Елена Николаевна Нетребина
Личность педагога и его роль в организации работы с одаренными детьми
▼ Скачать + Заказать документы
«В основе всей нашей системы образования должен лежать фундаментальный принцип – каждый ребенок одарен, раскрытие его талантов – это наша задача. В этом успех России»
В. Путин
В настоящее время от одаренных и талантливых людей ожидается конструктивное развитие и максимальная отдача в различных сферах человеческой деятельности, а также требуется пересмотр взглядов на педагога и на процесс его профессиональной подготовки в стратегических направлениях модернизации образования.
Публикация «Личность педагога и его роль в организации работы с одаренными детьми» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
Федеральная программа «Одаренные дети» указывает на необходимость дальнейшего обеспечения условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей. Государственная политика направлена на обеспечение эффективного развития, обучения и воспитания одаренных детей, а ответственность за решение этой задачи возложена на педагога. От современных педагогов требуются качественные действия в обеспечении развития способностей учащихся. Осуществление этого невозможно без специальной подготовки, поэтому проблема подготовки учителя к работе с одаренными детьми является сегодня одной из наиболее актуальных проблем в педагогике.
«В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком»
А. Бебель
Подготовка педагога к работе с одаренными детьми включает в себя решение сразу нескольких составляющих проблем.
1. Создание информационного и методического обеспечения для подготовки педагога и его последующей работы с одаренными детьми.
2. Организация теоретического обучения педагога вопросам диагностики одаренности, выбору правильных стратегий работы с одаренным ребенком, созданию условий для раскрытия одаренности.
3. Организация практикума по овладению навыками работы с одаренными детьми и освоению специфических образовательных технологий, приемов и методов обучения и развития таких детей.
4. Ознакомление педагогов с уже накопленным передовым педагогическим опытом в этой области.
Как показали исследования, именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в «новом» педагоге.
Личность учителя является важнейшим фактором в процессе развития одаренных детей. Подготовленные учителя больше ориентируются на творчество, поощряют учащихся к принятию риска. Вопросы подбора и подготовки учителя для работы с одаренными детьми отличаются сложностью и неоднозначностью, требуют учета личностных качеств.
Подготовка педагогов для работы с одаренными детьми должна быть как разработка стратегии, подбор содержания, форм и методов, которые позволят обеспечить становление и развитие базового и специфического компонентов профессиональной квалификации учителя. В процессе такой подготовки педагогов должны быть обеспечены формирование не только соответствующих умений, но и отработка качеств личности, необходимых для выявления и сопровождения одаренных детей.
Стратегия, содержание, формы и методы подготовки педагога должны обеспечивать становление и развитие как базового, так и специфического компонентов профессиональной квалификации педагогов.
В процессе подготовки педагогов следует обеспечить формирование не только соответствующих умений, но и коррекцию качеств личности, необходимых для работы с одаренными детьми.
Специфика такой подготовки педагогов для работы с одаренными детьми должна отвечать целому ряду требований:
1) Формирование профессионально-личностной позиции педагогов. С учетом психологических, дидактических и иных особенностей обучения и развития одаренных детей, основным требованием к подготовке педагогов для работы с ними является изменение педагогического сознания.
2) Комплексный психолого-педагогический и профессионально-личностный характер образования педагогов.
3) Создание системы консультирования и тренингов. Эта форма эффективна для формирования необходимых педагогу навыков самопознания, самоконтроля, а также потребности саморазвития.
4) Создание психолого-педагогических условий для развития профессионального мастерства.
подготовка педагога к новой функции педагог-тьютор, педагог-модератор и педагог-фасилитатор необходима для выполнения социального заказа общества.
Повышенные требования к профессиональным знаниям, умениям и значимым личностным качествам педагога для одаренных детей, требуют дополнительной подготовки уже на стадии обучения будущих педагогов в вузе.
Следовательно, можно сделать вывод, что практический компонент готовности педагога в работе с одаренными детьми отражается следующими умениями:
- использовать приемы и методы для развития способностей ребенка;
- прогнозировать развитие одаренного ребенка;
- стать наставником в отношении одаренного ребенка;
- разрабатывать образовательную программу, которая будет соответствовать потенциалу одаренного ребенка;
- предлагать одаренному ребенку творческие задания;
- использовать вопросы открытого характера, предоставлять возможность выбора;
- предоставлять учащимся консультации по предмету и вопросам личностного характера;
- проводить индивидуальное обучение с одаренными детьми.
Педагог-тьютор - это наставник, посредник, человек, который учит самостоятельно решать проблемы. Это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс работы с одаренными детьми.
В работе педагога-модератора основными являются методы, которые побуждают детей к деятельности и активности; выявляют проблемы и ожидания; вызывают и используют опыт и компетенцию; организуют процесс участия и самоорганизации; отрабатывают действия или образцы действий; устанавливают климат товарищеского сотрудничества.
Сегодня модерация - это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество работы с одаренными детьми.
Третья роль выступает как профессионально важное качество личности педагога - фасилитация, означающее «облегчать», «содействовать», что в современной образовательной системе подходит для раскрытия роли и значимости педагога. Педагог-фасилитатор содействует усилению продуктивности образования и развитию работы с одаренными детьми за счет особого стиля общения и личности педагога.
В состав ключевых квалификаций педагога-фасилитатора должны входить:
- действенный педагогический гуманизм, присоединение к эмоциональному состоянию одаренных детей, сопереживание и оказание помощи в преодолении негативных эмоций и трудностей;
- сверхнормативная профессионально-педагогическая активность, готовность и потребность в инновационной деятельности, проявление творческой инициативы.
В современных условиях одаренных детей можно выявить с помощью специальных психологических методов. Главная задача педагога, которой обеспечивается его эффективная работа с одаренными детьми, - это создание в рамках каждого занятия необходимых условий для развития и формирования познавательной активности талантливых малышей. В таких случаях часто используется метод детского эксперимента. Он заключается в том, что ученики, сталкиваясь с какой-либо проблемной ситуацией, должны сами определить, что им еще неизвестно для решения данной проблемы, или, что они должны повторить.
У всех одаренных детей отчетливо выражена поисковая потребность. Они испытывают яркие, насыщенные эмоции при занятиях определенной работой. Еще их отличает необычная целеустремленность, способность к длительной концентрации внимания, умение управлять своей деятельностью (в определенной области).
Одаренность интеллектуальная и одаренность творческая не связаны между собой напрямую.
Для того, чтобы внутренний потенциал одаренного ребенка был раскрыт максимально, нужно вести ежедневную, последовательную, индивидуальную работу на всех уровнях.
Отметим наиболее важные моменты в работе со способными детьми, идущие непосредственно от педагога.
Роль заинтересованности каждый педагог согласится, что дети целенаправленно решающие личностно-значимые задачи, даже не обладая
явными признаками одарённости, делают это с большим успехом, нежели те, кто более одарён, но менее заинтересован. Поэтому, начиняя работу с детьми, нужно стремиться привить устойчивый интерес детей к предмету.
Этому способствуют:
- активные формы и методы в процессе преподавания,
- проведение уроков в нетрадиционной форме (особенно
интерактивные игры,
- организация внеклассных мероприятий,
- проектно-исследовательская деятельность,
- привлечение детей к участию в конкурсах, выставках.
На занятиях необходимо применять методы, развивающие мышление, побуждающие к самостоятельной работе, ориентирующие на дальнейшее самосовершенствование и самообразование.
При контроле знаний использовать:
- индивидуальные задания, повышенной сложности, с применением дополнительного материала, выходящего за рамки образовательной программы;
- задания проблемного и творческого характера;
- задания на анализ, синтез и установление причинно-следственных связей, на развитие логического мышления;
- задания на прогнозирование ситуации.
При изучении нового материала - меры поддержания интереса к усвоению темы и развитию познавательной активности путем:
- стимулирования выдвижения гипотез, способности находить пути решения проблемных вопросов;
- вовлечения в активные формы деятельности;
- использования игровых форм обучения;
- составления логических таблиц и схем, планов самими учащимися способствующих пониманию излагаемого материала;
- стимулировать включение в изучаемый материал дополнительных научных данных и примеров.
При групповой работе назначать консультанта для составления алгоритма и осуществления анализа;
При работе в парах привлекать для поддержки слабоуспевающих детей;
При выполнении самостоятельной работы на занятиях, задания для одаренных детей предполагают:
- повышенную степень самостоятельности детей.
- самостоятельное нахождение рациональных путей решения вопроса;
- формирование системности в знаниях.