Оксана Петрова
План по самообразованию в старшей группе «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Воспитатель :
Петрова О. П.
Актуальность
Актуальность данной темы в том, что современный мир требует от воспитателя формирования личности дошкольника, которая должна быть всесторонне развитой, мобильной. Основная часть формирования личности дошкольника происходит в семье и детском саду, где ребенок получает первые знания о «большом» мире посредством сказки.
Публикация «План по самообразованию в старшей группе „Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Сказки. Планирование по теме сказок
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.
Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогической науке как одно из центральных звеньев всестороннего формирования личности.
Основой нравственности являются нравственные качества личности, которые определяют ее моральный облик, делают человека внутренне свободным и социально ценным во всех сферах его общественной и личной жизни. Нравственные качества выступают одним из существенных внутренних механизмов, лежащих в основе морального выбора, определяют уровень социальной активности и зрелости человека, его нравственной культуры.
Старший дошкольный возраст - важный этап становления морального облика ребенка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучению к их выполнению. На этой ступени возраста формируются дружеские взаимоотношения между детьми, уважение к старшим, начала трудолюбия, любви к Родине.
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры.
Для решения данной проблемы мной была выбрана работа по ознакомлению детей со сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе ребенка; близка его мышлению, представлению.
В моей работе именно сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания дошкольников.
В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства.
Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки.
Цель – Развить и воспитать в душе каждого ребенка духовное начало, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком.
Для достижения цели определила, следующие задачи:
1. Побуждать у детей интерес к русским народным сказкам.
2. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
3. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
4. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.
5. Подобрать диагностические материалы направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев русских народных сказок.
6. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.
Этапы работы со сказкой
• Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
• Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
• Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
• Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
• Используя русские народные сказки, при формировании нравственных качеств я планирую добиться следующих результатов:
- формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений со взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира;
- готовность проявлять совместное сострадание и радость;
- развитие творческих способностей через ознакомление с русскими народными сказками;
План работы.
Месяц. Методы, цели, задачи.
Сентябрь. Подбор литературы.
Октябрь-ноябрь. 1. Беседа «Нравятся ли вам сказки? Почему?» Выяснить отношение детей к литературному жанру «Сказка».
2. Как узнать сказку? Познакомить детей с признаками, по которым мы узнаем сказку.
3. «Народные сказки».
Беседа «Почему сказки назвали народными?» Вызвать интерес к народному творчеству, познакомить с богатством народной культуры.
4. «Русские народные сказки».
Дидактическая игра «Я начну, а ты продолжи». Учить передавать содержание от лица сказочного героя. Учить передавать содержание от лица сказочного героя.
Декабрь- январь. 1.«Мы весёлые артисты». Драматизация сказок «Репка»,«Теремок». Развивать дружелюбие, трудолюбие. Формировать навыки совместной работы.
2. Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди»- развитие послушания старшим. Рассмотрение иллюстраций к русским народным сказкам в оформлении разных художников. Развивать умение замечать характерные особенности и детали изображения персонажей в книжных иллюстрациях.
3. Поможем дедушке и бабушке. Лепка Снегурочки. Слушание записи сказки «Снегурочка». Понимать смысл, сопереживать героям.
4. Любимые сказочные герои. Изобразительная деятельность по русским народным сказкам
Февраль 1. Как добрые и миролюбивые побеждают. сказка «Волк и семеро козлят»
Сказки про зверей.
Игра «Кто больше знает сказок про зверей».Вызвать интерес к игре. Воспитывать уважение к членам команды. Соблюдать правила.
2.«Кто помогал Зайчику». Изобразительная деятельность по сказке «Заюшкина избушка».
3. Авторские сказки. Беседа «Почему эти сказки назвали авторскими?» Познакомить детей с авторскими сказками
4. Писатель -сказочник К. И. Чуковский Познакомить детей с творчеством К. И. Чуковского. Добрые дела Доктора Айболита.
Март-апрель. 1. Цветик-семицветик (Катаев В. П.) нравственный поступок девочки Жени.
Художественная деятельность по сказке (рисование по сюжету сказки).
2. Сказка «Маша и медведь» предостерегает -можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации.
Май- Июнь 1. Сказки «Хаврошечка», «Царевна-лягушка» воспитание трудолюбия, забота о близком.
Аппликация к сказке.
2. Сказка «У страха глаза велики» воспитание смелости, ответственности за свои поступки.
А как бы поступил я?
3. Театрализованное представление "В гостях у сказки" с участием родителей, воспитанников.
Результат :
— Дети научились понимать смысл сказок,
— Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя,
— Дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль,
— Произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей.