Ирина Щепетинникова
Восприятие художественной литературы: основные методы и приемы работы
▼ Скачать + Заказать документы
Наиболее распространенными методами работы с художественной литературой являются словесные методы, такие как:
Чтение произведения детской художественной литературы - дословная передача текста произведения. Небольшие по объему произведения следует читать детям наизусть, т. к. достигается прекрасный контакт и создается атмосфера заинтересованной «аудитории» маленьких слушателей. Особенно важным является выразительное чтение произведения воспитателем!
Публикация «Восприятие художественной литературы: основные методы и приемы работы» размещена в разделах
Рассказывание произведения детской художественной литературы – это свободная передача текста, при которой воспитателем допускается незначительное сокращение текста, перестановка слов, пояснение.
Также используются: метод беседы (проводится по прочитанному, любое произведение становится эстетическим тогда, когда оно осмысленно, пересказ, метод заучивания наизусть (алгоритм: чтение с установкой и без установки на заучивание, последовательный анализ логически завершенных отрывков, подведение к тому, как правильно прочесть часть стихотворения, декламация отрывка 3-5 человек, завершающее чтение воспитателем, чтение стихотворения индивидуально, а не хором, с выразительной интонацией).
Основные приемы (элементы) словесного метода:
Речевой образец – это правильная, заранее отработанная языковая деятельность, доступная для повторения.
Объяснение – это раскрытие сущности какого-либо явления или образа действия.
Указание – это разъяснение, каким образом следует действовать, как достичь результата. Указания бывают обучающие, организационные и дисциплинирующие.
Вопрос – это словесное обращение, требующее ответа или задание, предполагающее применение уже имеющихся знаний. Вопросы бывают прямые, наводящие, подсказывающие, поисковые.
Повторение – это использование неоднократно одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) для запоминания.
Словесное упражнение – многократное выполнение определенных речевых действий для совершенствования речевых умений и навыков, всегда вариативно, выполняется с большей долей самостоятельности.
Оценка детской деятельности – развернутое, мотивированное суждение о деятельности ребенка, степени усвоения знаний и умений.
Словесные методы дополняют наглядными: рассматриванием иллюстраций, показом предметов, игрушек, наблюдением.
Грамотная организация работы с художественной литературой позволяет положительно влиять на речевое и общее развитие ребенка, его дальнейшую успешную социализацию.