Марина Дубина
«Мастер своего дела». Личность педагога в инновационном образовательном пространстве
▼ Скачать + Заказать документы
Личность педагога в инновационном образовательном пространстве
Как сформировать мастера своего дела?
Чехутина Л. В.
Дубина М. В.
Науменко Р. А.
МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад№176 «Карандаш»
Аннотация: в статье анализируется важная проблема по воспитанию и качественному образованию педагогических кадров ДОО. Создание системы плодотворного социального партнерства НЧОУ для обеспечения условий позитивных изменений ДОО в соответствии с требованиями ФГОС и профессиональных стандартов. Через сетевое взаимодействие увеличить ресурсное обеспечение (интеллектуальное, информационное, информационное) возможности роста профессионального мастерства педагогов и руководителей ДОО.
Публикация «„Мастер своего дела“, Личность педагога в инновационном образовательном пространстве» размещена в разделах
Ключевые слова: инновация, сетевое взаимодействие, компетентность, педагогическое мастерство
Современный этап внедрения стандарта дошкольного образования предполагает иной подход к системе воспитания и обучения дошкольников, а соответственно достичь положительных результатов можно только совершенствуя профессиональные компетенции педагога :
1. обеспечение эмоционального благополучия воспитанников,
2. поддержка индивидуальности и инициативы детей,
3. построение вариативного, развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого ребенка,
4. владение ИКТ-компетенциями,
5. взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную
деятельность.
На сегодняшний день серьезной социальной проблемой является низкий уровень подготовленности педагогов дошкольников :
-у молодых педагогов - это отсутствие практики реализации ФГОС ДО;
-у педагогов с большим стажем работы преобладает классическая форма организации образовательной деятельности (преподнесение детям готовых знаний, что не развивает любознательность, самостоятельность, инициативность у ребенка, а так же сложенный годами стереотип взаимодействия, общения педагога с детьми не соответствующий ФГОС ДО.
Одним из путей совершенствования качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей дошкольной образовательной организации частно-государственных организаций, как главного фактора роста профессионального мастерства педагогов и руководителей. Мы считаем, что развитие сетевого взаимодействия дошкольной образовательной организации с учебными центрами даст качественный продукт исполнения муниципальной услуги ФГОС ДО. Узловой элемент, вокруг которого формируется социальное партнерство, – это социальная проблема.
Конечно, дифференцированный подход к повышению профессионального мастерства педагогов осуществляется давно и эта тема не нова, но время не стоит на месте и поэтому механизмы управления повышением педагогического мастерства обновляются, совершенствуются, а порой и меняются кардинально. Задачей учреждения в данных условиях становится разработка системы повышения педагогического мастерства с учетом индивидуальных склонностей и ресурсов педагога для предоставления качественной муниципальной услуги удовлетворяющей всех участников образовательного процесса. Задача сложная, глобальная, но решаемая. По нашему мнению сетевое взаимодействие выход и решение поставленной задачи. Так как перед современным педагогом открывается широкий спектр проблем по эффективному сотрудничеству с другими людьми, овладению информационно-коммуникативными технологиями, регулярному совершенствованию личностных качеств, планированию своей образовательной диаграммы, то есть факторов, обеспечивающих собственную успешность и конкурентоспособность, то организатором выхода из данной проблемы должно стать учреждение, то есть МЫ.
Цель инновации связана с решением задач повышения качества дошкольного образования через развитие творческого потенциала, рост профессионального мастерства сотрудников, педагогов и руководителей ДОО.
На начальном этапе была создана инициативная группы, которая является ядром проекта. Нами был проведен мониторинг соответствия педагогов ФГОС. Определены проблемные направления. Для организации работы изучен опыт работы учреждений города и информационной базы сети Интернет. Выводы о сетевом взаимодействии мы подкрепляли практикой. Тренинги по профилактике педагогического выгорания, которые проводила педагогом-психологом Дубина М. В. с педагогами пробудил творческий потенциал, нацелили коллектив на новые достижения. Сетевое взаимодействие сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным организациям динамично развиваться находить новые методы повышения уровня осведомленности, профессионализма, мобильности.
Главной целью в повышении качества подготовки педагогических кадров, приведение системы педагогического образования в соответствие со стандартами профессиональной деятельности педагога и федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Процесс повышения квалификации педагогов является постоянным и непрерывным. Следует так же отметить, что в настоящее время существует такая проблема, как подготовленность кадров. Педагоги, особенно со стажем работы, вынуждены ломать сложившиеся стереотипы перестраивать организацию педагогического процесса, овладевать методами и технологиями, ориентированными на личностный подход к ребенку, что представляет определенную сложность для возрастных педагогов. В свою очередь молодых педагогов до сих пор готовят по старым профессиональным требованиям. И отсутствие практики в применении современных знаний приводит к профессиональному коллапсу.
Разрешить возникшие противоречия можно и нужно при выполнении ряда условий, одним из которых может быть организация сетевого взаимодействия ДОО и НЧОУ ДПО «Персонал-ресурс» в режиме частно-государственного партнерства (письмо Минобрнауки России от 08.10. 2012 No 08-444 «О применении механизмов частно-государственного партнерства в сфере образования») и совместных усилий по внедрению ФГОС ДО. При этом «сетевое взаимодействие» это не только взаимодействие в сети Интернет, а особый тип взаимодействия, где каждый участник данного процесса получает доступ к ресурсам, возможностям развития недоступным вне сети.
В настоящее время сетевое взаимодействие реально является инновационным этапом развития дошкольного образования в свете ФГОС.
Сотрудничество с отцом Сергием (православный Приход Рождественско-Николаевского храма, затронуло спектр вопросов духовно-нравственного воспитания, региональный компонент, вопросы области познания. С педагогами проведены : гостиная «Рождественские встречи», круглый стол «День любви, семьи и верности», экскурсия в Гуамское ущелье, в Свято-Михайловский Афонский мужской монастырь, расширившие познания о духовности, культуре, истории. В планах осуществление глубокой системной работы с Краснодарским государственным историко-археологическим музеем-заповедником им. Фелицына, что позволит расширить, знания педагогов по многим вопросам патриотического воспитания, историческом прошлом и географических особенностях Краснодарского края. Сотрудничество с МБОУ СОШ № 100, поможет педагогам глубже погрузиться в подготовку детей к школьному обучению, наладить преемственность в работе учреждений. Заключенный договор с НЧОУ ДПО «Персонал-ресурс», помог персонифицировать прохождение курсов (повышения квалификации, оказание первой медицинской помощи, переподготовки) на выгодных условиях.
Сетевое взаимодействие дает возможность широко применять продукты профессиональной инновационной деятельности в практике работы дошкольных образовательных учреждений города Краснодара, способствует процессу совершенствования мастерства как опытных, так и молодых педагогов ДОО, создает единую систему взаимодействия частно-государственного партнерства.
Литература:
1. Пивоваров А. А. Нормативно-правовые основы сетевого взаимо- действия образовательных организаций URL : https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2014/02/10/normativnopravovye-osnovy-setevogo-vzaimodeystviya МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗО
2. Степанов Е. Н. Диагностика удовлетворенности родителей и педагогов работой образовательного учреждения. // Управление ДОУ. – 2002. - №5. с. 10-18.
3. Готовимся к аттестации. – Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2000. – с. 51-60, с. 120-134.
4. Лебедева С. С., Маневцова Л. М. Проблемы управления инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства. – Санкт-Петербург: «Детство Пресс», 2001. – с. 36-43.
5. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М. : Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
//Дошкольное образование. № 8, 12.2008.