Приложение МААМ

Как помочь родителям в подготовке детей к обучению грамоте в условиях логопедической группы

Елена Чекстер
Как помочь родителям в подготовке детей к обучению грамоте в условиях логопедической группы
▼ Скачать + Заказать документы

Моя статья о том, как помочь родителям подготовить дошкольника к грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения. Какими знаниями, умениями должны владеть родители, для того чтобы помочь детям при выполнении домашних работ по заданию логопеда.

Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нём родителей, которые в состоянии все знания, речевые навыки, умения детей, полученные во время занятий с логопедом и воспитателями, закрепить в повседневной жизни.

Публикация «Как помочь родителям в подготовке детей к обучению грамоте в условиях логопедической группы» размещена в разделах

Задача логопеда состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребёнка, вооружить определёнными знаниями, умениями для выполнения домашней работы по усвоению и закреплению полученных знаний детьми.

Для успешного овладения грамотой у ребёнка уже в старшем дошкольном возрасте должны быть сформированы необходимые навыки, которые в школе позволят ему достаточно свободно ориентироваться в звуках и буквах. Без такой предварительной готовности он неизбежно будет путаться в них и тем более в определении их последовательности, а значит, в его письме постоянно будут появляться ошибки, именуемые в дальнейшем дисграфическими.

Под предварительной готовностью к овладению грамотой подразумевается следующее:

1. Умение различать на слух все звуки речи, включая акустически и артикуляторно близкие, к которым относятся звонкие-глухие, твёрдые-мягкие, свистящие-шипящие, а также [р], [л], [й]

2. Правильное произношение всех речевых звуков (прежде всего отсутствие замен одних звуков другими)

3. Владение простейшими видами звукового анализа слов (узнавание звука на фоне слова, выделение ударного гласного звука из начала слова, выделение согласного звука из конца слова, определение местоположения звука в слове)

4. Достаточный уровень сформированности зрительно-пространственных представлений, а также умение различать предметы и геометрические фигуры по форме, величине, расположению в пространстве (круг, квадрат, большой-маленький, слева-справа, вверху-внизу, что хорошо подготовит ребёнка к усвоению зрительных образов букв.

5. Сформированность графо-моторных навыков (подготовка руки ребёнка к письму)

6. Сформированность грамматического строя устной речи.

Это основные умения, которыми ребёнок должен овладеть к началу обучения грамотой. Поэтому одной из важнейших задач коррекционного обучения дошкольников с ОНР, с ФФНР является обучение грамоте. Для закрепления результатов логопедической работы, для усвоения учебного материала дети нуждаются в постоянных домашних заданиях.

Памятка для родителей при выполнении домашних работ по заданию логопеда (подготовка к обучению грамоте)

1. Не путать определения «звук» и «буква». Мы произносим звуки, буква является графическим изображением. На занятиях по грамоте, мы развиваем фонематический слух: умение слышать, различать и выделять звуки в слове. Звук определяется на слух.

Правило: ЗВУКИ мы слышим и произносим, БУКВЫ – видим, пишем.

2. Звук и буква изучаются параллельно, что ускоряет процесс запоминания графического образа звука (буквы) и значительно ускоряют процесс послогового чтения.

3. При знакомстве с буквой необходимо называть не её «официальное» алфавитное название (эм, бэ, а тот звук, который эта буква обозначает (м, б).

4. ЗВУКИ бывают гласными и согласными. Гласных звуков – 6 – А, О, У, Ы, И, Э. При произнесении гласных звуков воздушная струя не встречает преграды, воздух свободно выходит изо рта. Гласные звуки обозначаются красным цветом.

Согласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду (язык, зубы, губы).

Согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими. Твёрдые звуки обозначаются синим цветом. Мягкие звуки-зелёным.

5. Помнить, что при произношении звонкие согласные в конце слова оглушаются (зуб – зу[п], сад –са[т])

6. Графические начертания букв изучаются только в их печатном варианте.

7. Определение местоположения звука в слове. Звук может находится в начале, в конце и в середине слова. Например: мак – звук [М] –находится в начале слова, дом – звук [М] в конце слова, лимон – звук [М] в середине слова (если ребёнок затрудняется, то напоминаем, звук М не первый и не последний, значит он находится в середине слова).

Важно: определяем, выделяем звуки только в тех словах, написание которых, не расходится при произношении, например – кит, бык, ваза, пума и т. п; огурец [а]гурец, мороз-маро[с] и т. п.

8. Слова делятся на слоги.

9. Слоги делятся на звуки. В слоге есть гласный звук и один или несколько согласных. Есть слоги из одного гласного звука.

