МААМ-картинки

Роль педагога в системе работы по формированию универсальных (базовых) учебных действий в процессе комплексного сопровождения

Наталья Богданова
Роль педагога в системе работы по формированию универсальных (базовых) учебных действий в процессе комплексного сопровождения
▼ Скачать + Заказать документы

В связи с тенденцией к ухудшению речи детей в дошкольном возрасте в группах общеразвивающей направленности появляются о дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие тяжелые нарушения речи.

Например, в 2017-2018 году в нашем учреждении, в группах общеразвивающей направленности было четыре воспитанника с тяжелыми нарушениями речи – ОНР III уровня, в 2018-2019 году количество детей с общим недоразвитием речи I и II уровня увеличилось до восьми детей. Фактически эти дети должны посещать группу компенсирующей направленности для детей с ТНР, но родители, по ряду уважительных причин, не переводят детей в детский сад, имеющий такие специализированные группы. Поэтому мы поговорим о детях с ОВЗ, имеющих нарушения речи, подтвержденные ТПМПК, которые посещают группы общеразвивающей направленности и получают помощь на логопедическом пункте ДОУ в рамках инклюзивного образования. Проблема сопровождения таких детей в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как в настоящее время отсутствуют программно-методические материалы, раскрывающие содержание коррекционно-педагогического процесса с детьми ТНР в учреждениях и группах общеразвивающей направленности.

Публикация «Роль педагога в системе работы по формированию универсальных (базовых) учебных действий в процессе комплексного сопровождения» размещена в разделах

Основная цель сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи - определение и реализация индивидуального образовательного маршрута коррекционно-педагогической работы.

Специфика сопровождения такова, что каждый специалист выполняет определённые задачи в области своей предметной деятельности. Достижение положительного результата возможно только при условии реализации комплексного подхода в деятельности логопеда, воспитателя группы общеразвивающей направленности, которую посещает ребенок с ТНР, психолога при взаимодействии и сотрудничестве с родителями дошкольников.

Основной целью взаимодействия должно стать создание такой воспитательной среды, которая способствует максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, преодолению у них трудностей в речевом развитии.

Этапы коррекционно-педагогической работы :

Диагностический этап. Для успешности воспитания и обучения детей с ТНР необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Основной целью диагностического этапа является сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры речевого нарушения и потенциальных возможностей ребёнка.

В рамках диагностической работы воспитатель общеразвивающей группы:

• изучает уровень речевого развития ребенка с ТНР;

• квалифицирует с помощью учителя-логопеда вид речевых недостатков, устанавливает их возможные причины.

Наряду с речевыми недостатками у дошкольников могут отмечаться недостатки неречевого характера, проявляющиеся в недоразвитии психических процессов. Поэтому в процессе обследования должны быть учтены связи умственного, речевого и физического развития ребенка.

Такая работа требует владения соответствующими диагностическими знаниями и умениями, разнообразия методов:

• наблюдение за ребенком в процессе разных видов деятельности и при выполнении специальных диагностических заданий;

• изучение условий семейного воспитания, беседы с родителями.

Результаты диагностического обследования доводятся до сведения всех участников коррекционно - педагогического процесса.

Консультативно-проективный этап. Цель: определить наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы, составить индивидуальную программу, распределить обязанности по ее реализации, уточнить сроки.

На основании диагностических данных совместно с учителем-логопедом, педагогом-психологом разрабатывается индивидуальная адаптированная образовательная программа на воспитанника с тяжелыми нарушениями речи. Важно отметить, что учитель-логопед и воспитатель, работая над развитием речи детей, не подменяют, а дополняют друг друга. Программа индивидуального развития для воспитанника утверждается на педсовете образовательного учреждения (на заседании ПМПк учреждения).

Деятельностный этап, или собственно коррекционный - реализация программы комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ. Вы создаете в группе обстановку эмоционального благополучия в группе и формируете у ребенка общие предпосылки успешной логопедической коррекции, следите за соблюдением единого речевого режима на занятиях и во время режимных моментов, прогулок, в играх и развлечениях и т. д.

Задачи, стоящие перед воспитателем при работе с детьми с тяжелыми нарушением речи:

• развитие познавательной активности;

• расширение кругозора детей;

• расширение словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам;

• развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида;

• закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни;

• развитие мелкой и артикуляционной моторики;

• развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей;

• в особых случаях (стойкое нежелание родителей заниматься с ребенком) выполняет рекомендации логопеда в домашней тетради.

При реализации индивидуальной адаптированной образовательной программы развития ребенка с ОВЗ воспитатели осуществляют свою работу в рамках образовательного процесса. При проведении занятий, необходимо стремиться, чтобы ребенок с недостатками речевого развития постоянно находился в фокусе вашего внимания, и получать задания только в соответствии с его особенностями речевого развития, звукопроизношения, особенностями слоговой структуры слов. Не просить ребенка ответить на вопрос взрослого, если его речь практически неразборчива или звучит смазанно. Не просить повторить слово, правильно проговаривая все звуки, если у него только формируются звуки "Р", "Л" или другие "трудные звуки" и т. д.

При проведений занятия по ИЗО, конструированию, аппликации и лепке – создают условия для развития навыков общения. Например, при совместном выполнении какой-либо поделки, коллективной работы обычно возникаю оживленные диалоги детей. Поэтому такие занятия особенно ценны для детей со сниженной речевой инициативой. Задача воспитателя-профессионала не запрещать общение детей друг с другом, а наоборот, всемерно поддерживать и поощрять речевую активность ребенка, направляя ее в нужное русло и используя для решения коррекционно-развивающих задач. В рамках совместной деятельности воспитатель может организовать индивидуальные или подгрупповые коррекционно-ориентированные формы взаимодействия с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии: специальные дидактические и развивающие игры; занимательные упражнения; беседы; совместные практические действия; наблюдения; экскурсии; методически продуманные поручения и трудовые задания детям и др. При этом во внимание обязательно принимаются речевые и познавательные возможности ребенка.

Особого рассмотрения заслуживают вопросы, связанные с коррекцией недостатков звукопроизношения у воспитанников. Методы и приемы коррекции таких недостатков доступны для использования каждым воспитателем. Их применение высоко эффективно, поскольку воспитатель имеет возможность ежедневно общаться с детьми, знает их склонности, интересы, и, следовательно, может определить оптимальные формы включения необходимых заданий коррекционной направленности в деятельность конкретных детей. Причем задачи подготовительного этапа можно решать не только в традиционной форме, но и с привлечением ресурсов интерактивного оборудования, ежедневной утренней гимнастики, в состав которой как структурный компонент включить артикуляционную гимнастику.

Позже, на этапе автоматизации звуков в словах, фразах или текстах можно закрепить за каждым из воспитателей детей со сходными недостатками. Например, один воспитатель курирует детей с дефектами произношения свистящих и шипящих звуков, а напарник – с дефектами произношения сонорных звуков. Одно из главных условий качества коррекционно-речевого сопровождения – искренняя заинтересованность педагога в его результатах, желание помочь ребенку и постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднений. Особенно это важно для заикающихся детей, которые в большинстве своем имеют сверхранимую нервную систему и чувствительны не только к содержанию, но и форме, интонационному оформлению обращенной к ним речи. Поэтому от уровня профессионального мастерства, общей и речевой культуры, тактичности, терпеливости воспитателя, но и одновременно – от его настойчивости, последовательности в работе зависят отношение самого ребенка к мерам предлагаемой педагогической помощи и мотивация к ее принятию. Кроме того, определенные требования должны соблюдаться не только воспитателем, но и по его настоянию всеми близкими для ребенка взрослыми в отношении использования приемов исправления ошибок в детской речи: они должны быть сделаны в тактичной щадящей форме и только при уверенности, что поправка дойдет до сознания ребенка. Поправлять спешно, мимоходом, в разгар работы, игры, когда дети чем-нибудь увлечены, ни в коем случае нельзя. В лучшем случае такие поправки пропадают даром, в худшем – раздражают детей.

Уместно будет сказать о культурных и методических требованиях к речи взрослых, работающих с дошкольниками, которые разработала основоположник методики развития речи Е. И. Тихеева. Эти требования, на мой взгляд, остаются до сих пор актуальными:

- речь должна быть абсолютна правильна, литературна;

- по форме и по тону речь должна быть всегда безупречно вежливой;

- структуру речи следует согласовывать с возрастом детей: чем меньше ребенок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи;

- содержание речи взрослых должно строго соответствовать развитию, запасу представлений и интересам детей, опираться на их опыт;

- речь взрослых должна соответствовать таким критериям, как точность, простота, эмоциональная выразительность, образность, размеренность темпа и достаточная (но не чрезмерная) громкость.

Один из важных этапов работы - консультативно-просветительское сопровождение семьи. Родители являются полноправными участниками воспитательно- образовательного процесса. Вовлечение родителей влечёт за собой рост их активности, повышение педагогической компетентности, а также меняет характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям. Для начала нужно установить контакт с родителями. Родители должны увидеть ваше стремление к сотрудничеству, ваше желание вместе с ними заботиться о полноценности развития именно их ребенка и в свойственных именно их семье условиях. В числе наиболее простых способов наблюдение: как происходит расставание детей с родителями утром, как ребенок встречает своих родителей вечером, каков характер вопросов, просьб ребенка к родителям и. наоборот. Какова реакция родителей на просьбы или капризы, что из жизни ребенка интересует родителей в первую очередь (успехи на занятиях, поведение, питание, сон). Обобщение результатов наблюдения, проводимого двумя воспитателями группы позволить выяснить, чем наполнена жизнь ребенка в семье, какие методы воспитания используют родители, какие черты характера и особенности развития вызывают у них тревогу и т. п. Далее воспитатели вместе с родителями обсуждают, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке. На этой стадии работы можно уже в корректной форме побеседовать с родителями о нежелательных тенденциях в речевом развитии ребенка, показать возможные пути их коррекции в группе и в семье, тем самым формируя у близких к ребенку взрослых элементарные предпосылки педагогической рефлексии (Что семья может сделать для развития ребенка).

