая максимально использовать речевую активность детей, Требования к наглядному методу обучения предполагают разнообразие, сменяемость и эстетическую выдержанность.
Очень эффективным методом активизации речевой деятельности является моделирование. Он является промежуточным между наглядными и словесными методами. Метод моделирования позволяет логопеду более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи разные конструкции предложений, описывать предметы, составлять различные виды рассказов: описательные, по картинкам, по личному опыту, а так же с элементами творчества.
Используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи (, и,, Схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, стимулированные обозначения «ключевых слов» основных частей описательного рассказа.
Моделирование помогает детям овладеть языковыми средствами и речевыми навыками, на основе которых возможно построение связных развёрнутых высказываний.
III. Если говорить об активизации речи в других видах деятельности, то ведущей деятельностью ребёнка является игра. Игра - метод и способ обучения. Во всех видах игр - активизируется речь. Остановимся на некоторых из них. Подвижные игры помогают пробудить активность у пассивного ребёнка, учат подчиняться определённым правилам, формируют стремление к лидерству, развивают ловкость и быстроту реакции. Различные варианты игр «Жмурки», «У медведя во бору», «Мороз красный нос», «Хитрая лиса», «Мышеловка»,
«Серебряный пояс» помогают почувствовать себя в роли лидера, что несомненно влияет на формирование адекватной самооценки. Игры предполагаются соответственно особенностям детей. Робкие и заторможенные назначаются ведущими (лидерами, а гиперактивным, подбираются более спокойные роли. Положительная эмоциональная обстановка обеспечивает психологическое благополучие детей, что служит стимулом для активации поведения и речи детей. Работа по активации речи в игре и общении предполагает введение сложных игр - драматизации, инсценировок, творческих, сюжетно - ролевых игр, игр -импровизаций. Приёмами стимулирующими активную речь у детей является возможность принять участие в инсценировке, перевоплотиться в другой образ с помощью костюмов и грима, использование элементов декорации, сюрпризного появления игрушек, персонажей. В начале обучения это сказки «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», где дети могут сами проявить инициативу, принять на себя понравившуюся роль. Затем постепенно усложняется речевой материал в незнакомых сказках, потешках, стихах, преподносимых педагогом, давая детям возможность самим произвести с ними действия. Театр ложек: «Колобок», верховой театр: «Лиса, заяц и петух», кукольный театр: «Красная шапочка», «Дюймовочка» и т. д.
В ходе игры дети учатся владеть речью. Внимание привлекается к осознанию сказанных слов, интонации, темпу речи, модуляции голоса. Таким образом, использование различных игр, является одним из путей для активации речи детей.
Следующий вид деятельности - изобразительная. Она выступает как специфическое образное средство познания действительности, имеет большое значение для активизации умственного и речевого развития. На занятиях рисованием можно предложить детям разнообразный наглядный материал, обозначая его словами, рассказывая о действиях, которые можно производить с предметами, учить различать и употреблять слова, обозначающие признаки предметов и признаки действий. Так же можно заниматься с детьми комментированным рисованием, где дети учатся комментировать изображаемое, задавать вопросы, употреблять побуждение. Речевая активность в результате использования подобного вида занятий' повышается. Во время занятий рисованием имеются большие возможности для создания «проблемных ситуаций». Например, специально «забывая» положить лист бумаги некоторым детям им приходиться просить недостающее, возникают ситуации обращения, привлечения внимания, просьбы, благодарности, отказа, то есть проявлять речевую инициативу.
На занятиях по продуктивной деятельности предполагается, помимо индивидуальной работы, коллективное изготовление поделок, рисунков, что ставит их в ситуацию необходимости согласовывать свои действия с действиями других детей, учит доброжелательному поведению по отношению к партнёру по деятельности.
Для развития коллективного творчества можно использовать рисуночные игры: «Страна клякс», «Нарисуй узор», «Наша группа». При работе над формированием адекватной самооценки используются игры: «Рисуем эмоции пальцами», «Моё настроение», «Мои секреты», «Моя семья», «Моя земля». Таким образом, организация различных совместных видов деятельности стимулирует активную речь, поскольку деятельность бывает интересной и значимой для детей, а её успешность достигается с помощью речевых действий. Поэтому у каждого ребёнка появляется стремление к речевым высказываниям.
Вывод: Разнообразие методов и приёмов, используемых целенаправленно на активизацию речевой деятельности детей, обеспечивает интересное речевое общение, стимулирует проявление собственной активности каждым ребёнком с речевым недоразвитием.
Литература
1. журнал «Логопед в детском саду» №6, 2006г.
2. журнал «Дошкольная педагогика», №4, 2008г.
3. журнал «Дефектология», №1, 1989г.
4. журнал «Коррекционно - развивающие занятия в ДОУ». Методические
рекомендации, 2008г.
5. Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности», М. 2008г.