Анна Демченко
Педагогическая поддержка, организация и содержание работы с талантливыми и одаренными детьми
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Первомайский детский сад» Первомайского района Тамбовской области
Публичная лекция
«Педагогическая поддержка, организация и содержание работы
с талантливыми и одаренными детьми»
Демченко Анна Ивановна, воспитатель I категории
Публикация «Педагогическая поддержка, организация и содержание работы с талантливыми и одаренными детьми» размещена в разделах
Каждый ребенок уникален и имеет право развиваться в своем темпе, учиться по своей образовательной траектории. Задача взрослых – увидеть и поддержать задатки способностей, предоставить ребенку возможности для их реализации в тех видах деятельности, к которым он проявляет наибольший интерес, содействовать реализации одаренности.
Прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться, о чем, собственно, мы будем вести речь. (на слайде термины)
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Сензитивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.
Выявление способных детей и работа с ними являются актуальной задачей образования. А в последние годы работа с одаренными детьми особо выделяется в разряд приоритетных направлений образовательной политики государства (Д. А. Медведев).
Я испытала гордость за свою страну, узнав, что 1 сентября 2015 года по инициативе В. В. Путина образовательным фондом «Талант и успех» в г. Сочи был открыт центр «Сириус» для одаренных детей, деятельность которого представлена тремя направлениями: наука, спорт и искусство. Причем дети занимаются совершенно бесплатно, главное – талант.
В Тамбовской области в целях создания условий для выявления, развития, социальной поддержки одаренных детей области, реализации их способностей, разработана концепция развития региональной системы работы с одаренными детьми на 2015-2020 годы.
Одним из направлений концепции является формирование системы по развитию детей, начиная с раннего возраста и до вступления молодых людей в самостоятельную профессиональную деятельность.
Как организуется работа в дошкольном учреждении по выявлению, поддержке и сопровождению одаренных и талантливых детей?
Организация работы в данном направлении включает в себя следующие этапы:
1 этап – диагностический, в ходе которого педагог-психолог совместно со специалистами и воспитателями, наблюдают за детьми, анализируют индивидуальные особенности каждого ребенка, выявляют детей с ярко выраженными способностями.
2 этап - уточнение выявленных способностей ребенка. На этом этапе воспитатели осуществляют сбор дополнительной информации от других педагогов детского сада, родителей, изучают специальную литературу для уточнения выявленной одаренности ребенка.
3 этап – создание условий для развития одаренных детей.
На этом этапе, на основании анализа выявленной одаренности ребенка, заявки родителей о развитии одаренности их ребенка, в детском саду создаются условия для развития одаренных детей.
Условия поддержки одаренности :
• Демократический стиль отношений, доброжелательный климат на всех уровнях: администрация – воспитатель – ребенок – семья.
• Нерегламентированная творческая среда.
• Активное включение ребенка в практическую деятельность.
• Поддержка мотивации, воли, познавательных потребностей ребенка.
• Широкий круг общения: включение в различные общности (в том числе и взрослые профессиональные сообщества).
• Социальная значимость и поддержка развития не только специфических способностей, но и интеллектуальных, творческих способностей через прессу, телевидение, общественную оценку.
• Целенаправленная психолого-педагогическая поддержка детей и родителей.
Наше дошкольное учреждение уделяет большое внимание проблеме выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей.
Основным направлением в работе с одаренными детьми в дошкольном учреждении является студийно-кружковая работа. Воспитанники нашего дошкольного учреждения развивают свои творческие и индивидуальные способности, посещая следующие кружки:
«Нетрадиционные техники рисования», кружок по декоративно-прикладному искусству «Завиток», направленные на формирование творческого мышления и воображения;
«Веселый оркестр», «Радуга» способствующие развитию музыкально-ритмических и артистических способностей;
«Карусель», направленный на совершенствование вокально-хоровых навыков;
«Художественная гимнастика», «Веселая аэробика», целью которых является всестороннее совершенствование двигательных способностей и артистизма.
Кроме этого, с 2012 года наше дошкольное учреждение является областной стажерской площадкой по работе с одаренными детьми, тема которой «Развитие творческих способностей детей средствами театральной деятельности». Цель данной площадки – всестороннее развитие личности ребенка через театрализованную деятельность.
В течение трех лет являюсь членом творческой рабочей группы по постановке детских спектаклей и веду кружок «Юный актер» для детей 5-7 лет, где развиваю у детей творческие способности средствами музыкально-драматического искусства.
Ежегодно наши воспитанники участвуют в конкурсах, олимпиадах, выставках различного уровня и занимают призовые места (конкурс одаренных детей «Искорки Тамбовщины», международный конкурс детского творчества «Красота Божьего мира», Епархиальный конкурс детского творчества «ПАСХА КРАСНАЯ», муниципальный творческий конкурс «Рождественская звезда», международный детский творческий фестиваль «Южный полюс», всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие» и др.).
7-летние воспитанники, достигшие высоких результатов, заносятся в банк данных «Одаренные дети Тамбовщины».
Также наше дошкольное учреждение активно взаимодействует с Центром по работе с одаренными детьми в системе МБОУ ДОД «Дом детского творчества», МБОУДОД «Школа искусств, МБОУ ДОД «Первомайская ДЮСШ» Первомайского района (заключены соглашения о взаимодействии и сотрудничестве). В течение учебного года проводятся совместные мероприятия с участием детей, родителей и специалистов данных образовательных организаций.
Родители становятся главными союзниками и помощниками, которые «перебрасывают мостик» для ребенка от детского сада к данным учреждениям, где ребенок продолжает совершенствовать свой природный потенциал в приоритетном для него виде деятельности. Направляем же родителей, помогаем им увидеть одаренность своего ребенка мы - педагоги.
А сейчас вашему вниманию предлагается фотогалерея «Наши талантливые выпускники».
Попова Татьяна являлась активной участницей детских мероприятий, проходивших в нашем учреждении. В рамках кружков художественно-эстетической направленности по вокально-хоровому пению «Карусель», по театральной деятельности «Юный актер» девочка готовилась к исполнению ярких ролей в детских спектаклях «Снежная королева», «Гуси-лебеди». Сейчас она является ученицей школы искусств, где продолжает заниматься хоровым пением и учится играть на фортепьяно. В Международном творческом конкурсе «В Таланте» Татьяна заняла II место, а также отмечена почетной грамотой главы администрации Первомайского района за активное участие в творческой жизни Первомайского района, достойные результаты в обучении, успехи в конкурсах и фестивалях.
Курманов Георгий, посещая детский сад, проявлял свои способности в спортивной секции тхэквон до, кружках по театрализованной деятельности и игре на музыкальных инструментах. Георгий играл главные роли в детских спектаклях «Гуси-лебеди», «Дюймовочка», стал победителем муниципального этапа и лауреатом регионального детского творческого конкурса «Искорки Тамбовщины». В настоящее время Георгий отлично учится в музыкальной школе и занимается спортом. Он является лауреатом III степени открытого зонального конкурса юных пианистов, бронзовым призером Чемпионата и первенства России Международной федерации тхэквон до.
Петрищева Светлана в детском саду занималась гимнастикой и вокально-хоровым пением, в детских спектаклях исполняла озорные роли Бабы-Яги, Разбойницы и ласкового Солнышка. Светлана заняла III место в муниципальном этапе регионального детского творческого конкурса «Искорки Тамбовщины». Обучаясь в школе, девочка стала победительницей муниципального этапа данного конкурса, за что отмечена почетными грамотами.
Участие в таких масштабных конкурсах и соревнованиях, несомненно, добавляет нашим детям ценного опыта и соревновательной практики, мотивирует на дальнейшие победы.
Хотелось бы сказать о том, что нельзя забывать о социальном благополучии одаренного ребенка. Ведь неизвестно, как он будет принят другими детьми. Не окажется ли он в изоляции?
Необходимо больше внимания уделять вопросам общения, групповым играм которые являются прекрасной моделью развития и коррекции социальных навыков общения. Важно помнить, что любая игра должна приносить ребенку радость и внушать ему уверенность в своих силах.
Завершить свое выступление хочется словами президента Владимира Владимировича Путина: «Для нас очень важно не потерять ни одного талантливого ребенка».