10. Мы говорим предложениями, предложения состоят из слов.

11. Есть короткие слова (предлоги) : - на, под, в, из, над, у. Короткие слова соединяют слова в предложения.

12. При анализе предложения считаем и длинные и короткие слова.

Игры на развитие фонематических процессов, которые могут проводиться по дороге домой из детского сада, во время прогулок, поездок:

Игра «Поймай звук» Произносить разные звуки, ребёнок должен услышать и поймать (хлопнуть в ладоши) заданный звук. Например, я буду называть разные звуки, если ты услышишь звук Р, хлопни в ладоши – рак, мак, сыр, лак, бор и т. д. ;

Игра «Поймай слог» Произносить разные слоги, ребёнок «ловит» слог с заданным звуком. Например, я буду произносить разные слоги, если ты услышишь слог со звуком Л, хлопни в ладоши: ла, ра, лы, мо, ру, ны, лу, лэ и т. д.

Игра «Какой звук есть во всех словах?» шапка, шуба, мешок, шина (ш); часы, очки, человек, печка (ч) и т. д.

Игра «Угадай, где спрятался звук?» (Например, в слове паук, где спрятался звук [П] (в начале слова, в конце слова или в середине слова) укроп, тапки.

Игра «Кто больше придумает слов с заданным звуком».

Игра «Кто больше придумает слов с заданным слогом»

Игра «Собери слово» Называть коротко звуки, какое слово получилось? с-о-к = сок, б-у-с-ы = бусы.

Игра «Повтори, не ошибись» Называть цепочку слогов, ребёнок должен в точности повторить. Например, ба-ба-ба-па; тя-та-та-тя; ша-са-ша-са и т. д.

Игра «Сколько раз я назову звук?» Например, сколько раз я назову звук у: у-у; у-у-у; у-у-а; у-а-у.

Занимаясь с ребёнком, родители должны чётко следовать рекомендациям логопеда, не усложнять задания по своему усмотрению, помнить, что переучить гораздо тяжелее, чем научить.

Публикации по теме:

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей»Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей» Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Тема: Мишка - Грамотей Задачи: • Закрепить умения.

Конспект занятия кружка «Абвгдейка» по подготовке детей младшего дошкольного возраста к обучению грамотеКонспект занятия кружка «Абвгдейка» по подготовке детей младшего дошкольного возраста к обучению грамоте Занятие 1. Буква АЗадачи: закреплять правильное произношение звука А – изолированного и в словах, учить различать звуки на слух, произносить.

Конспект занятия по подготовке и обучению грамоте «Мы помогаем Незнайке»Конспект занятия по подготовке и обучению грамоте «Мы помогаем Незнайке» Конспект занятия по подготовке и обучению грамоте «Мы помогаем Незнайке» Цель: Обобщить знания детей по теме звук – слог – слово – предложение.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте для старшей группыКонспект занятия по подготовке к обучению грамоте для старшей группы Тема: Буквы и звуки Ч-Щ. Чтение слогов, предложений Задачи: способствовать развитию звуко – буквенного анализа, фонематического восприятия;.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Закрепление пройденного материала» для старшей группыКонспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Закрепление пройденного материала» для старшей группы Задачи: продолжать учить читать слоги, проводить звуко-буквенный анализ слова; различать твердость и мягкость согласных; учить читать слова,.

Непосредственно образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группыНепосредственно образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группы В настоящее время процесс подготовки к обучению грамоте детей старшей и подготовительной к школе групп остается актуальным и важным. Обучение.

Открытое итоговое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Открытое занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. логопед - Попова Наталья Анатольевна Цели:.

Развивающая игра по подготовке к обучению грамоте «Угадай, как нас зовут?»Развивающая игра по подготовке к обучению грамоте «Угадай, как нас зовут?» Предлагаю вашему вниманию игру, главной целью которой является развитие умения составлять из букв слова, учитывая выявленную закономерность.

Самоанализ ОД по подготовке к обучению грамоте «Викторина Абвгдейка» Самоанализ открытого занятия по подготовке к обучению грамоте «Викторина Абвгдейка». В ходе проведения образовательной деятельности решалась.

Эффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольниковЭффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников Эффективность использования ИКТ по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников. Я. А. Каменский говорил: «Видеть звезды, слушать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Как помочь родителям в подготовке детей к обучению грамоте в условиях логопедической группы
Опубликовано: 10 февраля 2021 в 21:47
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Как помочь родителям в подготовке детей к обучению грамоте в условиях логопедической группы» (включая файлы) размещена пользователем Елена Чекстер (УИ 2564044) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД