Рахметова Жанна
Методы и приемы работы с агрессивными детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Методы и приемы работы с агрессивными детьми
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем современного общества. Число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано рядом неблагоприятных факторов:
увеличением доли патологических родов;
кризисом семейного воспитания;
невниманием воспитателей и педагогов к нервно-психическому состоянию детей.
Свою долю вносят и средства массовой информации, регулярно пропагандирующие культ насилия.
Публикация «Методы и приемы работы с агрессивными детьми» размещена в разделах
Давайте рассмотрим что же такое агрессия и агрессивность.
Агрессия - это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому человеку, не желающему подобного обращения.
Агрессивность - это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.
Дети с агрессивными свойствами личности часто теряют контроль над собой, спорят, ругаются с детьми и взрослыми, намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы взрослых, часто винят других в своём «неправильном» поведении и ошибках, завистливы и мнительны, часто сердятся и прибегают к дракам. О ребенке, у которого в течение шести и более месяцев одновременно устойчиво проявились хотя бы четыре из вышеперечисленных признаков, можно говорить, что он обладает агрессивностью, как качеством личности. Такое поведение может свидетельствовать о склонности ребенка к враждебности и жестокости, что, естественно, вызывает особую тревогу.
У детей дошкольного возраста наиболее выражены: вербальная и физическая формы агрессии.
Вербальная агрессия направлена на обвинение или угрозы сверстнику, которые осуществляются в различных высказываниях - жалобы, угрозы:
Физическая агрессия направлена на причинение какого-либо физического ущерба другому через непосредственные физические действия. В дошкольном возрасте это могут быть: разрушение продуктов деятельности другого (например, один ребёнок разломал постройку из кубиков другого или девочка замазала красками рисунок своей подруги); уничтожение или порча чужих вещей (например, мальчик наносит удары по столу товарища и улыбается при виде его возмущения или ребёнок силой бросает на пол чужую машинку и с удовлетворением наблюдает ужас и слёзы её владельца); непосредственное нападение на другого и нанесение ему физической боли и унижение (попросту драка).
Выделяют следующие факторы, которые способствуют формированию детской агрессивности :
1. Семейные факторы:
безразличие или враждебность со стороны родителей - очень тяжело бывает детям, родители которых безразличны, а то и враждебны по отношению к ним;
разрушение эмоциональных связей в семье - когда взрослые сосуществуют в постоянных ссорах и невозможно предугадать, что можно ждать в любую минуту;
неуважение к личности ребенка - агрессивные реакции могут быть вызваны оскорбительными и унизительными замечаниями;
чрезмерный контроль или полное отсутствие его, избыток или недостаток внимания со стороны родителей - чрезмерный контроль над поведением ребенка (гиперопека) не менее вреден, чем полное отсутствие такового (гипоопека). Подавляемый гнев, в какой-то момент обязательно вырвется наружу;
ограничение физической и эмоциональной активности - если ребенок целый день не имел возможности открыто проявлять свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, не мог физически разрядиться, то его агрессия будет обусловлена накопившимся переизбытком энергии, которая, как известно, не имеет свойства исчезать бесследно.
2. Личные факторы:
подсознательное ожидание опасности – если мать ребенка во время беременности не чувствовала достаточной защищенности. Все эти ощущения передавались ребенку, и он родился, не имея базовой уверенности в безопасности мира. Потому он все время подсознательно видит во всем потенциальную опасность и старается защититься от нее, как может и как умеет;
неуверенность в собственной безопасности - когда ребенок предоставлен самому себе, у него может возникнуть неуверенность в собственной безопасности. Он начинает видеть опасность даже там, где ее нет, становится недоверчивым и подозрительным;
эмоциональная нестабильность - до 7 лет многие дети подвержены колебаниям эмоций, которые взрослые часто называют капризами. Настроение малыша может меняться под влиянием усталости или плохого самочувствия.
недовольство собой - отсутствием эмоционального поощрения от родителей, взрослых, которое приводит к тому, что дети не научаются любви к себе. Для ребенка (как и для взрослого) жизненно важно, чтобы его любили не за что-то, а просто за сам факт существования - немотивированно
повышенная раздражительность из-за чувства вины.
