Маргарита Гусенкина
Как в условиях ДОУ приобщить старшего дошкольника к музыкальному искусству
▼ Скачать + Заказать документы
(Дополнительное образование)
«Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно открывает вам целый мир высоких чувств, сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Вы увидите жизнь в иных тонах и «красках».
Д. Д. Шостакович.
Перечитывая эти строки, педагог-музыкант, работающий в таком учреждении, как детский сад, с детьми старшего дошкольного возраста, задумывается над тем, как ввести маленького человека в замечательный мир музыки? Достаточно ли той работы, которой занимаются музыкальные руководители? Почему бы не расширить кругозор ребенка, обогатив его музыкальный опыт, предложив ему игру на фортепиано?
Публикация «Как в условиях ДОУ приобщить старшего дошкольника к музыкальному искусству» размещена в разделах
Именно с этой целью в ДОУ был создан музыкальный кружок «Веселые нотки» и открыта студия по обучению детей игре на фортепиано. Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю во 2-ой половине дня со старшими дошкольниками. Приглашаются все желающие дети. Разумеется, в известность об этом ставят родителей. На занятиях кружка работа ведется по нескольким направлениям:
1. Развитие и совершенствование музыкального слуха.
2. Обучение пению.
3. Развитие песенного творчества.
4. Знакомство с основами нотной грамоты.
Работая в первом направлении, приходится учитывать особенности восприятия и мышления старших дошкольников : оно наглядно-образное! Поэтому, говоря о музыкальном звуке, я использую наглядный материал, дидактические игры. Опираясь на наглядный материал, мне удается упорядочить стихийный опыт ребенка, научить его правильно понимать и употреблять термины: «музыкальный звук» и просто «звук», раскрыть перед детьми 5-7 лет особенности музыкального звука : его звуковысотность и продолжительность. В дальнейшем мы говорим об организации звуков во времени.
При обучении детей пению используются элементы методики отечественного педагога В. А. Емельянова (Новосибирск) Сюда входит артикуляционная гимнастика, включающая упражнения на активизацию мышц лица, упражнения для постановки певческого дыхания, развития и совершенствования певческого голоса и работа над песней (чистое интонирование, ансамбль).
Развивая у детей песенное творчество, я предлагаю ребятам самим сочинить мелодию на заданный текст - «быть композитором». Можно усложнить задачу : мало придумать мелодию на текст, нужно еще и объяснить, почему мелодия колыбельной получилась спокойной, а мелодия марша для солдатиков – наоборот энергичной и бодрой.
Еще одно направление работы музыкального кружка – это знакомство детей с основами нотной грамоты. Начиная эту работу, детям предлагается ответить на вопрос: «Что нужно сделать, чтобы не забыть песенку, которая очень понравилась?» И когда ребята приходят к выводу, что ее нужно записать, следует еще один вопрос: «Как?». Таким образом детей подводят к мысли о необходимости «музыкальных букв» - ноток и начинают рассказ о нотном стане, расположении нот на нем… Разумеется, используется наглядность: картинки, литература для детей, дидактические игры.
Когда дети раскрылись в работе кружка, возникает следующий вопрос: «А почему бы не предложить ребенку игру на фортепиано?» Ведь он с раннего детства любит подходить к инструменту и стучать по клавишам, часто утверждая, что умеет играть. К тому же старший дошкольник в недалеком будущем станет первоклассником, и умение расслаблять руку, владеть своими пальчиками поможет ему в приобретении навыка письма. Игра на фортепиано поможет развитию и совершенствованию таких психических процессов, как память (увеличивается скорость запоминания при участии комплекса анализаторов, главный из которых - слуховой, правильность воспроизведения, внимание (увеличивается его объем, устойчивость, продолжительность концентрации, воображение.
Научить маленького ребенка играть на фортепиано- задача не из легких. Сразу же появляются вопросы:
1. Желающих играть на фортепиано достаточно. Это дети и их родители. Начинать заниматься со всеми желающими или отдать предпочтение одаренным детям?
2. Как построить занятия с детьми, чтобы не допустить возможное детское и взрослое разочарование? Какими должны стать занятия по обучению игре на фортепиано?
3. Стоит ли настаивать на срочном приобретении родителями инструмента?
4. С какого возраста начинать заниматься с детьми игрой на фортепиано?
Специалисты (А. Д. Артоболевская, Л. А. Баренбойм) утверждают, что оптимальным для начала занятий является возраст 5,5-6 лет при условии, что к музыке ребенок приобщался с самого раннего возраста и к 5-ти годам он уже обладает запасом музыкальных впечатлений, навыками слушания, пения, не говоря уже об общем физическом (достаточно большая рука) и умственном развитии (способность анализировать, сопоставлять).
При обучении старших дошкольников игре на фортепиано перед родителями будущих пианистов не ставится задача приобрести инструмент. Конечно хорошо, когда фортепиано в доме у ребенка есть. Но если нет, отчаиваться не стоит. Если родители видят, что игра на инструменте ребенку интересна, доставляет радость, малыш делает успехи, то со временем и при желании, а, возможно, и при поддержке бабушки и дедушки, папа с мамой инструмент приобретут и продолжат музыкальное образование своего ребенка.
Какими должны стать занятия по обучению игре на фортепиано, чтобы не оттолкнуть трудностями, не разочаровать монотонностью, не наскучить однообразностью? Ответ один: интересными. Психологи утверждают, что основным видом деятельности дошкольника является игра, значит ребенок должен учиться играя. Следовательно, значительное место в обучении игре на фортепиано занимают игры, подтекстовки, считалочки. Задача педагога состоит в том, чтобы заинтересовать ребенка, с помощью игр и упражнений ввести в сложную для него область, где он получит первые представления о свойствах фортепианного звука, о нотной грамоте, начальные знания и умения как исполнитель: играть не связно (non legato, связно (legato, «переливая» мелодию из пальчика в пальчик, свободной, не зажатой рукой, элементарно контролировать свою игру, прикосновение к клавише.
Но игры используются не только для закрепления, разнообразия и занимательности. Они должны быть обучающими, приковывать внимание к занятиям, заставлять мыслить. Игра требует сообразительности, настойчивости, развивает воображение. Игровые приемы должны быть эмоционально окрашены, отвечать задачам нравственного воспитания, чтобы в ходе игры ребенок помогал, защищал. На занятия к ребенку приходят гости, которые обращаются за помощью. Малыш охотно помогает им и лучше понимает и усваивает материал.
Игры и игровые упражнения имеют разные цели. Так, игровое упражнение «Попади в цель» помогает ребенку понять, что прикасаться к клавише надо кончиком пальца, опуская его на подушечку, а считалочка «Раз, два-острова» и «Звонкая песенка» позволяет ребенку «быть композитором», т. е. прохлопать и самому записать ритмический рисунок песенки и считалочки.
В обучающей игре «Чей домик?» происходит знакомство ребенка с расположением клавиш на фортепиано, их названием и обозначением «музыкальными буквами»- нотками (чтобы не забыть).
Дидактическая игра «Клоуны», где происходит знакомство ребенка с двумя клоунами - грустным по имени Бемоль и веселым по имени Диез, а также с королем цирка по имени Бекар, дает представление о знаках альтерации.
Широкое использование игр, игровых упражнений сделало возможным обучение игре на фортепиано детей старшего дошкольного возраста. Во 2-ом полугодии желающим детям старшей группы (с согласия родителей) предлагаются индивидуальные занятия, где они знакомятся с инструментом, его устройством, способом звукоизвлечения, аппликатурой, а также начинается работа по организации руки для игры на фортепиано (так называемая «лепка рук», дается представление и формируется навык правильной посадки за инструментом. Для достижения этих целей используются самые разнообразные методы и приемы. Это и показ, и словесное объяснение, и игровые упражнения («часики», «попади в цель»). Параллельно с помощью дидактических игр уточняется представление о музыкальном звуке : его громкости (д/и «Почта», продолжительности (д/и «Выполни задание», высоте (д/и «Три медведя», упражнение «Бубенчики», а также об организации звуков во времени, т. е ритме (д/и «Ритмическое лото-2»).
Предлагаются ребенку и упражнения для развития слуха. Это задания типа «Найди клавишу». И подбор интонаций «кап-кап», «динь-дон». Затем в процессе дальнейшего знакомства с фортепиано уточняются знания о клавиатуре. Ребенок овладевает терминологией. В его лексиконе появляются такие слова как «регистр», «октава», «клавиши». Детям становятся понятными такие задания как: «Пожалуйста, сыграй звук «соль» третьим пальчиком правой руки в октаву» или «В высоком регистре покажи все клавиши «до».
Параллельно с этим даются теоретические знания (о нотном стане, нотах, ключах, метроритмической записи, а также осваивается прием исполнения «non legato» (не связно). Обязательны на индивидуальных занятиях и упражнения для развития слуха. Но, если в начале обучения дети подбирали по слуху отдельные интервалы, на которых строились интонации, то в дальнейшем или предлагается подбирать те песенки, которые они играют, но уже от другого звука. Таким образом, обладая необходимыми знаниями и навыками, ребенок исполняет несложные пьесы и подбирает их по слуху.
В этих же направлениях ведется работа и в дальнейшем, когда ребенок осваивает новый прием игры «legato», т. е. связно, получает новые теоретические знания (о записи нот 2-ой октавы). Совершенствуется и слух малыша. Он в состоянии подобрать не только те пьесы, которые играет сам, но и любимые (но не очень сложные) детские песенки, например, песенку «Кузнечик».
Не остаются в стороне родители и педагоги. Так мамы участвовали в выступлениях (фортепианный ансамбль, вокальный дуэт, хор).
Результатом работы музыкального кружка и студии стала прежде всего творческая активность детей, проявившаяся в их выступлениях перед малышами с постановкой музыкальных сказок «Репка», «7 козлят на новый лад», выступлениях на ежегодных отчетных концертах «Мир, в котором ты живешь» с инсценировками любимых песен, исполнением на фортепиано пьес с различной степенью трудности, выступлениях на тематических концертах, посвященных Международному женскому дню, Дню Победы.
Результатом работы по приобщению детей к музыкальному искусству в ДОУ стало также желание детей продолжить музыкальное образование. Кружковцы продолжают музыкальное образование в хоровой школе, Музыкальной школе №1 имени В. С. Калинникова.
Приобщение к музыкальному искусству - одна из многих задач художественно-эстетического воспитания, решение которой может стать эффективным средством формирования полноценной, гармонично развитой личности.
Список литературы:
1. Артоболевская А. Д. Первая встреча с музыкой. // Советский композитор. М., 1992. - 1-10с.
2. Баренбойм М. С. Об искусстве фортепианной игры// Музыка. М., 2004. – 150с.
3. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. – Музыка. М., 1989. - 51с.
4. Кончаловская Н. П. Нотная азбука. // Малыш. М. ,1999. 1-30 с.
5. Стулов И. Х. Сказки о добре и зле. // Сборник музыкальных сказок для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Классик стиль. М., 2007. – 1-5с.