Пескова Ольга Алексеевна
Структура и содержание методологического обеспечения процесса формирования начал экологической культуры у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Началом формирования экологической направленности личности является дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности. По мнению Д. Б. Эльконина ведущей деятельностью дошкольника является игра, которую называют «королевой детства». Это эмоциональная деятельность, т. к. играющий ребенок активен, инициативен, доброжелателен [32].
Эффективность ознакомления детей с природой, в большой степени зависит от их эмоционального отношения к педагогу, который обучает, дает задания, организует наблюдения и практическое взаимодействие с растениями и животными. Считая, что экологическое воспитание – есть познание живого, которое рядом с ребенком, Николаева С. Н. рассматривает проблему в двух направлениях [18]:
- воспитание начальных форм экологической культуры детей, осознанного отношения к природе, выработку первоначальных практических навыков;
- развитие экологического сознания, культуры взрослых, воспитывающих детей дошкольного возраста.
Целью экологического образования является становление экологической личности, экологического сознания, основанных на процессах:
1) формирования адекватных экологических представлений;
2) формирования отношения к природе;
3) развития системы умений и навыков взаимодействия с природой [28].
Достаточно серьезную проблему для детей дошкольного возраста представляет усвоение правил поведения в природе, а также таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание, и усваиваются эти нормы и правила лучше всего в игровой деятельности. Ребенок не только играет сам, но и наблюдает за играми других детей. Так возникают предпосылки для формирования сознательного поведения в природе и социуме, самоконтроля за действиями и поступками, то есть происходит практическое освоение нравственных норм и правил поведения.
По определению А. А. Смоленцевой, ценность игры как воспитательного средства заключается в том, что обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учетом возможностей детей дошкольного возраста: организуя жизнь детей в игре, педагог формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляет полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях, в т. ч. и вне игры [25].
Знания, приобретенные путем непосредственной игры, помогают сформировать у ребенка правильное представление о мире, в который он включается не как хозяин, а как участник естественного процесса развития [26].
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающем мире природы. Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности, заключающейся в том, что:
1) игра и ознакомление с природой – два аспекта, где игра погружает детей в любимую деятельность и создает благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания;
2) выработка отношения детей к природе через игру является ключевым результатом экологического образования дошкольников [10].
Экологическое образование в настоящее время представляется важнейшей составляющей воспитательной работы в детском саду. Но педагогам необходимо использовать современные технологии для того, чтоб сделать эту работу увлекательной и максимально эффективной.
Таким образом, главной задачей педагогов ДОО является формирование у дошкольников ответственного отношения к природе или понимания законов природы, определяющих жизнь человека, которое проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.