Получи документы

Личность педагога и его роль в организации работы с одаренными детьми

Елена Николаевна Нетребина
Личность педагога и его роль в организации работы с одаренными детьми
▼ Скачать + Заказать документы

«В основе всей нашей системы образования должен лежать фундаментальный принцип – каждый ребенок одарен, раскрытие его талантов – это наша задача. В этом успех России»

В. Путин

В настоящее время от одаренных и талантливых людей ожидается конструктивное развитие и максимальная отдача в различных сферах человеческой деятельности, а также требуется пересмотр взглядов на педагога и на процесс его профессиональной подготовки в стратегических направлениях модернизации образования.

Публикация «Личность педагога и его роль в организации работы с одаренными детьми» размещена в разделах

Федеральная программа «Одаренные дети» указывает на необходимость дальнейшего обеспечения условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей. Государственная политика направлена на обеспечение эффективного развития, обучения и воспитания одаренных детей, а ответственность за решение этой задачи возложена на педагога. От современных педагогов требуются качественные действия в обеспечении развития способностей учащихся. Осуществление этого невозможно без специальной подготовки, поэтому проблема подготовки учителя к работе с одаренными детьми является сегодня одной из наиболее актуальных проблем в педагогике.

«В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком»

А. Бебель

Подготовка педагога к работе с одаренными детьми включает в себя решение сразу нескольких составляющих проблем.

1. Создание информационного и методического обеспечения для подготовки педагога и его последующей работы с одаренными детьми.

2. Организация теоретического обучения педагога вопросам диагностики одаренности, выбору правильных стратегий работы с одаренным ребенком, созданию условий для раскрытия одаренности.

3. Организация практикума по овладению навыками работы с одаренными детьми и освоению специфических образовательных технологий, приемов и методов обучения и развития таких детей.

4. Ознакомление педагогов с уже накопленным передовым педагогическим опытом в этой области.

Как показали исследования, именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в «новом» педагоге.

Личность учителя является важнейшим фактором в процессе развития одаренных детей. Подготовленные учителя больше ориентируются на творчество, поощряют учащихся к принятию риска. Вопросы подбора и подготовки учителя для работы с одаренными детьми отличаются сложностью и неоднозначностью, требуют учета личностных качеств.

Подготовка педагогов для работы с одаренными детьми должна быть как разработка стратегии, подбор содержания, форм и методов, которые позволят обеспечить становление и развитие базового и специфического компонентов профессиональной квалификации учителя. В процессе такой подготовки педагогов должны быть обеспечены формирование не только соответствующих умений, но и отработка качеств личности, необходимых для выявления и сопровождения одаренных детей.

Стратегия, содержание, формы и методы подготовки педагога должны обеспечивать становление и развитие как базового, так и специфического компонентов профессиональной квалификации педагогов.

В процессе подготовки педагогов следует обеспечить формирование не только соответствующих умений, но и коррекцию качеств личности, необходимых для работы с одаренными детьми.

Специфика такой подготовки педагогов для работы с одаренными детьми должна отвечать целому ряду требований:

1) Формирование профессионально-личностной позиции педагогов. С учетом психологических, дидактических и иных особенностей обучения и развития одаренных детей, основным требованием к подготовке педагогов для работы с ними является изменение педагогического сознания.

2) Комплексный психолого-педагогический и профессионально-личностный характер образования педагогов.

3) Создание системы консультирования и тренингов. Эта форма эффективна для формирования необходимых педагогу навыков самопознания, самоконтроля, а также потребности саморазвития.

4) Создание психолого-педагогических условий для развития профессионального мастерства.

подготовка педагога к новой функции педагог-тьютор, педагог-модератор и педагог-фасилитатор необходима для выполнения социального заказа общества.

Повышенные требования к профессиональным знаниям, умениям и значимым личностным качествам педагога для одаренных детей, требуют дополнительной подготовки уже на стадии обучения будущих педагогов в вузе.

Следовательно, можно сделать вывод, что практический компонент готовности педагога в работе с одаренными детьми отражается следующими умениями:

- использовать приемы и методы для развития способностей ребенка;

- прогнозировать развитие одаренного ребенка;

- стать наставником в отношении одаренного ребенка;

- разрабатывать образовательную программу, которая будет соответствовать потенциалу одаренного ребенка;

- предлагать одаренному ребенку творческие задания;

- использовать вопросы открытого характера, предоставлять возможность выбора;

- предоставлять учащимся консультации по предмету и вопросам личностного характера;

- проводить индивидуальное обучение с одаренными детьми.

Педагог-тьютор - это наставник, посредник, человек, который учит самостоятельно решать проблемы. Это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс работы с одаренными детьми.

В работе педагога-модератора основными являются методы, которые побуждают детей к деятельности и активности; выявляют проблемы и ожидания; вызывают и используют опыт и компетенцию; организуют процесс участия и самоорганизации; отрабатывают действия или образцы действий; устанавливают климат товарищеского сотрудничества.

Сегодня модерация - это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество работы с одаренными детьми.

Третья роль выступает как профессионально важное качество личности педагога - фасилитация, означающее «облегчать», «содействовать», что в современной образовательной системе подходит для раскрытия роли и значимости педагога. Педагог-фасилитатор содействует усилению продуктивности образования и развитию работы с одаренными детьми за счет особого стиля общения и личности педагога.

В состав ключевых квалификаций педагога-фасилитатора должны входить:

- действенный педагогический гуманизм, присоединение к эмоциональному состоянию одаренных детей, сопереживание и оказание помощи в преодолении негативных эмоций и трудностей;

- сверхнормативная профессионально-педагогическая активность, готовность и потребность в инновационной деятельности, проявление творческой инициативы.

В современных условиях одаренных детей можно выявить с помощью специальных психологических методов. Главная задача педагога, которой обеспечивается его эффективная работа с одаренными детьми, - это создание в рамках каждого занятия необходимых условий для развития и формирования познавательной активности талантливых малышей. В таких случаях часто используется метод детского эксперимента. Он заключается в том, что ученики, сталкиваясь с какой-либо проблемной ситуацией, должны сами определить, что им еще неизвестно для решения данной проблемы, или, что они должны повторить.

У всех одаренных детей отчетливо выражена поисковая потребность. Они испытывают яркие, насыщенные эмоции при занятиях определенной работой. Еще их отличает необычная целеустремленность, способность к длительной концентрации внимания, умение управлять своей деятельностью (в определенной области).

Одаренность интеллектуальная и одаренность творческая не связаны между собой напрямую.

Для того, чтобы внутренний потенциал одаренного ребенка был раскрыт максимально, нужно вести ежедневную, последовательную, индивидуальную работу на всех уровнях.

Отметим наиболее важные моменты в работе со способными детьми, идущие непосредственно от педагога.

Роль заинтересованности каждый педагог согласится, что дети целенаправленно решающие личностно-значимые задачи, даже не обладая

явными признаками одарённости, делают это с большим успехом, нежели те, кто более одарён, но менее заинтересован. Поэтому, начиняя работу с детьми, нужно стремиться привить устойчивый интерес детей к предмету.

Этому способствуют:

- активные формы и методы в процессе преподавания,

- проведение уроков в нетрадиционной форме (особенно

интерактивные игры,

- организация внеклассных мероприятий,

- проектно-исследовательская деятельность,

- привлечение детей к участию в конкурсах, выставках.

На занятиях необходимо применять методы, развивающие мышление, побуждающие к самостоятельной работе, ориентирующие на дальнейшее самосовершенствование и самообразование.

При контроле знаний использовать:

- индивидуальные задания, повышенной сложности, с применением дополнительного материала, выходящего за рамки образовательной программы;

- задания проблемного и творческого характера;

- задания на анализ, синтез и установление причинно-следственных связей, на развитие логического мышления;

- задания на прогнозирование ситуации.

При изучении нового материала - меры поддержания интереса к усвоению темы и развитию познавательной активности путем:

- стимулирования выдвижения гипотез, способности находить пути решения проблемных вопросов;

- вовлечения в активные формы деятельности;

- использования игровых форм обучения;

- составления логических таблиц и схем, планов самими учащимися способствующих пониманию излагаемого материала;

- стимулировать включение в изучаемый материал дополнительных научных данных и примеров.

При групповой работе назначать консультанта для составления алгоритма и осуществления анализа;

При работе в парах привлекать для поддержки слабоуспевающих детей;

При выполнении самостоятельной работы на занятиях, задания для одаренных детей предполагают:

- повышенную степень самостоятельности детей.

- самостоятельное нахождение рациональных путей решения вопроса;

- формирование системности в знаниях.

Публикации по теме:

Педагогическая поддержка, организация и содержание работы с талантливыми и одаренными детьми Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Первомайский детский сад» Первомайского района Тамбовской области Публичная.

Роль современных педагогических технологий в организации воспитательной работы с детьми Доклад «Роль современных педагогических технологий в организации воспитательной работы с детьми» Современные педагогические технологии в.

Конспект организации совместной деятельности педагога с детьми 5–6 лет на тему: «Русская каша-сила наша!» Цель: формировать представления детей о здоровом питании. Задачи: 1. Расширять представления детей о пользе каши для организма человека.

Особенности организации работы с детьми с ОВЗ Хусенова Екатерина Раззоковна, Воспитатель 1 квалификационной категории, МАОУ «СОШ №7» СП «Детский сад[/b]» Особенности организации работы.

Особенности организации работы с детьми с ОВЗ Хусенова Екатерина Раззоковна, Воспитатель 1 квалификационной категории, МАОУ «СОШ №7» СП «Детский сад» Особенности организации работы с.

Примеры применения педагогической технологии в практике работы педагога дошкольной образовательной организации Возраст детей Описание педагогической практики применения технологии достигнутые образовательные результаты 4-5 лет Проведение диагностики.

Роль и место творческих проектов в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации Роль и место творческих проектов в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации Современные педагогические исследования.

Роль педагога в организации театрализованной деятельности В организации театрализованной деятельности особая роль принадлежит педагогу, использующему различные технологии, обеспечивающие положительную.

Роль педагога в системе работы по формированию универсальных (базовых) учебных действий в процессе комплексного сопровождения В связи с тенденцией к ухудшению речи детей в дошкольном возрасте в группах общеразвивающей направленности появляются о дети с ограниченными.

«Мастер своего дела». Личность педагога в инновационном образовательном пространстве Личность педагога в инновационном образовательном пространстве Как сформировать мастера своего дела? Чехутина Л. В. Дубина М. В. Науменко.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Личность педагога и его роль в организации работы с одаренными детьми
Опубликовано: 4 сентября 2019 в 02:54
+31Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Личность педагога и его роль в организации работы с одаренными детьми» (включая файлы) размещена пользователем Елена Николаевна Нетребина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД