Елена Фиклеева
Статья на тему «Особенности развития коммуникативных навыков детей со сложной структурой дефекта»
▼ Скачать + Заказать документы
«Особенности развития коммуникативных навыков детей со сложной структурой дефекта»
Я работаю воспитателем в отделении милосердия детского дома-интерната для умственно отсталых детей. Мои воспитанники – это дети со сложной структурой дефекта (сложными и множественными психофизическими нарушениями). К категории детей со сложной структурой дефекта относятся дети с умственной отсталостью, которая усугубляется нарушениями слуха и (или) зрения. Сложные дефекты развития многих детей дополнительно очень часто усугубляются соматическими пороками: такими, как: заболевания желудочно-кишечного тракта, почек и печени, врожденными пороками сердца.
Публикация «Статья на тему „Особенности развития коммуникативных навыков детей со сложной структурой дефекта“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Характерными свойствами детей со сложными и множественными психофизическими нарушениями является крайняя медлительность, инертность, трудность переключения с одного вида деятельности на другой, вялость, безынициативность, неумение использовать оказываемую им помощь. Затруднения проявляются и при общении с педагогом. Поэтому у детей данной категории так важно развитие навыков коммуникации и общения в доступных для них видах социальных отношений.
Как научить такого ребенка общаться? Как научиться понимать его? Такие вопросы встают перед воспитателем, столкнувшимся в своей работе с данной категорией детей.
Решая выше поставленные вопросы, я поняла, что любое занятие, любой вид деятельности, любой режимный момент должны включать в себя коммуникацию. Иными словами, с ребенком необходимо постоянно общаться: рассказывать о том, что сейчас с ним будет происходить или происходит. Причем рассказывать таким способом, такими словами, какие будут понятны ребенку.
Для того, что бы как то сориентировать ребенка в том, что с ним будет происходить, я использую предметы-символы. Такие как: перчатка с нашитыми на неё пуговицами (будет занятие); ложка (нас ждет прием пищи); шапка, панама (мы пойдем гулять); USB-носитель (нас ждет аудио- или видео-релаксация) и другие. Демонстрируя предметы-символы, я всегда поясняю словами, то, что будет дальше происходить с ребенком.
Даже если у ребенка очень сложные нарушения, и, кажется, что он никак не реагирует на происходящее с ним и вокруг него, то ему все равно необходимо сказать, что сейчас с ним будет происходить. Любой педагог, кто хоть раз в своей работе, сталкивался с такими детьми, знает: внешнее спокойствие и даже какая-то отчужденность – не признак полного не-восприятия ребенком внешнего мира.
Обращаясь к ребенку, я стараюсь всегда говорить одинаковыми, простыми и понятными для него словами. Причем, говоря, перемещаюсь на один уровень с ребенком, так, что бы он мог видеть мое лицо и мимику. И только в некоторых случаях, с тем ребенком, который находится на более высоком уровне когнитивного развития, я позволяю обращение к нему издалека. Тем самым, побуждая повернуть голову или взгляд в сторону говорящего и сосредоточиться на речевом потоке воспитателя. В каждом, конкретном случае расстояние между мной и ребенком подбирается индивидуально.
Свое общение с ребенком я начинаю с определенного обращения, с определенного прикосновения. И обращение, и прикосновение подбираю индивидуально. Чаще всего это жест касания груди, плеча ребенка, сопровождаемый речью. Помимо сигнала к началу общения, это способствует расширению представления ребенка о своем теле и его частях. Реже – это жест приветствия.
Очень важно разграничить ритуалы (определенные прикосновения и жесты) приветствия от ритуалов прощания, так как это помогает ребенку сориентироваться: сейчас что-то начнется, или, наоборот, закончилось.
Работая с детьми со сложной структурой дефекта, я поняла, что для того, чтобы добиться результата, нужно уметь ждать, уметь наблюдать и ни в коем случае не торопиться. Так как ребенку данной категории, в отличие от его сверстника, развивающегося нормально, требуется намного больше времени для того, чтобы, например, увидеть игрушку, приспособить свое тело под эту игрушку, что бы поиграть.
Используя умение ждать и наблюдать, я даю возможность ребенку самому что-то сделать. Но важно не пропустить момент начала движения ребенка. Важно вовремя простимулировать его. Например: ребенок пытается дотронуться до предложенной ему игрушки, но его движения хаотичные и нескоординированные. В этой ситуации необходимо переместить игрушку так, что бы она находилась на пути траектории руки ребенка, или фиксировано направить руку ребенка к игрушке.
Немаловажную роль в работе с детьми данной категории играет удобное, привычное положение ребенка. Положение, в котором ребенок чувствует себя комфортно и безопасно. Это может быть удобное положение в коляске, на коленях и другие.
А если ребенок находится в удобном и привычном для него положении легче вступить в «диалог» с ним, так как это позволяет увидеть иногда едва заметный сигнал, который он покажет. Это будет сигналом коммуникации.
Тот педагог, который хоть раз заходил в отделение милосердия для детей со сложной структурой дефекта, не мог не отметить для себя особенности поведения некоторых детей. Кто-то из детей навязчиво дотрагивается руками, например, до лица (это коммуникативный сигнал : ребенку не хватает тактильных стимулов). Кто-то раскачивается или вращает головой (это то же коммуникативный сигнал : ребенку не хватает вестибулярных стимулов). Вот почему я говорю об умение наблюдать. Важно дождаться начала движения ребенка. Как показывает мой опыт, в одном случае это будет несколько секунд, а в другом минута, две, а то и больше. Все зависит от индивидуального темпа ребенка.
Именно то, что ребенок делает, должно стать началом «разговора» между ребенком и воспитателем, его первой темой.
Учитывая то, что речь идет о неговорящих детях, я всегда очень внимательно наблюдаю за средствами выражения детей данной категории.
Во-первых, это дыхание. Особенно оно показательно у детей с очень тяжелыми нарушениями, движения которых ограничены, мимика не развита, а зрение практически не используется. В этом случае я опираюсь на то, как ребенок дышит. Дыхание может быть очень информативно. Если дыхание поверхностное, взволнованное, то, значит, ребенка что-то беспокоит, волнует. А если дыхание глубокое, то, значит, ребенку комфортно, приятно. Если у ребенка наблюдается верхнее дыхание, его необходимо успокоить. Для этого я стараюсь удобно уложить ребенка, погладить его руки, ноги, используя глубокие прикосновения.
Во-вторых, изменение сердцебиения. Если положить ладонь на грудь ребенка, то, по силе и скорости сердцебиения можно определить, как он реагирует на тот или иной раздражитель.
В-третьих, это тонус руки или общий тонус тела ребенка. Но в случае с тонусом, его повышением или понижением все очень индивидуально. Он может изменяться в зависимости от того нравится ли ребенку общение с воспитателем или не нравится. Так же причиной повышения тонуса может стать неудобное положение ребенка или эмоции, как положительные, так и отрицательные.
В-четвертых, это состояние кожи. В некоторых случаях можно наблюдать покраснение кожных покровов или наоборот излишнюю бледность. Это то же будет своеобразным сигналом коммуникации.
В-пятых, это изменение работы кишечника. В моей практике это встречалось, но очень редко.
В-шестых, это взгляд. Опираясь на этот информационный сигнал необходимо учитывать то, что он информативен тогда, когда у ребенка нет тяжелых нарушений зрения.
В-седьмых, это мимика. Но, работая с данной категорией детей, нельзя забывать, что улыбка в данном случае, может сигнализировать, как о приятных ощущениях ребенка, так и о неприятных. В своей работе я всегда опираюсь на индивидуальные особенности мимики ребенка. И пытаюсь понять, что стоит за определенными мимическими проявлениями: положительное или отрицательное.
В-восьмых, это движение, жест. Если ребенок достиг того уровня развития, когда он может выразить свое желание движением или жестом, то целесообразно составить «словарь жестов и мимики». Использование жестов и мимики из этого словаря позволит более продуктивно контактировать с ребенком не только воспитателю, но и другим, окружающим его людям.
В-девятых, это вокализация или крик. В этом случае в своей работе я наблюдала, как просто звуковой сигнал, издаваемый в определенной ситуации, так и первые, осмысленно произнесенные слова. Эти слова могут быть особыми, фонемно- не правильными, но обозначать ту или иную эмоцию или отношение ребенка к определенному действию с ним.
Независимо, какой сигнал коммуникации использует ребенок, необходимо обращать внимание на все сигналы, которые он показывает и правильно реагировать.
Например, если ребенок начинает произносить звуки, то можно поиграть в, так называемый, «вокальный теннис». То есть произносить звуки, которые произносит ребенок, тем самым закрепляя коммуникативный навык ребенка.
Если ребенок не способен издавать звуки, то можно комментировать его эмоции или движения, тем самым включая ребенка в диалог невербального общения.
Отдельно хочу остановиться на принципах организации занятий, в частности занятия по развитию коммуникативных навыков, с детьми со сложной структурой дефекта.
Основным принципом является стабильность времени. То есть четкий и постоянный распорядок дня, распорядок недели. Эта стабильность помогает ребенку ориентироваться в ситуации и чувствовать себя безопасно, что в последующем скажется на результатах развития ребенка.
Так же необходима стабильность пространства. Ребенок должен знать, что определенному месту соответствует определенный вид деятельности.
Немаловажную роль играет и стабильность структуры занятия. В своей работе я всегда стараюсь соблюдать ритуал начала и ритуал окончания занятия.
Проводя занятие с ребенком, очень важно позволить ребенку сделать самому то, что он может сделать. А если необходимо помочь, но помочь вовремя, пока ребенок не устал и не потерял интереса к заданию. Тут необходимо придерживаться принципа адекватной степени помощи.
Еще одним важным принципом является принцип разделения активности и отдыха. Тут необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, степень его внимания и степень истощения.
Предыдущий принцип влечет за собой еще один – принцип наблюдения за ребенком. Но на нем я останавливалась немного выше.
В развитии ребенка со сложной структурой дефекта процессы общения, коммуникации играют чрезвычайно важную роль. Поэтому процесс общения и коммуникации занимает большую часть времени общения воспитателя и ребенка. И красной нитью проходит через все виды деятельности и все режимные моменты.