Екатерина Хусенова
Особенности организации работы с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Хусенова Екатерина Раззоковна,
Воспитатель 1 квалификационной категории,
МАОУ «СОШ №7» СП «Детский сад»
Особенности организации работы с детьми с ОВЗ
Здравствуйте, свое выступление я хотела бы начать с притчи «Трещина в кувшине»
У одной женщины было два кувшина, с которыми она каждый день ходила по воду. Набирая два полных кувшина, она вешала их на коромысло, но приносила домой всегда лишь полтора. В одном кувшине была небольшая трещина, и половина воды по дороге домой из него выливалась.
Публикация «Особенности организации работы с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
Целый кувшин был очень доволен собой, а кувшин с трещиной постоянно стыдился своего недостатка. Ему было очень жаль пожилую женщину, которая часто вынуждена была ходить по воду, поэтому, однажды он сказал ей:
- Прости, что из меня вытекает половина воды, пока ты идешь домой. Я ничего не могу с этим поделать.
Но мудрая старая женщина только улыбнулась:
- а заметил ли ты, что с твоей стороны дороги я засеяла прекрасные цветы, а с другой стороны – нет? С твоей помощью я поливаю их каждый день. А они каждый день радуют мои глаза и душу и украшают мой дом. Если бы не ты, всей этой красоты просто не было бы. Всё это благодаря тебе. У каждого из нас есть недостатки. Но есть особенности и трещины, которые делают нашу жизнь столь интересной и достойной. Просто нужно каждого воспринимать таким, какой он есть, и видеть в нем хорошее.
Эта притча о важности и значимости каждого человека в этом мире, о принятии себя и окружающих людей такими, какие они есть. Дети с ограниченными возможностями здоровья тоже как «кувшин с трещиной», они тоже имеют право на жизнь, что они, не зная сами себя, могут быть полезны обществу.
В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья - одна из актуальных проблем современного образования.
Поэтому получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества.
В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально – экономического развития Российской Федерации.
Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоями в обществе и могут наравне со всеми детьми, расти, развиваться и добиваться новых достижений.
Все большее распространение получает инклюзивное образование детей с ОВЗ. Дети со значительными нарушениями могут быть интегрированы в обычную группу, но при этом им требуется не только индивидуальный подход, но и специальное обучение.
Сегодня в нашем детском саду создаются условия для воспитания и развития детей с ограниченными возможностями совместно с нормально развивающимися детьми. Ведь, чем раньше будет вовлечен такой ребенок в интегрированное воспитание и обучение, тем быстрее и легче он адаптируется к той жизни, в которой живут здоровые дети.
Нашу группу посещает ребенок со сложной структурой дефекта, т. е. у ребенка легкая умственная отсталость с учетом психофизического развития ребенка с расстройствами аутистического спектра.
Такому ребенку характерны такие черты как:
- стереотипное поведение;
- чрезмерная психомоторная возбудимость;
- трудно устанавливают эмоциональный контакт с внешним миром, не играет со сверстниками;
- стараются избегать каких – либо нововведений в свой жизненный порядок и, таким образом, активно этому сопротивляется;
- задержка и нарушение коммуникативной функции языка (мутизм);
- играет только с определенными игрушками.
Учитывая особенности ребенка, перед нами стоят следующие задачи:
- сформировать коммуникативные навыки в стереотипных ситуациях;
- формировать умения выстраивать простые отношения с детьми и взрослыми с учетом определенных правил поведения;
- формировать умение преодолевать отрицательные формы поведения;
-стимулировать подражание и речевую активность.
Для достижения поставленных задач созданы следующие условия:
- совместно с узкими специалистами, со старшим воспитателем разработана адаптированная образовательная программа дошкольного образования детей с лёгкой умственной отсталостью, с учётом психофизического развития ребёнка с расстройствами аутистического спектра;
- создана развивающая предметно – пространственная среда в группе с учетом интересов и потребностей ребенка. Среди оборудования и материалов доступных для него, имеются его любимые игрушки, предметы (фигурки животных, пирамидки, мозайка). При организации пространства используются дополнительные визуальные средства: фотографии, информационные таблички, пиктограммы, иллюстрации правил поведения. Имеются уголки активности, моделирующие реальные ситуации общественной жизни (улица, магазин, аптека, дом и т. д.). Весь материал находиться в пределах видимости ребенка, он может его самостоятельно выбрать или указать на него. Также для расширения социального опыта ребенка, для развития его познавательного и эмоционального интереса к занятиям в РППС имеется уголок для игр с песком, различными сыпучими материалами и водой. Для развития познавательной деятельности, ориентировки в пространстве используем материал М. Монтессори: «Цветные штанги», «Блоки с цилиндрами - вкладышами», «Геометрический комод», «Геометрические тела», «Шершавые буквы» и т. п.
- проводятся индивидуальные и подгрупповые занятия не только с педагогами группы, но и узкими специалистами (учитель – логопед, педагог – психолог).
Коррекционная работа проходит с нескольких флангов:
Педагог-психолог обеспечивает разработку индивидуальных программ развития, проводит диагностику, психопрофилактическую работу. Работа психолога заключается также в постоянном тесном общении с родителями и воспитателями, он повышает уровень психологической компетенции воспитателей и родителей.
Логопедическая работа не менее важна для ребёнка, ведь речь и развитие взаимосвязаны. Логопед диагностирует ребёнка и разрабатывает индивидуальную программу развития речи и коммуникативных навыков.
Музыкальный руководитель развивает эстетическую сторону ребёнка, применяет музыкотерапию как метод релаксации и коррекции;
Инструктор по физкультуре прилагает все усилия для оздоровления и закаливания ребёнка, подбирая строго индивидуальный комплекс упражнений и процедур;
Медперсонал – это профилактика, оздоровление, наблюдение и контроль здоровья.
И, наконец, воспитатель занимается всесторонним развитием деток с учетом индивидуальных особенностей и возможностей.
- кадровые условия, пройдены курсы по теме «Особенности организации образовательной деятельности с детьми с ОВЗ дошкольных образовательных организациях в соответствии с ФГОС ДО», являюсь активным слушателем онлайн – конференции, семинаров.
На сегодняшний день результатом работы является, то что ребенок начинает произносить отдельные слоги и элементарные слова (пока, нет, мама) повторяет движения, слышит обращенную к нему речь.
Повторяя действия за взрослым; усвоил способы работы с бумагой и клеем, любит играть с мозаикой, конструктором, пластилином; проявляет интерес к выполнению заданий с использованием песочной терапии.
Безусловно, большую роль в работе с таким ребенком играет заинтересованность родителей. Обучая ребенка определенным движениям (например, «кивни головой», «подними руку», вовлечение ребенка в игру с игрушкой) мы также, обучаем и родителей, как правильно отрабатывать тот или иной навык, как правильно общаться с ребенком. Ведь, кто как не родитель будет закреплять, то, чему учат его ребенка. Только совместными усилиями мы можем увидеть результат, проследить положительную динамику. Соблюдение единства требований дома и на занятиях помогут укрепить его успех.
Таким образом, комплексный подход к решению сложной для всего педагогического коллектива проблемы позволил получить положительные результаты. Педагоги группы на достаточном уровне овладели знаниями, умениями и трудовыми функциями, а родители ребенка отметили положительную динамику, как в физическом состоянии ребенка, так и в психоэмоциональном.