3. Ситуативные факторы:
плохое самочувствие, переутомление - чаще всего дети ведут себя агрессивно в те дни, когда они не выспались, плохо себя чувствуют или обиделись на что-то или кого-то;
влияние продуктов питания - доказана взаимосвязь между повышением тревожности, нервозности и агрессивности и употреблением шоколада. За рубежом проводятся исследования, изучающие взаимосвязь между употреблением чипсов, гамбургеров, сладкой газированной воды и повышенной агрессивностью;
влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха.
4. Тип темперамента:
менее всего склонны к активной агрессии меланхолики и флегматики. Сангвиник по природе своей не агрессивен и чаще всего предпочитает решать проблемные и даже конфликтные ситуации миром. Естественной склонностью к активной агрессии обладают холерики вследствие их крайней неуравновешенности как нервной, так и эмоциональной. Холерики чрезмерно раздражительны, вспыльчивы, их очень легко вывести из терпения;
Коррекционная работа с агрессивными детьми должна быть направлена и на безопасный выход агрессии (эмоциональный катарсис, и на повышение самооценки, и на развитие коммуникативных навыков, игровой деятельности, а в большей степени на преодоление внутренней изоляции, на формирование способности понимать других.
Агрессивность - это внешнее проявление, прежде всего, внутреннего дискомфорта. Как правило, агрессивным детям свойственна высокая тревожность, ощущение отверженности себя и несправедливости окружающего мира, неадекватная самооценка (чаще всего заниженная). Бурные протестные и злобные реакции маленького «агрессора» являются способом привлечения ребенком внимания окружающих к своим проблемам, свидетельством невозможности справиться с ними в одиночку.
Разработаны и используются следующие способы реагирования в случае агрессивных проявлений :
Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.
В тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии: полное игнорирование реакций ребенка - весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения; выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно…», переключение внимания ребенка, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки», позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»).
Снижение напряжения ситуации.
Основная задача взрослого, сталкивающегося с детской агрессией - уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются: повышение голоса, изменение тона на угрожающий, демонстрация власти, агрессивные позы и жесты : сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы», сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание, негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей, использование физической силы, втягивание в конфликт посторонних людей, непреклонное настаивание на своей правоте, нотации, проповеди, «чтение морали», наказания или угрозы наказания, обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда…», «Ты никогда не…», сравнение ребенка с другими детьми не в его пользу, команды, жесткие требования, давление, оправдания, подкуп, награды.
Сохранение положительной репутации ребенка.
Ребенку очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Для сохранения положительной репутации целесообразно публично минимизировать вину («Ты не важно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть», но в беседе с глазу на глаз показать истину.
Обсуждение проступка.
Анализировать поведение в момент проявления агрессии не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине, без свидетелей и только затем обсуждать в группе или семье (и то не всегда). Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для самого маленького агрессора.
Акцентирование внимания на поступках (поведении, а не на личности.
Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло «здесь и сейчас», не припоминая прошлых поступков. Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы : констатация факта («Ты ведешь себя агрессивно»); задавание констатирующего вопроса («Ты злишься?», раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь продемонстрировать силу?», обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит», апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»). Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка, взрослый человек должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость.
Контроль взрослых над собственными негативными эмоциями.
Родителям и специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.
В заключении отметим, что всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство - невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого. Очевидно, что такое мировосприятие создаёт ощущение своего острого одиночества во враждебном и угрожающем мире, которое порождает всё большее противостояние и отдаленность от других. К сожалению, данная проблема существует и приобретает огромное значение в полноценном воспитании детей. Усугубляет положение дел и наш современный ритм жизни с ее информационными потоками, которые ребёнок наблюдает на телеэкране или со стороны сверстников. Главное здесь - помочь нашим детям увидеть в ровеснике не противника или конкурента, а партнёра по общению и совместной деятельности.
У нас есть два пути: любовь и миролюбие или поиск социально приемлемых форм выхода агрессии для детей. Какой из них выбрать - решать самим взрослым. Но и в том и в другом случае нужно помнить, что помогать - не значит отвечать насилием на насилие, злом на зло, агрессией на агрессию. Нужно начать с себя: положить конец собственной агрессии и это непременно поможет детям.