Приложение МААМ

Структура и содержание методологического обеспечения процесса формирования начал экологической культуры у дошкольников

Пескова Ольга Алексеевна
Структура и содержание методологического обеспечения процесса формирования начал экологической культуры у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Началом формирования экологической направленности личности является дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности. По мнению Д. Б. Эльконина ведущей деятельностью дошкольника является игра, которую называют «королевой детства». Это эмоциональная деятельность, т. к. играющий ребенок активен, инициативен, доброжелателен [32].

Эффективность ознакомления детей с природой, в большой степени зависит от их эмоционального отношения к педагогу, который обучает, дает задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Считая, что экологическое воспитание – есть познание живого, которое рядом с ребенком, Николаева С. Н. рассматривает проблему в двух направлениях [18]:

- воспитание начальных форм экологической культуры детей, осознанного отношения к природе, выработку первоначальных практических навыков;

- развитие экологического сознания, культуры взрослых, воспитывающих детей дошкольного возраста.

Целью экологического образования является становление экологической личности, экологического сознания, основанных на процессах:

1) формирования адекватных экологических представлений;

2) формирования отношения к природе;

3) развития системы умений и навыков взаимодействия с природой [28].

Достаточно серьезную проблему для детей дошкольного возраста представляет усвоение правил поведения в природе, а также таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание, и усваиваются эти нормы и правила лучше всего в игровой деятельности. Ребенок не только играет сам, но и наблюдает за играми других детей. Так возникают предпосылки для формирования сознательного поведения в природе и социуме, самоконтроля за действиями и поступками, то есть происходит практическое освоение нравственных норм и правил поведения.

По определению А. А. Смоленцевой, ценность игры как воспитательного средства заключается в том, что обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учетом возможностей детей дошкольного возраста: организуя жизнь детей в игре, педагог формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляет полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях, в т. ч. и вне игры [25].

Знания, приобретенные путем непосредственной игры, помогают сформировать у ребенка правильное представление о мире, в который он включается не как хозяин, а как участник естественного процесса развития [26].

Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающем мире природы. Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности, заключающейся в том, что:

1) игра и ознакомление с природой – два аспекта, где игра погружает детей в любимую деятельность и создает благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания;

2) выработка отношения детей к природе через игру является ключевым результатом экологического образования дошкольников [10].

Экологическое образование в настоящее время представляется важнейшей составляющей воспитательной работы в детском саду. Но педагогам необходимо использовать современные технологии для того, чтоб сделать эту работу увлекательной и максимально эффективной.

Таким образом, главной задачей педагогов ДОО является формирование у дошкольников ответственного отношения к природе или понимания законов природы, определяющих жизнь человека, которое проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.

Публикации по теме:

Воспитание экологического сознания и экологической культуры дошкольников в детском саду и домаВоспитание экологического сознания и экологической культуры дошкольников в детском саду и дома Воспитание экологического сознания и экологической культуры дошкольников в детском саду и дома В современном мире воспитание экологического.

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Освоение новых форм работы по воспитанию экологической культуры дошкольниковОсвоение новых форм работы по воспитанию экологической культуры дошкольников 5 января 2016 года Президент России Владимир Путин подписал УКАЗ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен Годом Экологии. Цель.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Структура и содержание методологического обеспечения процесса формирования начал экологической культуры у дошкольников
Опубликовано: 12 февраля 2025 в 14:04
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Структура и содержание методологического обеспечения процесса формирования начал экологической культуры у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Пескова Ольга Алексеевна (УИ 3535805) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
13 февраля 2025 четверг
Читаем басни Крылова!
Знакомимся с радио!
14 февраля 2025 пятница
Праздник книгодарения!
Праздник дружбы и любви!
С днем компьютерщика!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД