Елена Чекстер
Как помочь родителям в подготовке детей к обучению грамоте в условиях логопедической группы
Моя статья о том, как помочь родителям подготовить дошкольника к грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения. Какими знаниями, умениями должны владеть родители, для того чтобы помочь детям при выполнении домашних работ по заданию логопеда.
Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нём родителей, которые в состоянии все знания, речевые навыки, умения детей, полученные во время занятий с логопедом и воспитателями, закрепить в повседневной жизни.
Публикация «Как помочь родителям в подготовке детей к обучению грамоте в условиях логопедической группы» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Задача логопеда состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребёнка, вооружить определёнными знаниями, умениями для выполнения домашней работы по усвоению и закреплению полученных знаний детьми.
Для успешного овладения грамотой у ребёнка уже в старшем дошкольном возрасте должны быть сформированы необходимые навыки, которые в школе позволят ему достаточно свободно ориентироваться в звуках и буквах. Без такой предварительной готовности он неизбежно будет путаться в них и тем более в определении их последовательности, а значит, в его письме постоянно будут появляться ошибки, именуемые в дальнейшем дисграфическими.
Под предварительной готовностью к овладению грамотой подразумевается следующее:
1. Умение различать на слух все звуки речи, включая акустически и артикуляторно близкие, к которым относятся звонкие-глухие, твёрдые-мягкие, свистящие-шипящие, а также [р], [л], [й]
2. Правильное произношение всех речевых звуков (прежде всего отсутствие замен одних звуков другими)
3. Владение простейшими видами звукового анализа слов (узнавание звука на фоне слова, выделение ударного гласного звука из начала слова, выделение согласного звука из конца слова, определение местоположения звука в слове)
4. Достаточный уровень сформированности зрительно-пространственных представлений, а также умение различать предметы и геометрические фигуры по форме, величине, расположению в пространстве (круг, квадрат, большой-маленький, слева-справа, вверху-внизу, что хорошо подготовит ребёнка к усвоению зрительных образов букв.
5. Сформированность графо-моторных навыков (подготовка руки ребёнка к письму)
6. Сформированность грамматического строя устной речи.
Это основные умения, которыми ребёнок должен овладеть к началу обучения грамотой. Поэтому одной из важнейших задач коррекционного обучения дошкольников с ОНР, с ФФНР является обучение грамоте. Для закрепления результатов логопедической работы, для усвоения учебного материала дети нуждаются в постоянных домашних заданиях.
Памятка для родителей при выполнении домашних работ по заданию логопеда (подготовка к обучению грамоте)
1. Не путать определения «звук» и «буква». Мы произносим звуки, буква является графическим изображением. На занятиях по грамоте, мы развиваем фонематический слух: умение слышать, различать и выделять звуки в слове. Звук определяется на слух.
Правило: ЗВУКИ мы слышим и произносим, БУКВЫ – видим, пишем.
2. Звук и буква изучаются параллельно, что ускоряет процесс запоминания графического образа звука (буквы) и значительно ускоряют процесс послогового чтения.
3. При знакомстве с буквой необходимо называть не её «официальное» алфавитное название (эм, бэ, а тот звук, который эта буква обозначает (м, б).
4. ЗВУКИ бывают гласными и согласными. Гласных звуков – 6 – А, О, У, Ы, И, Э. При произнесении гласных звуков воздушная струя не встречает преграды, воздух свободно выходит изо рта. Гласные звуки обозначаются красным цветом.
Согласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду (язык, зубы, губы).
Согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими. Твёрдые звуки обозначаются синим цветом. Мягкие звуки-зелёным.
5. Помнить, что при произношении звонкие согласные в конце слова оглушаются (зуб – зу[п], сад –са[т])
6. Графические начертания букв изучаются только в их печатном варианте.
7. Определение местоположения звука в слове. Звук может находится в начале, в конце и в середине слова. Например: мак – звук [М] –находится в начале слова, дом – звук [М] в конце слова, лимон – звук [М] в середине слова (если ребёнок затрудняется, то напоминаем, звук М не первый и не последний, значит он находится в середине слова).
Важно: определяем, выделяем звуки только в тех словах, написание которых, не расходится при произношении, например – кит, бык, ваза, пума и т. п; огурец [а]гурец, мороз-маро[с] и т. п.
8. Слова делятся на слоги.
9. Слоги делятся на звуки. В слоге есть гласный звук и один или несколько согласных. Есть слоги из одного гласного звука.
10. Мы говорим предложениями, предложения состоят из слов.
11. Есть короткие слова (предлоги) : - на, под, в, из, над, у. Короткие слова соединяют слова в предложения.
12. При анализе предложения считаем и длинные и короткие слова.
Игры на развитие фонематических процессов, которые могут проводиться по дороге домой из детского сада, во время прогулок, поездок:
Игра «Поймай звук» Произносить разные звуки, ребёнок должен услышать и поймать (хлопнуть в ладоши) заданный звук. Например, я буду называть разные звуки, если ты услышишь звук Р, хлопни в ладоши – рак, мак, сыр, лак, бор и т. д. ;
Игра «Поймай слог» Произносить разные слоги, ребёнок «ловит» слог с заданным звуком. Например, я буду произносить разные слоги, если ты услышишь слог со звуком Л, хлопни в ладоши: ла, ра, лы, мо, ру, ны, лу, лэ и т. д.
Игра «Какой звук есть во всех словах?» шапка, шуба, мешок, шина (ш); часы, очки, человек, печка (ч) и т. д.
Игра «Угадай, где спрятался звук?» (Например, в слове паук, где спрятался звук [П] (в начале слова, в конце слова или в середине слова) укроп, тапки.
Игра «Кто больше придумает слов с заданным звуком».
Игра «Кто больше придумает слов с заданным слогом»
Игра «Собери слово» Называть коротко звуки, какое слово получилось? с-о-к = сок, б-у-с-ы = бусы.
Игра «Повтори, не ошибись» Называть цепочку слогов, ребёнок должен в точности повторить. Например, ба-ба-ба-па; тя-та-та-тя; ша-са-ша-са и т. д.
Игра «Сколько раз я назову звук?» Например, сколько раз я назову звук у: у-у; у-у-у; у-у-а; у-а-у.
Занимаясь с ребёнком, родители должны чётко следовать рекомендациям логопеда, не усложнять задания по своему усмотрению, помнить, что переучить гораздо тяжелее, чем научить.