Затем необходимо установление совместных требований к общему и речевому развитию ребенка. Результатом такого общение должно стать понимание семьей необходимости объединить усилия для выработки единой педагогической линии в интересах ребенка. На этой стадии вы знакомите родителей с доступными в домашних условиях способами стимуляции речевого развития, обогащения языковой среды и т. д. В условиях семьи вполне может быть обеспечено укрепление анатомо-физиологической основы речи, предупреждение факторов биологического порядка (например, заболевания носоглотки, аденоиды и др). Однако воспитателю необходимо предостеречь родителей от чрезмерно ревностного отношения к речевому развитию ребенка и акцента на нем в ущерб развития других видов детской деятельности. Нужно помнить. Что языковые возможности ребенка еще невелики, он не в состоянии справится с непосильными требованиями, вследствие чего может произойти своеобразный срыв, приводящий нередко к одному из самых тяжелых речевых нарушений – заиканию. Поэтому основу совместной работы родителей и воспитателей должно составлять разумное отношение к состоянию, прежде всего самого ребенка и только потом предъявление определенных требований к его речи.

Инициатором контактов является воспитатель и от него в значительной мере зависит, будут ли эти отношения – и насколько – продуктивны.

Формы работы с родителями ребенка с ОВЗ: индивидуальные консультации, родительский тренинг, анализ педагогических ситуаций, совместная деятельность и сотворчество ребенка и родителей, практикум с обязательным участием ребенка и др.

В заключении хочу выделить наиболее значимые знания, которыми педагоги должны обладать при сопровождении детей с особыми образовательными потребностями:

- возрастная закономерность речевого онтогенеза воспитанников вашей группы;

- типичные недостатки, отклонения и нарушения в речевом развитии детей и причинах, лежащих в их основе;

- задачи, формы, результативные методы и примы диагностики и коррекции недостатков речи в условиях ДОУ и семьи;

- задачи, содержание, методы и формы профилактической и консультативной работы как с ребенком с нарушением речи, так и с его семьей.

Публикации по теме:

Виды универсальных учебных действий в речевом развитии Сегодня актуальны звучат слова американского философа, художника, публициста Элберта Хаббарта :ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА СОСТОИТ В ТОМ, ЧТОБЫ.

Анкета для педагогов для анализа знаний их об универсальных учебных действиях Анкета для педагогов Уважаемые педагоги! Данная анкета предлагается педагогам для анализа знаний их об универсальных учебных действиях.

Опыт работы «Включение педагога и родителей в процесс сопровождения развития детей раннего возраста»Опыт работы «Включение педагога и родителей в процесс сопровождения развития детей раннего возраста» Августовское методическое объединение в МДОУ «Детские сад №14» Один из докладов МО "Детский сад №1" Включение педагога и родителей в процесс.

Семинар для педагогов «Формирование предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников» Формирование предпосылок универсальных учебных действий в старшем дошкольном возрасте Важнейшей задачей современной системы образования.

Формирование предпосылок универсальных учебных действий в старшем дошкольном возрасте Формирование предпосылок универсальных учебных действий в старшем дошкольном возрасте Синибор А. А., старший воспитатель Слайд 2. Сегодня.

Мини–музей тряпичной куклы «Берегиня». Региональный компонент в системе работы педагога ДОУМини–музей тряпичной куклы «Берегиня». Региональный компонент в системе работы педагога ДОУ В рамках реализации регионального компонента мною, был разработан проект «Народная кукла» и создание мини музея тряпичной куклы «Берегиня»,.

Применение учебных презентаций в образовательном процессе кадетской школы Сегодня в общеобразовательной школе одной из наиболее распространённых форм донесения учебного материала можно назвать мультимедийные презентации.

Развитие речи как фактор формирования универсальных учебных действий дошкольников Универсальные учебные действия – это способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем активного (присвоения нового социального.

Рекомендации для педагогов по развитию универсальных учебных действий у обучающегося при переходе в среднее звено Рекомендации для учителя по развитию универсальных учебных действий у обучающегося при переходе в среднее звено. Личностные УУД: 1. Помните,.

Теоретические основы коммуникативных универсальных учебных действий старших дошкольников с общим недоразвитием речи В ситуации модернизации системы образования в Российской Федерации изменилась основная задача, возлагаемая на современную школу, которая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль педагога в системе работы по формированию универсальных (базовых) учебных действий в процессе комплексного сопровождения
Опубликовано: 27 февраля 2019 в 12:45
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль педагога в системе работы по формированию универсальных (базовых) учебных действий в процессе комплексного сопровождения» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Богданова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД