Светлана Иванова
Роль и место творческих проектов в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Роль и место творческих проектов в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации
Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти по завершению обучения в детском саду в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию? Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.
Публикация «Роль и место творческих проектов в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации» размещена в разделах
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.
Этот метод актуален и очень эффективен, т. к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.
Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т. к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада.
Поэтому в практике своей работы я стала достаточно активно использовать данный метод, и хочу поделиться опытом своей работы в данном направлении. В современных методических рекомендациях нет четкого указания на то, сколько проектов в год должно быть реализовано. Но, учитывая преемственные связи с начальной школой, я определила для себя, что это должно быть не мене 4-х проектов в год. Хотя практика показала, что их может быть и больше.
Проектная деятельность всегда разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием, поэтому я стараюсь находить нетрадиционные методы воздействия на ребёнка, на его эмоциональную и нравственную сферу.
Работая над проектами, я ставлю такие цели, чтобы развивать у каждого ребё нка:
- творческое начало, воображение, изобретательность;
- способность к критическому мышлению и умение делать самостоятельный выбор;
- способность ставить проблемы и находить их решение;
- неравнодушие к проблемам близких людей, своего города, общества, страны, окружающей среды.
Использование метода проектов в работе с дошкольниками имеет свою специфику: мне необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом стараюсь не переусердствовать с опекой и помощью родителей.
В результате использования метода проектов дети в моей группе стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.
Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии.
Привлекая родителей к работе над проектом, я создаю в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта. Участие взрослых в детских проектах способствует социально-личностному развитию каждого ребенка.
И более подробно я хочу рассказать о тех проектах, которые были проведены в нашей группе.
Очень интересным был последний проект «Осторожно, огонь».
Цель проекта : формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности в ДОУ.
Задачи проекта : - уточнить, систематизировать и углубить знания детей о правилах пожарной безопасности, формировать привычки их соблюдения;
- учить детей правилам поведения в экстремальной ситуации (набирать номер телефона пожарной части, вести диалог с диспетчером по телефону: четко называть свой адрес);
- познакомить со средствами пожаротушения;
-способствовать овладению приемами элементарного практического взаимодействия с окружающими предметами, с помощью которых можно потушить пожар;
- расширить знания детей о профессии пожарного;
- воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить работу по преодолению страха перед огнем;
-развивать в детях желание заниматься физической подготовкой, чтобы быть ловкими, смелыми и сильными, как пожарные;
-привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в проекте;
- формировать чувства ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил пожарной безопасности;
Вид проекта : краткосрочный, творческий.
Время реализации проекта : 01.10.2018-31.10.2018 г.
Участники проекта : дети группы, родители, воспитатели, музыкальные руководители.
Этапы проекта
1 этап. Подготовительный
- Составление паспорта проекта.
- Подбор детской художественной литературы для чтения детям.
- Подбор презентаций для просмотра.
- Изготовление дидактических игр.
- Подбор материала для проведения опытов и экспериментов.
- Подбор сюжетных картинок и иллюстраций.
- Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
2 этап. Выполнение проекта
- Проведение с детьми бесед о пожарной безопасности;
- Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр, спортивного развлечения;
3 этап. Результаты
- Подготовка к блиц - турниру «Юные пожарные».
- Презентация проекта в форме показа интеллектуального блиц – турнира «Юные пожарные»
Проект «Защитники Отечества» особенно актуален в наше время.
В работе над данным проектом я знакомила детей с историей, культурой, традициями нашего народа, воспитывала патриотические чувства относительно своей Родины; приобщала к духовным и историческим ценностям своего народа. Проект был направлен на воспитание патриотических чувств у детей, воспитание физических качеств : смелость, ловкость, сила.
Проект включал в себя :
- рисование рисунков «Мой папа, самый, самый»;
- выпуск с детьми совместной работы на плакате ко дню защитников отечества;
- составление исторического альбома «Защитники Отечества»;
- изготовление подарков для пап и дедушек;
А в заключении проекта состоялось праздничное развлечение «Вместе с папой».
При работе над проектом «Масленица», я увидела, что дети с родителями с большим интересом включились в различные виды деятельности:
- разучивание масленичных закличек;
- приготовление теста для блинов;
- лакомство блинами;
- изготовление вместе с детьми чучела Масленицы;
- игры-эстафеты «Перетягивание каната». «Снежный тир», катание на лошадях;
- сжигание на огороженном участке чучела Масленицы.
Реализуя данный проект, я ставила перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Проект «Будь здоров, малыш» посвящён актуальной проблеме – формированию у детей навыков здорового образа жизни.
В своей работе я использовала нетрадиционные формы оздоровления детей:
-приёмы массажа биологически активных точек; самомассажу тела, лица; проведение утренних гимнастик с элементами босохождения, (в облегчённой одежде);
- закаливающие процедуры после дневного сна;
- ароматизация помещений (лук, чеснок, апельсин,
- фитопитание (чаи, коктейли, отвары,
- полоскание горла отварами трав,
- изготовление аромомедальонов (чеснок).
Неделя здоровья была поделена на 5 секторов: «Островок босоножия», «Волшебные точки», «Ярмарка игр», Посещение фито-бара «Целебный коктейль» и завершился проект презентацией фитнес-клуба «Крепыш».
Долго делились впечатлениями дети после проекта «Сказки А. С. Пушкина». Тема проекта выбрана неслучайно, т. к. одним из самых ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей является А. С. Пушкин. Целью проекта было донести до детей через сказки А. С. Пушкина понимание того, что искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо понимать и любить произведения литературы, живописи, музыки, учить понимать, что чрезвычайно важную роль играют и художественные средства, с помощью которых художник создает образ. На этапах проекта проводились :
- игры –драматизации по сказкам А. С. Пушкина совместно с родителями (Изготовление костюмов для драматизаций.)
- выставка детских работ «По дорогам сказок Пушкина»
- Презентация «Угадай, какая сказка»;
- Конкурс чтецов отрывков из произведений А. С. Пушкина;
-Проведение творческого театрализованного конкурса «В гостях у Пушкина» (конкурс среди групп).
А сейчас мы работаем над проектом «Мамы разные нужны, мамы всякие важны».
Результаты реализации проектной деятельности радуют, но всегда есть что совершенствовать. Думаю, что совместно с родителями мы будем изучать и внедрять в практику работы индивидуальные исследовательские детско-родительские и детские проекты.
Результаты работы показывают, что проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы ребёнок творчески успешно развивался.
Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников любознательность, практические навыки, творческое мышление.
Анализ и оценка получившихся результатов, их сравнение с замыслом дают возможность видеть пути дальнейшего развития проектной деятельности.
Литература
1. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ : от теории к практике. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – с. 6-8.
2. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ : от теории к практике. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – с. 48-49.
3. Урмина И. А. Инновационная деятельность в ДОУ: программ - метод. обеспечение: пособие для рук. и адм. работников / И. А. Урмина, Т. А. Данилина. – М. : Линка-Пресс, 2009. – с. 85-87.